Фольклор как нетрадиционный метод в работе с родителями дошкольников

Дата публикации: 2018-11-07 13:17:48
Статью разместил(а):
Шепелевич Алеся Валерьевна

Фольклор как нетрадиционный метод в работе с родителями дошкольников

Автор: Шепелевич Алеся Валерьевна

Музыкальный руководитель МАДОУ "Д/с № 18 "Веселые стрижи"

 

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и сохранение ее в наших детях. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
- уважительно относиться к своим древним корням;
- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения.

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.

Основная цель в моей работе - ориентация детей на национальные ценности и формирование этнического самосознания, воспитание творческой раскрепощённой личности, живущей в гармонии с собой и окружающим миром.   Русский дух, русские обычаи и обряды живы и теперь. И сохранить и передать традиции детям, новому поколению можно и нужно.

В процессе обучения, занятий фольклором, дети получают различные навыки:

Воспитательные:

  • формируется интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры, возникает чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;                    
  •  уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям национальных и социальных культур.

Образовательные: 

  • развивается активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • развитие  специальных  музыкальных  способностей  (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
  • развитие артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика) и укрепление органов дыхания (дыхательная гимнастика);
  • развивается  самостоятельность, инициатива и импровизационные способности у детей.

 

Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Связь ребенка с родителями, с семьей, общиной была тесной.  Современные же условия городской жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходят из жизни детей (особенно городского ребенка в условиях такого крупного мегаполиса как Москва) и «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка. 

Воспитание маленького ребёнка – это прежде всего напитывание его любовью. Это происходит через прикладывание малыша к груди, через ласковые прикосновения, улыбку, напевы колыбельных.
Колыбельные песни, игры передаются из поколения в поколение и замечательно принимаются малышом. С помощью детских потешек и игр с движениями умывание, кормление, одевание ребёнка из мучительной процедуры могут превратиться в весёлую игру. А разнообразные шутки, дразнилки, прибаутки, обогащают речь ребёнка, расширяют словарный запас, учат общению.

Сказки являются важными воспитательными средствами. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом.

Одним из средств народной культуры являются пословицы. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, У всех народов трудовое воспитание является главной задачей.

Сейчас на рынке представлено большое количество ярких «развивающих» игрушек – озвученных, с кнопками, на пульте управления и пр. В то же время психологи рекомендуют покупать ребёнку простые игрушки из натуральных материалов. Игра с такими игрушками пробуждает фантазию ребёнка и стимулирует игровую деятельность.
Народные игрушки всегда любимы детьми, ведь они несут в себе добро, радость, тепло рук мастера. А дерево, глина, ткани, фарфор, из которых изготавливают игрушки, дают необходимые ребёнку тактильные ощущения.

Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.   Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми.
Можно дать тексты песен родителям, показать, как можно изменить текст в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Баиньки, баиньки
Купим …… валенки
Наденем на ноженьки
Пустим по дороженьке
Будет мой ….. ходить
Новые валенки носить.

Средства массовой информации дают детям готовые впечатления в виде рекламы, шоу, компьютерных игр, мультфильмов (часто некачественных). Все это отвлекает ребёнка от созидательной деятельности. Многие родители озабочены тем, что их дети-дошкольники проводят много времени перед экранами телевизора и компьютера.

Современные дети теряют культуру игры. Хорошо рассказать ребёнку об играх, в которые играли ещё их бабушки и дедушки. Совместное пение, хороводные игры, игры уличные позволят мамам не скучать на детской площадке, а детям проводить время с увлечением.
Знакомство ребёнка и всех членов семьи с родной культурой важно для формирования у малыша в будущем модели гармоничных семейных отношений.
Поэтому занятия на основе фольклора мне видятся центром духовного общения детей и их родителей на основе изучения народного творчества.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. На все детские мероприятия, я всегда приглашаю родителей, бабушек, дедушек, не только в качестве зрителей, но и стать активными участниками действия. Так же поняла,что с родителями нужно проводить дополнительную работу. И тогда я наметила для себя цели в работе с родителями:

1. Установить доверительные и партнёрские отношения.

2. Вовлечь семьи в единое образовательное пространство.

3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

4. Вызвать положительные эмоции от общения с детьми.

Для начала вместе с родителями составили план работы, обсудили, на каких занятиях они бы приняли участие. Я использую активные формы и методы работы с родителями:

1. Общие и групповые собрания.

2. Консультации.

3. Занятия с участием родителей.

4. Беседы с родителями и детьми.

5. Участие родителей в подготовке и проведение праздников, досугов.

Оформила тематическую выставку «Детский фольклор». Чтобы держать родителей в курсе событий. Так же завела папку «Учите и играйте вместе с детьми». В неё записываю песни, потешки, поговорки, считалки, игры, чтобы родители дома могли повторить этот материал со своим ребёнком. Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось привлекательным и полезным.

По традиции ежегодно провожу фольклорные праздники вместе с родителями: «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Пасха» и другие. От каждой новой встречи с родителями дети получают радость и удовольствие. Сколько радости было, когда на класс- концерте «Рождество» дети колядовали, а родители подключились к игре! Сколько радости было, когда родители напекли блинов на Масленицу и мы все вместе пили чай с блинами, играли в игры, водили хороводы. На занятии «Пасха в гости к нам пришла» родители вместе с детьми раскрашивали «пасхальные яйца», делали красивые поделки. У многих родителей открылись таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать или играть самим.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую - то работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей.

Родители - самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им сразу хочется с ними вместе танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они всегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

Я не останавливаюсь на достигнутом. Продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.