Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Осуществление автоматизации звуков инновационными технологиями

Дата публикации: 2017-09-26 05:28:34
Статью разместил(а):
Акимова Светлана Анатольевна

Осуществление автоматизации звуков инновационными технологиями

 Автор: Акимова Светлана Анатольевна

 

  Нарушение  звукопроизношения считается одним из самых  часто встречающихся дефектов речи, которое иногда может быть самостоятельным нарушением, а иногда проявляется более трудных речевых расстройствах.
  Проблема, нередко наблюдаемая у детей, имеющих нарушения речи, содержится в продолжительном периоде автоматизации звуков.  Ребенку сложно многократно проговаривать слоги, слова.
  Главной целью логопедической работы по автоматизации звука является способность ребенка правильно произносить  его разговорной  речь. Коррекционно-логопедического воздействие существенно повысится, когда взрослые будут следить за речью ребенка, потому что  окружение ребенка играет огромную роль на этом этапе.
  Автоматизация звука может реализоваться традиционными и инновационными методами.

  В логопедии " инновации " становятся популярными.   Инновация  - это введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребенка.    По мнению доктора педагогических наук А.В. Хуторского [12], в педагогической инновации  следует различать новшества и нововведения.  

  Ниже рассмотрим применяемые в современной логопедии  традиционные и инновационные технологии для автоматизации звуков.

   В логопедической практике инновационные технологии   добавляют к общепризнанным проверенным порой технологиям.  Новые методы взаимодействия педагога и ребёнка создают подходящий эмоциональный фон, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических процессов.
  Одной из эффективных методов, используемых в работе, является мнемотехника.
Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается изображение, весь текст зарисовывается схематически и воссоздаётся текстовая информация. Мнемосхемы можно использовать при описании предмета, для пересказа текста, для заучивания стихотворения, для составления рассказа по картинам.
  К инновационным технологиям относятся и техники арт  и песочной терапии, используемые на логопедических занятиях. Песочная терапия содействует совершенствованию умений и навыков практического общения. Побуждает детей к активным действиям и концентрации интереса, развитию фантазии и образного мышления.

Куклотерапия – это метод воздействия на ребенка для развития его речевого общения.   Ребенку предлагается с помощью куклы играть в разные игры, выполнять задания, вести диалог как бы от ее лица.
Помогают в ненавязчивой форме повторять многократно слова с автоматизируемыми и дифференцируемыми звуками, потому что дети увлечены сюжетом игры - помогают кому-то из героев, кого-то спасают, идут в гости или, наоборот, выступают гостеприимными хозяевами.  Работая с  игрушкой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи,  они отвлекают внимание ребенка от речевых трудностей. Замечание, сделан­ное не ребенку, а его  игрушке, позволяет логопеду   незаметно исправлять речевые ошибки.

  В последние годы в логопедии заметно возрос интерес к применению сказкотерапии на базе готовых народных или авторских сказок со всем заложенным в них богатством языка. Сейчас интенсивно развиваются такое явление, как логосказки ( логопедические сказки О. И. Ивановской), методы, описанные в книгах Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. М. Грабенко.
  Интересно также внедрение биоэнергопластики.  Многие  логопеды, используя эту методику в собственной работе, не знакомы с этим термином. Термин имеет два значения: с одной стороны — это уроки пластики тела, с другой — содружественные  движения руки и языка ( движения кистей рук имитируют при этом движения частей артикуляционного аппарата). В логопедии, естественно, большее распределение при автоматизации звуков получила вторая трактовка.
  Одним из важных направлений исследований в области логопедии является разработка особых информационных средств обучения, используемых для оптимизации коррекционно- педагогической работы. Исследователи доказали достоинства развития информационных технологий, широкие возможности их внедрения и обосновали необходимость дополнить традиционные средства информационными технологиями( Малофеев Н. Н., Лынская М. И., Лизунова Л. А. и др.)
 С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях применяют компьютерные технологии.
Благодаря компьютеру, в наиболее короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что содействует повышению грамотности. У детей увеличивается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
Сейчас заработано множество компьютерных программ и пособий, которые можно отыскать на сайте " Мерсибо " в виде флешек и компьютерное пособие дисков, направленная на развитие речи, памяти, наблюдательности, логического мышления, пространственного воображения.
Поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться позитивного результата, можно, если знания, умения и навыки усваиваются детьми просто и непринужденно, в процессе игры. Поэтому основой моей деятельности стал принцип: любое занятие, которое я провожу с детьми, призвано поднимать им настроение, вызвать позитивные эмоции. Используя собственный опыт работы и разработки различных авторов по данной теме, я подобрала и систематизировала разные игры и игровые упражнения которые, на мой взгляд, являются наиболее действенными в работе.
Отличные картинки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий – все это делает программу привлекательной, содействует увеличению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.
Она построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Эта программа позволяет отлично и в наиболее короткие сроки корригировать речевые нарушения.

   В логопедических целях можно и нужно использовать Су Джок терапию, которая активизирует развитие речи ребенка.

      Дети катают массажные шарики между ладонями, проговаривая стихотворение на автоматизацию звука а также можно поочерёдно надевать массажные кольца на каждый палец, произнося стихотворный текст.

  Не нужно забывать про улыбкотерапию. Важность  доказана практическим путем. За счет улыбки  звук становится более четким, чистым. Тренируя улыбку,  постепенно идет воздействие на  личность ребенка .
Таким образом, процесс внедрения и освоения педагогических новшеств находится в одних случаях на этапе роста, в других — наибольшего распространения.
  В логопедической практике важно сохранить как традиционные подходы, так и совершенствовать новые направления. Нужно не забывать, что любая инновация служит определённой цели и поэтому важны этапы её освоения и распространения, которые как раз и демонстрируют необходимость и эффективность новейшей технологии. Инновационные способы действия в деятельности педагога стают многообещающим средством коррекции.

   На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, улучшают процесс автоматизации звуков и в целом формирование речи.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. Ростов н/Д., 2008.

2. Аствацатуров Г.О., Шевченко Л.Е. Учимся говорить правильно. М., 2008.

3. Белякова Л.И. Использование новых технологий в логопедии // Школьный логопед. 2007. № 3. С. 55—58.

4. Варченко В.И. и др. Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе. Калинин­град, 2009.

5. Грибова О.Е. Методика работы с тренажером «Дэльфа-142». М., 2002.

6. Инновационные технологии // http://ru.wikipedia.org.

7. Кендрик Л. Коррекция речевых патологий с применением мио­функциональных трейнеров // http://www.logopedplus.ru/parents/ ortodont/ correction.html.

8. Кукушкина О.И. и др. Информационные технологии в обучении произношению. М., 2004.

9. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе // http://sputnik.master telecom.ru/Seans/Pedsovet/forum/indexb1e2.html showtopic=405.

10. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов. Волгоград, 2008.

11. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение. М., 2009.

12. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика — рычаг образования // Инновации в образовании: VII Всероссийская дистанционная научно-практическая конференция. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-19.html.

13. Журнал Логопед №9/2012 Григорьева И.А., Задумова Н.П.,  Автоматизация звуков: традиционные и инновационные технологии.

.  .  .