Организация речевого пространства в ДОУ
Организация речевого пространства в ДОУ
Автор: Шишебарова Наталья Валериановна
Важнейшим условием своевременного речевого развития детей является грамотно организованное взрослыми образцовое речевое пространство, которое немыслимо без художественного слова, воздействующего одновременно на познавательную и эмоциональную сферу ребенка. Поэтому важно создавать условия для развития понимания и эмоционального отношения к словесному художественному образу: рассказывать сказки и стихотворения, рассматривать книги и иллюстрации, предлагать что-то почитать, инсценировать потешки, стихи, сказки, обсуждать прочитанное.
Насыщение жизни ребенка общением с книгой, уместное использование художественных образов в жизнедеятельности ребенка – основа дляпоследующего становления и развития не просто грамотной, нообразной, яркой, красивой, нестандартной, убедительной речи человека. Именно поэтому с ранних лет нужно формировать интерес у детей к литературе,используя художественное слово в разных видах деятельности, в которыеорганично и естественно оно может войти.
Невозможно воспитать интерес ребенка к книге как источнику информации, источнику эмоциональных переживаний, без участия родителей.
К сожалению, некоторые родители недооценивают воспитательные и развивающие возможности детской литературы.
Для оказания конкретной помощи семьям по приобщению детей к чтению, в ДОУ было проведено анкетирование, которое показало, что не во всех семьях используется ежедневное семейное чтение детских книг из-за нехватки времени, родители не всегда правильно сориентированы в выборе детских литературных произведений в соответствии с возрастом детей. В некоторых семьях используется подмена чтения просмотром мультфильмов. Негативным моментом в ответах анкеты, мы отметили жалобы родителей на отсутствие у детей бережного отношения к книгам (рвут, пачкают, хранят в беспорядке …), на ограниченное количество книг дома из-за высокой стоимости, на удаленность районной детской библиотеки.
Эти проблемы мы учитывали при выборе форм работы с детьми и родителями, как в течение учебного года, так и в летний период.
Необходимо было создать условия для своевременного речевого развития детей через приобщение семей к совместному чтению художественных произведений.
Было запланировано и проведено большое количество мероприятий с участием детей, родителей и педагогов, направленных, на развитие у детей интереса и ценностного отношения к литературе, в том числе новая форма работы «Дом для книг». Педагоги знакомили родителей с ролью книги, показали значение семейного чтения как средства всестороннего развития детей дошкольного возраста. С помощью практикумов родители познакомились с приемами привлечения детей к книгам. Оформлены памятки с рекомендациями по выбору художественных произведений для детей разного возраста.
В ходе мероприятий решались следующие задачи:
- развивать интерес детей к книге, как источнику новых впечатлений и представлений об окружающем мире;
- способствовать усвоению норм и нравственных ценностей, принятых в обществе на примере образов литературных героев;
- оказать психолого-педагогическую помощь родителям в воспитании и развитии детей;
- способствовать укреплению семейных связей и взаимоотношений через возникновение традиции ежедневного семейного чтения.
В летний период на территории учреждения установили пластиковый прозрачный библиомодуль «Дом книг». В нем разместили детские книги (как детского сада, так и домашние книги детей) различных жанров для детей разного возраста. Предложили родителям брать книги домой, по возможности, обмениваться ими с другими родителями. Для того чтобы книги не потерялись и долго не находились у одних читателей, мы сделали общий формуляр читателей, в котором родители записывали когда и какие книги они взяли. Как и в любой библиотеке, «Дом книг» знакомит детей и родителей с правилами пользования книгами.
Таким образом, по наблюдениям воспитателей и родителей возрос интерес детей к «Дому книг». Многие не только регулярно брали книги домой, но и рассматривали иллюстрации во время прогулки, обсуждали прочитанное с детьми и воспитателями. По мнению родителей, и из бесед с детьми мы отметили появление устойчивого интереса к чтению художественных произведений различных литературных жанров, расширение кругозора детей, бережное отношение к своим и чужим книгам. В некоторых семьях появилась традиция совместного семейного чтения, которая понравилась не только детям, но и родителям.
Работа по речевому развитию дошкольников принесла пусть пока не большие, но только положительные результаты, поэтому «Дом книг» будет иметь свое продолжение в виде библиомодулей на каждой возрастной группе в ДОУ и позволит существенно расширить образцовое речевое пространство для всестороннего развития детей, а также будет способствовать поддержанию семейной традиции ежедневного совместного чтения, и возможно, укреплению семейных взаимоотношений.