Физкультурно-оздоровительные технологии в ДОУ
Физкультурно-оздоровительные технологии в ДОУ
Автор: Северина Елена Сергеевна
МБОУ «Центр образования № 35», г. Тула
Несомненно, что проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, и достаточно сложна.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер и отношение к окружающим.
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.
Именно здоровье сберегающие направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, помогает реализовать комплекс здоровье сберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса.
Физкультурно-оздоровительные технологии – это технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.
Реализация этих технологий осуществляется руководителем по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы, которые включают в себя:
· Утреннюю гимнастику,
· Физкультурные занятия,
· Динамические паузы: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
· Соревнования;
· Спортивные праздники и досуги;
· Дни здоровья и т.д.
Утренняя гимнастика в детском саду обеспечивает бодрый заряд энергии на весь день.
Выполнение физических упражнений с утра помогает решить несколько важных задач:
· В краткосрочной перспективе – будит организм ребенка, переключает внимание на коллективный вид деятельности.
· В долгосрочной перспективе – предотвращает появление плоскостопия, способствует формированию правильной осанки, укреплению мышц и прочее.
Кроме того, регулярное выполнение физических упражнений с утра приучает детей к здоровому образу жизни, и в выходные они уже сами просят родителей сделать вместе с ними зарядку.
Физкультурное занятие проходит 3 раза в неделю в музыкальном зале. Младший возраст – 15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием помещение хорошо проветривается.
Согласно принципу интеграции, необходимо отметить, что физическое развитие детей осуществляется не только в процессе физкультурных занятий и спортивных игр, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики и конструирования.
Динамические паузы проводятся во время занятий (2-5 мин.), по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Самым ярким и радостным событием в спортивной жизни детей является активный отдых: физкультурные праздники, посвященные 23 февраля и Дню защиты детей (проводятся 2 раза в год), спортивные досуги (1 раз в неделю в каждой возрастной группе), «День здоровья» (ежеквартально).
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей, в нашем дошкольном учреждении разработана система мероприятий, к которым относятся:
- Общий информационный стенд для родителей и уголки здоровья в каждой возрастной группе, которые освещают вопросы о здоровом образе жизни, рекомендуют комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры; и т.д.
- Информационные стенды медицинского работника о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
- Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники Дни здоровья и т.д.);
- Консультации и беседы с родителями по вопросам здоровье сбережения;
- Личный пример педагогов ДОУ.
Также необходимо отметить, что исходным звеном работы с детьми по здоровье сберегающим технологиям в учреждении является комплексная оценка состояния здоровья и физического развития каждого ребенка, а также динамическое наблюдение за изменениями.
Диагностика позволяет определить технику овладения основными двигательными умениями, выработать индивидуальную нагрузку, определить необходимые физкультурно-оздоровительные мероприятия, учитывая недостатки в работе по физическому воспитанию.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка – дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Поскольку, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Использованная литература:
1. Аманова О. Н., Храмкова В. Ф. Система здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 16–20.
2. Ахутина Т.В. Здоровье сберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
3. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду // Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – Москва 2015.