Социализация детей с ОВЗ в условиях ДОУ
Социализация детей с ОВЗ в условиях ДОУ
Автор: Глухова Ирина Анатольевна
МБДОУ № 82 «Чипполино», г. Калуга
Аннотация. В статье рассматривается процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе действующего ФГОС ДО. Анализируется применение специальных условий инклюзивного образования для детей дошкольного возраста, что предполагает социализацию ребенка с ОВЗ в ДОУ.
Ключевые слова: дети, ОВЗ, дошкольное образование, ДОУ, родители, инклюзивный.
Annotation. The article deals with the process of socialization of children with disabilities in the conditions of a pre-school educational institution on the basis of the current federal state educational standard of pre-school education. The application of special conditions for inclusive education for preschool children is analyzed, which presupposes the socialization of a child with disabilities in a pre-school educational institution.
Key words: children, limited health opportunities, pre-school education, pre-school educational institution, parents, inclusive.
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) достаточно повысился интерес к развитию личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, неповторимости, развитию потенциальных возможностей и способностей [1]. Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ), ориентированные на реализацию сотрудничества взрослого и ребенка, предполагают максимально удовлетворить запросы родителей по вопросам обучения и развития ребенка в современных условиях, особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Так как детям с ОВЗ труднее находить контакт с окружающими, замкнуты в себе и т.д.. В связи, с чем возникает проблема реализации социализации детей и преемственности дошкольного образования в свете требований ФГОС ДО.
Отметим, что государственный стандарт дошкольного образования рассматривает дошкольный период как период психического развития ребенка, который является особенно важным и ответственным периодом в познании ребенком окружающего мира, выявления природоспособных качеств, развития ребенка как личности. Особое внимание уделяется созданию специальных условий, обеспечивающих инклюзивное образование детей дошкольного возраста, направленных на повышение качества образовательных услуг и улучшение инфраструктуры дошкольных учреждений.
Понятие «инклюзия» рассматривается inclusif (франц.) как включающий в себя, т.е. включенное образование, которое используется для описания процесса обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях [2]. Одним из основных направлений формирования инклюзивного образования является формирование образовательной и социальной интеграции детей с ОВЗ в систему общего образования, что предполагает создание нового типа образовательной среды в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечивающих условия полноценного развития детей с особыми образовательными возможностями и потребностями.
Так, внедрение инклюзивного образования в свете требований ФГОС ДО в практику дошкольных образовательных учреждений предполагает развитие социализации детей и оказание необходимой коррекционно-педагогической, медико-социальной помощи детям с ОВЗ, обеспечивая равное отношение ко всем людям, что способствует расширению образовательных возможностей детей-инвалидов и создает условия консультативной поддержки для родителей.
Отметим, что социализация в данном случае – это включение ребенка в среду сверстников, в жизнь группы ДОУ, формирование межличностных положительных отношений в коллективе [5, с. 90].
Расширение образовательных возможностей детей с ОВЗ, обеспечение консультативной поддержки для родителей предполагает создание социализации детей с ОВЗ и современн ой образовательной развивающей среды дошкольного учреждения в соответствии с требованиями специальной программы, обеспечивающей новые формы организации образовательного процесса с учетом индивидуального подхода и коррекционно-педагогической помощи в развитии детей с ОВЗ.
Организация образовательного процесса с учетом индивидуального подхода и коррекционно-педагогической помощи в развитии детей с особыми потребностями предусматривает индивидуальную программу развития каждого конкретного ребенка, обеспечивая возможность самому ребенку реализовывать свою индивидуальность.
Для этого в организации образовательного процесса используются разнообразные виды деятельности, которые способствуют формированию самостоятельной активности детей, воспитанию позитивного чувства самоидентификации и эмоционального благополучия, развитию коммуникативных навыков, социально-жизненной активности, умению думать, рассуждать, ставить вопросы, решать проблемы.
Индивидуальный подход и коррекционно-педагогическая помощь в развитии детей с ОВЗ предполагает активное участие родителей в рамках образовательного процесса, обеспечивая совместную деятельность детей, родителей и специалистов. Так, инклюзивный подход предполагает организацию и проведение совместных мероприятий, праздников, развлечений, направленных на развитие возможностей проблемного ребенка в цепях обогащения его социального опыта, воспитания и обучения необходимым жизненным навыкам [6, с. 52].
Таким образом, включение детей с ОВЗ в образовательный процесс изменяет систему взаимодействия взрослых и детей, поскольку у каждого ребенка есть особенности и особые образовательные потребности не только у «особых» детей. Включение детей в инклюзивную группу с различными особенностями в развитии предполагает использование разнообразных форм и средств организации работы с детьми как по дошкольной, так и по специальной педагогике, создание без барьерной среды развития и обеспечение специального программно-методического сопровождения образовательного процесса, направленной на творческий процесс взаимодействия педагогов, детей и родителей.
Однако следует отметить, что эффективность инклюзивного образования при совместном обучении детей с разными стартовыми возможностями в современных условиях имеет целый ряд проблем, связанных с отсутствием нормативно-правовой базы, учебно-методического сопровождения, специальной подготовки педагогических работников, созданием необходимой образовательной развивающей среды, несовершенством системы социальной поддержки и обеспечения детей с особыми потребностями [4].
Таким образом, создание специальных условий инклюзивного образования детей дошкольного возраста, предполагает положительную социализацию ребенка с ОВЗ в ДОУ, происходит повышение качества образовательных услуг. Также улучшается инфраструктура дошкольных учреждений, направленных на организацию совместного обучения и воспитания детей с разными стартовыми возможностями, обеспечивающих преемственность между дошкольным и начальным образованием, что способствует созданию плавного перехода от одного этапа образования к другому. Ведь детям с ОВЗ тяжелее освоить процесс социализации в силу своих возможностей и тяжелее усвоить образовательный процесс.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МО РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
2. Инклюзивное образование в ДОУ // Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» № 10, 2011
3. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М., 2004.
4. Федина H.B., Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. - Том № 1.
5. Ворошнина О.Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования [Электронный ресурс] : учебник / О.Р. Ворошнина, А.А. Наумов, Т.Э. Токаева. — Электрон. текстовые данные. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. — 204 c. — 2227-8397.
6. Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения [Электронный ресурс]: / П.А. Авилова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2014. — 154 c. — 978-5-85094-577-0.