Малокомплектный детский сад на селе
Малокомплектный детский сад на селе
Автор: Дзюба Венера Гайфулловна
В последние годы система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения в настоящее время. Одной из таких проблем следует назвать проблему управления малокомплектным дошкольным образовательным учреждением в сельской местности. Сельский детский сад имеет свою специфику по сравнению с ДОУ больших мегаполисов. Чаще всего - это единственное дошкольное учреждение, которое обязано оказывать населению качественные услуги по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
В России насчитывается более 21500 сельских малокомплектных детских садов, что составляет 44% от общего количества детских садов страны. В них воспитывается 862 тыс. детей. Это 20,3% от общего количества воспитанников детских садов. Малокомплектные детские сады явление не только педагогическое, но и социальное. Они порождены своеобразием социальных, географических и демографических условий жизни сельского населения в условиях нашей страны.
Организация дошкольного образования в сельской местности имеет свою специфику по сравнению с городскими ДОУ. Сельские дети стали заложниками модернизации общества, деколлективизации сельскохозяйственного производства, реформирования социальной сферы села. В результате реформ упал уровень доходов сельских семей, растут безработица и разрыв в заработках на селе и в городе. Падает рождаемость, повышается процент разводов, растет число детей, рожденных вне брака. Очевидно, что социальные условия села, в которых формируются дети младшего возраста, ставят под угрозу их жизнь, чреваты опасностью нарушения интеллектуального, физического , психического, социального и эмоционального развития .в первые месяцы и годы их жизни.
Сельские дети, особенно из отдаленных деревень, испытывают на себе давление иного старта и с самого начала отброшены на обочину жизни. С позиций социальной педагогики организованные формы дошкольного образования, сельские детские сады, играют исключительную роль в раннем развитии сельского ребенка. В данном контексте их следует рассматривать как эпицентр социокультурного роста дошкольника. В условиях демографического спада, изменившейся не в пользу села социально-экономической ситуацией в стране, оттока молодежи из сельской местности из за отсутствия квалифицированной, с достойной оплатой работы, благоустроенного жилья и развитой сферы социально-бытового обслуживания, сельские детские сады вынуждены сокращаться и влачить жалкое существование в условиях подушевого нормативного финансирования, где размеры материального обеспечения, количество штатных единиц педагогического и обслуживающего персонала напрямую зависит от количества детей, посещающих его.
Детские сады российской «глубинки» гораздо острее, чем городские, испытывают острый дефицит финансирования, нехватку квалифицированных кадров, имеют проблемы с обеспечением программно-методическими материалами для малокомплектных детских садов с разновозрастным принципом формирования групп. Здания и помещения сельских детских садов, построенных в советские годы, требуют капитального ремонта , в изношенном состоянии находится оборудование пищеблоков и прачечных - средства на это не входят в нормативное финансирование, а местный бюджет настолько беден, что не выделяет средств даже на приобретение игрушек, компьютерной техники для ведения делопроизводства. «Незащищенность» статей расходов по коммунальным платежам, материально-техническому оснащению образовательного процесса не может не сказаться на качестве здоровья детей. Сохраняются проблемы в обеспечении детей в малокомплектных ДОУ полноценным питанием.
Из за значительной удаленности от крупных населенных пунктов и малых объемов поставок, торговые организации отказывают малокомплектным учреждениям в подвозе продуктов или доставляют их только раз в неделю по причине больших затрат на транспортные услуги и взвинчивают по этой причине цены на продукты первой необходимости: молочные, мясные изделия, овощи, фрукты. Вследствие этого не выполняются натуральные и превышаются денежные нормы по питанию, нарушаются сроки реализации продукции. Итогом всему служит уменьшение потребления детьми рыбы, мяса, фруктов, соков, кисломолочных продуктов, детям не хватает белков, растительных жиров, витаминов, минеральных солей при избытке углеводов.
В силу этих причин повышается рост хронических заболеваний детей к моменту поступления в школу. Возрастной диапазон комплектования сельских детских учреждений не отличается стабильностью. Он напрямую зависит от финансового благополучия сельскохозяйственного или другого предприятия, находящегося в зоне обслуживания, рождаемости в конкретном регионе. От показателя рождаемости зависит и количественный состав детей в группе. Достаточно распространены в сельской местности одно - и - двухгрупповые малокомплектные детские сады с количеством воспитанников от 8 до 28 человек.
В организации и планировании педагогического процесса, режима дня, организации игровой деятельности, обустройстве предметно- развивающей среды и управлении самостоятельной деятельностью в малокомплектном детском саду с разновозрастным формированием групп гораздо больше трудностей, чем в учреждениях с одновозрастным принципом комплектования групп. Практически отсутствуют методические разработки по организации занятий с разновозрастным составом групп. До сих пор нет специальной программы для сельских малокомплектных детских садов, поэтому сельским педагогам приходится гораздо больше времени тратить, чем их городским коллегам на планирование и разработку занятий с детьми 3х – 4х возрастов одновременно, а это требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание , понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
В связи с нехваткой в малокомплектных садах педагогов дополнительного образования (логопедов, психологов, преподавателей ИЗО и физкультуры, музыкальных работников) для выполнения сложных и многообразных функций воспитатели таких садов овладевают некоторыми прикладными творческими художественными умениями: рисовать (изобразительные); играть на музыкальных инструментах, петь (музыкальные); выразительно читать (художественно-литературные); танцевать (хореографические); ходить в походы (спортивно-туристические или спортивно-трудовые). Воспитателю малокомплектного детского сада необходимо быть профессионально-нравственным, культурным человеком, так как обществу нужны интеллигентные люди, которые несли бы в массы культуру и воспитывали в детях нравственные качества.
Малокомплектным детским садам не хватает квалифицированных педагогов, поэтому огромная роль по воспитанию детей лежит на тех воспитателях, которые сейчас работают в таких садах. Воспитатель малокомплектного детского сада должен добиться того, чтобы дети разного возраста нравственные качества проявляли с самого раннего возраста. Это огромный труд, который педагог должен выполнить с учетом своего профессионального опыта. Ведь воспитатели малокомплектного детского сада – это образец духовной и нравственной культуры, которые должны быть примером для детей и взрослых. На современном этапе развития системы дошкольного образования, для которого характерно появление прогрессивных программ и технологий, особое значение приобретает развитие профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров. И если воспитатель городского детского сада обладает определенными возможностями для повышения своего профессионального уровня, посещая семинары, практикумы своих коллег и приезжающих специалистов, имеют доступ к библиотечным фондам, подписной литературе и даже выходу в Интернет, то сельский воспитатель лишен многого, что могло бы дополнить и углубить его личные инициативы и инновации.
Таким образом, специфика малокомплектного детского сада накладывает отпечаток на организацию труда самой заведующей и возглавляемого ей коллектива: управленческая деятельность должна носить творческий характер, она тесно связана с решением сложных задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. Вся деятельность заведующей этим учреждением, непосредственно, связана с каждым членом коллектива. И эта особенность требует от заведующей шире привлекать сотрудников к обсуждению всех вопросов: от приобретения оборудования и пособий до принятия на работу нового сотрудника. Это способствует и большей сплоченности коллектива, и укреплению положительного климата в учреждении, повышению ответственности каждого сотрудника за деятельность учреждения.
Я думаю, что учитывая эти особенности коллектива будет легче решить проблемы выживания учреждений и встать на инновационный путь развития ДОУ в новых политико-экономических условиях.
Список использованной литературы:
1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе. - М., 1989. - 154 с.
2. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание в сельской школе. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2002. - 176 с.
3. Болотна Л.Р., КомароваТ.С., Баранов С.П. Дошкольное педагогика: учебное пособие. - М., 1997. - 365 с.
4. Буре Р.С., Михайленко Н.Я. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы). - М., 1998. - 162 с.
5. Гербова В. Развитие речи детей младшей разновозрастной группе (2-4 года) // Ребенок в детском саду. - 2014. - №5. - с.17-26.
6. Доронова Т.Н. Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. - 2012. - №2. - с.46-50.
7. Захарова О.Л. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада // Образование и наука. - 2016. - №5. - с.27-33.
8. Малокомплектный детский сад: Пособие для воспитателя дет. сада / В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова и др.; Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1988. - 271 с.
9. Организация жизни и деятельности детей в разновозрастной группе малокомплектного детского сада: Методические рекомендации / Сост.Л.Г. Наугольных, В.В. Раева. - Кострома, 2003. - 24 с.
10. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М., 1994.