Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Система работы по сенсорному развитию младших дошкольников посредством дидактических игр

Дата публикации: 2018-10-09 13:36:24
Статью разместил(а):
Шувалова Ирина Александровна

Система работы по сенсорному развитию младших дошкольников посредством дидактических игр

Автор: Шувалова Ирина Александровна

 

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в соответствии с требованиями ФГОС мы должны обеспечить всесторонне развитие психических и физических качеств ребенка в соответствии с возрастными особенностями, подготовить его к жизни в современном обществе, к обучению в школе. На сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Этот возраст является порой интенсивного сенсорного развития ребенка. Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Во ФГОС подчеркивается необходимость формирования первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях: о форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве, времени и другие свойства. Это содержание прописано в области познавательного развития. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

В соответствии с примерной программой «От рождения до школы» разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 год) под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познавательное развитие» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.          

Сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Поэтому я постаралась представить и систематизировать часть созданного мной игрового материала для   формирования сенсорных способностей у детей младшего возраста средствами дидактических игр в ДОУ и семье. Проанализировав и изучив психолого - педагогическую литературу по теме. Я подобрала и использовала  в своей работе с детьми младшего возраста игры и упражнения на основе игровых систем Венгера Л.А.- эта система является результатом многолетних исследований и считается оптимальной для работы с детьми дошкольного возраста, так же использовала технологии авторов Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е, Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие».

Учитывая значимость данной проблемы, основной целью моей работы является: Разработка и апробация в воспитании сенсорного развития детей младшего возраста системы дидактических игр

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Составить перспективный план игр-занятий, концентрированных по своему целевому содержанию, систематизированных в своей последовательности и направленных на развитие сенсорного восприятия.

2. Способствовать сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в частности усвоению сенсорных эталонов цвета, формы и величины средствами дидактических игр по составленному перспективному плану. 

3. Создавать условия способствующие направленности педагогического процесса в сенсорном воспитании.

4. Повышать уровень компетенции родителей по вопросам сенсорного развития детей.

Были намечены этапы работы:

- проведение мониторинга; сравнение результатов; 

- разработка и реализация перспективного плана; 

- создание соответствующей предметно – пространственной среды; 

- осуществление образовательного процесса в ДОУ с использованием разработанных дидактических игр и упражнений 

- использование  дидактических игр и упражнений в разных видах деятельности: в игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной 

- Работа с родителями (консультации: "Что такое сенсорика?", "Сенсорное развитие ребенка", "Игры и игрушки в раннем возрасте", "Знакомим малыша с признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей") 

Для выполнения этих задач в работу вошли дидактические игры на развитие и  закрепление у младших дошкольников представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов.  (Приложение 2) 

Также нами был разработан план игр и упражнений по развитию сенсорного восприятия, которые мы использовали в течение всего дня в разных видах детской деятельности (Приложение 3).

Были созданы соответствующие условия и развивающая среда в группе детского сада.

Развивающую среду я решила обогатить по центрам.

1. Центр сенсорного развития: обогатили различными дидактическими играми и пособиями, такими, как «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мозаика»; «Цветные квадраты»; «Квадратные забавы», «Матрёшки»; «Шары»; «Найди по цвету, форме», «Геометрическая мозаика», разрезные картинки, складные кубики, дидактическая черепаха и т. д.,

2. Кукольный уголок:

 различные предметы с разными сенсорными свойствами (посуда, сумочки, фартуки и т.д.) для сюжетной  игры.

3. Уголок ряжения:

предметы разной сенсорной фактуры и цвета для развития воображения.

4. Речевой центр:

 книги с картинками, дидактические игры для зрительного и слухового                       восприятия.

5. Центр песка и воды:

разный наполнитель: песок, фасоль, горох.

Игры «Найди шарик», «Сравни на ощупь»

6. Центр двигательной активности:

 пособия для двигательной активности с различными сенсорными свойствами.

7. Центр конструирования:

строительный материал (деревянный, пластмассовый) разной формы, величины и цвета.        

8. Центр природы:

 природный материал для расширения чувственного опыта.

9. Музыкальный  уголок:

 игровые пособия для слухового и тактильного развития.

10. Центр рисования: дополнили коробочками с карандашами разложенными по цвету

«Сортировка карандашей», пособия для закрепления цвета.

Игры-занятия проводили 1-2 раза в неделю. Длительность занятия 8-10 минут. Занимались с подгруппой детей и индивидуально.

Для повышения эмоциональной активности (заинтересованности восприятия познавательного материала, желание принять участие в дидактических играх) я использовала сюрпризные моменты и элементы новизны. Они эмоционально настраивали ребенка на познание, обостряли желание разгадать секрет и просто порадоваться, удивиться. В качестве сюрприза выступало появление новых игрушек: Чебурашка - в дидактической игре «Праздник для Чебурашки», кукла - в игре «Нанизывание бус разного цвета». Успешное, на мой взгляд, выполнение игровых задач, осуществлялось и благодаря методу повторения.  

 При проведении игры-занятия пользовалась краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий.  Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывал эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.

 Основными методами деятельности с детьми являлись: игровые приемы, речевой образец, показ способа действий, использование элементов сюрпризности, конкретизации общения воспитателя и ребенка по ходу или в конце занятия: «И Слава, и Маша, все дети будут слушать, что расскажет и по­кажет кукла Катя». Когда детям предлагались игры, они достаточно живо и с интересом принимали участие. Для поддержания интереса вводился соревновательный момент: «Кто быстрее соберет фрукты?», «Кто быстрее разложит по клеточкам?» и т.п. Дети были активно включены в игры: каждый ребенок имел возможность проявить активность, сделать выбор, помочь герою и т.д.; отмечалось более уверенное владение детьми эталонами, малое количество ошибок даже в сложных заданиях. Для развития восприятия цвета проводились игры-занятия: "Воздушные шары", "Ниточки для шариков", "Домики и флажки", "Сделаем кукле бусы", "Наряжаем кукол", "Четвёртый лишний" и другие. Знакомство с цветом начинали с четырёх основных: красного, жёлтого, зелёного, синего. Как только дети научились узнавать и различать их, знакомили их с белым. оранжевым. Закрепление знаний о цвете осуществлялось в повседневной деятельности детей, и в быту.

Для развития восприятия формы проводились следующие игры-занятия: "Разложи фигуры по местам", "Подбери фигуру", "Кому какая форма", "Геометрическое лото", "Что лежит в мешочке?" и другие. Сначала знакомили детей с простыми фигурами: кругом, квадратом, применяя приём сравнения. Затем давали понятия о треугольнике, прямоугольнике, овале. Для формирования представлений о величине использовали такие игры как: "Чаепитие матрёшек", "Соберем пирамидку", "Дорожки для матрешки", Найди такое же колечко".

Изучение пространства и расположение объектов в нём происходило на таких занятиях, как "Где спрятался мячик?", "Поиграем с листом бумаги". Также объектами изучения являются знакомые помещения, территория площадки, различные предметы. Детям давались такие понятия, как далеко, близко, рядом, справа, слева, сверху, снизу, спереди, сзади.  Изучение пространства организовывалось различными способами: в ходе наблюдений, при манипуляции с предметами.

Но для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта необходима систематическая работа по сенсорному развитию детей.

Успешным результатам способствовало то, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста осуществлялось как непосредственно в образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов. Например, при приёме детей обязательно обращали внимание на цвет одежды ребёнка, его обуви: "Маша, какая красивая жёлтая юбка сегодня у тебя. А ты, Саша, сегодня в зелёной футболке. А давайте посмотрим и найдём у кого ещё зелёная футболка сегодня".  В утренние часы проводили индивидуальную работу, предлагая детям разный дидактический материал для игр. Это "Найди такой же цвет", "Цветные вкладыши", "Построем заборчик", "Кто большой, кто маленький" и т. д. Во время режимных моментов обращали внимание на цвет полотенец, фартуков, посуду, салфеток и пр. В сюжетных играх обращали внимание на величину, цвет и форму предметов "А суп мы из какой картошки будем варить – большой или маленькой?", "Какого цвета подать тебе кастрюлю?" и т.д.  

Сенсорное воспитание тесно связано с другими образовательными областями: ознакомлением с окружающим, конструированием, продуктивной деятельностью, развитием речи.

Например, при ознакомлении с окружающим использовала серию игр с куклами. В гости к детям приходили куклы Катя и Маша. Куклы были разной величины. Мы приглашали кукол к столу и угощали чаем. Причём нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размера, чайный набор. Здесь же уточнялись цвета: "Какого цвета кружка у Кати?", "Что ещё есть синего цвета?" По такому же типу строили занятия: "Уложим кукол спать", "Куклы собираются на прогулку" (подбор одежды по размеру), "Купание кукол".  Проводила подобное занятие по сказке "Три медведя". Дети с удовольствием подбирали для медведей стулья, посуду, кроватки. При этом они легко и без ошибок называли размер предметов: большой - поменьше (средний) - самый маленький; маленький - побольше (средний) - самый большой.

При прохождении темы "Овощи" и "Фрукты" проводили занятия "Наш огород", "В саду ли в огороде". Например, детям предлагали взять две корзины, разные по величине, и отправиться собирать урожай. В большую корзину клали большие овощи, а в маленькую - маленькие. Каждый овощ дети ощупывали, определяли его форму, цвет и размер. В конце занятия пробовали овощи на вкус. После сна, во второй половине дня, ещё раз потрогали овощи руками и затем провели дидактическую игру "Чудесный мешочек". Дети на ощупь определяли, какой взяли овощ. Аналогично проводится занятие с фруктами.

В процессе конструктивной деятельности совершенствуется восприятие детьми формы предметов, их величины, пространственных отношений. Во время выполнения построек продолжали знакомить с объёмными деталями: кубиками, кирпичиками, треугольной призмой. У детей закрепляли знания о том, что у кирпичика есть узкая и широкая стороны.  На занятиях по конструированию строили башни, дорожки, ворота, скамейки и другое, развивая конструктивные навыки и осуществляя сенсорное развитие детей. При обыгрывании построек дети убеждались, что в низкие ворота машина не проедет, а матрёшка проходит. При постройке башни обращали внимание на то, что если много кубиков поставить друг на друга башня получится высокая, а если мало, то низкая. Предлагали детям построить низкие и высокие башни из кубиков разного цвета.

Развитие восприятия тесно связано с занятиями по продуктивной деятельности. В рисунке ребёнок учится передавать красочность окружающего мира. Во время занятий продуктивной деятельностью совершенствуются знания о цвете, расположении на листе бумаги, развивается мелкая моторика. С детьми провела следующие занятия по рисованию "Цветные ниточки", "Листья желтые летят", "Колечки", "Красивые воздушные шары".

В лепке учились передавать форму знакомого предмета, выполнять формообразующие движения. Объясняли, что для того чтобы вылепить шарик нужно катать кусочек круговыми движениями, а если хочешь сделать колбаску - то прямыми. Для закрепления приёмов формообразования проводили такие занятия как: "Мячик", "Большое и маленькое яблоко", "Бублики", "Разноцветные мелки".

При выполнении с детьми аппликации на тему "Красивая салфеточка" продолжали знакомить с геометрическими фигурами, учили ритмично располагать на листе бумаги, закрепляли названия цвета. Показала детям вырезанные из цветной бумаги треугольники, кружочки, квадраты и предложила свой образец. Объяснила последовательность выполнения работы, обращая внимание на форму, цвет, расположение фигур. Если ребёнок затрудняется назвать какую-либо фигуру, то я называла её сама. В конце занятия хвалила всех детей, говорила, что салфеточки получились яркими и разными, потому что мы использовали разные фигурки: треугольники и круги, и квадраты.

Также с развитием сенсорного восприятия тесно связано ознакомление детей с окружающим, с природой. Каждый день выходя на прогулку обращала внимание детей на то какого цвета небо. Сравниваем кусты и деревья по величине, обращали внимание на то, что деревья высокие, мы не можем дотянуться к веткам, а кустики низкие. Постепенно дети стали активны на занятиях, охотно выполняли задания.

Помимо различных дидактических игр и пособий, которыми мы обогатили среду было много игр и пособий сделано своими руками. "Помоги надеть ежику иголки", "Игра-конструкор из палочек", тренажёры "Бусы", пробковый тренажер «Гусеница», "Накормим Машу и Витю", "День и ночь", "Каждой баночке свой цвет", было изготовлено дидактическое пособие «Матрёшка» - вот те пособия, которые дети с удовольствием использовали в свободной деятельности. В процессе проведенной работы был установлен положительный, эмоционально-психологический контакт с детьми, дети не только визуально изменили свое отношение к сенсорной деятельности, но и практически. Таким образом, сенсорное развитие должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью.

В ходе работы так же был проведён краткосрочный проект «Матрёшка-игрушка наших бабушек», в ходе которого дети познакомились с русской народной игрушкой, научились с ней играть. Были изготовлены дидактические игры «Найди домик для матрёшки», «Собери матрёшку», развивающее пособие «Матрёшка», проведён мастер-класс для родителй и консультация «Как играть с матрёшкой», разработаны каталог и картотека дидактических игр по сенсорному развитию 

В начале работы мною была проведен мониторинг направленный на выявление уровня восприятия младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины  1 младшей группы. Мониторинг составлен на основе критериев сенсорного развития по программе Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Васильевой М.А. (приложение 1).   Мы определили, что у многих детей   сенсорные способности развиты не достаточно. Средний уровень выявлен у 9 детей (45%), высокого уровня нет ни одного ребенка. Низкий уровень у 7 детей (35%), низший уровень у 4 (20%) детей.

Чтобы посмотреть эффективность моей работы, я провела промежуточный мониторинг, который показал положительную динамику в освоении детьми сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

 Таким образом можно сделать вывод о том, что планомерная и систематическая работа по сенсорному воспитанию посредством дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста значительно влияет на сенсорное развитие детей, и на развитие личности дошкольника в целом. Это выразилось в количественных и качественных показателях. Дети лучше стали различать цвета, выделять предметы по форме и величине.   

В целом, это доказывает, что содержание и методы были выбраны правильно и оказались эффективными.

В ходе работы были выявлены и научно обоснованы условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, если: подобрать комплекс дидактических игр, соответствующих по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному; просвещение родителей в области сенсорного развития детей; создание развивающей среды в группе детского сада.

- в ходе использования дидактических игр мной установлено, что на каждом этапе развития сенсорных способностей изменялся их уровень в соответствии с определенными показателями, повышался интерес к дидактическим играм.

- после окончания эксперимента явилось характерным увеличение показателей уровня сенсорного развития детей.

Полученные положительные результаты в ходе экспериментальной работы подтверждают правильность и верность, выдвинутой нами гипотезы: сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической игры будет идти эффективней, при организации определенных условий. 

В дальнейшем планирую продолжить работу по использованию системы игр и упражнений по сенсорному развитию детей во всех видах деятельности.

Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям. С целью устранения пробелов в знаниях в работу с родителями были включены разнообразные формы взаимодействия, обобщенные темой "Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома». Был организован «круглый стол» для родителей по данному вопросу, который значительно повысил интерес к сенсорному развитию детей. В уголке для родителей постоянно помещались консультации: "Что такое сенсорика?", "Сенсорное развитие ребенка", "Игры и игрушки в раннем возрасте", "Знакомим малыша с признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей" (Приложение 4).  На стенде размещались информационные листы «Изготовим игрушку своими руками» «Учись, играя». Таким образом, в ходе экспериментального исследования, нами организована систематическая работа совместно с родителями.

.  .  .