Экологический научно-исследовательский проект "Снежинки"
Экологический научно-исследовательский проект «Снежинки»
Автор: Мартьянова Ольга Юрьевна
МБДОУ «Детский сад № 13 «Ромашка»
ЗАТО Александровск, г. Полярный
Паспорт проекта:
Область интеграции: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие.
Тип проекта: научно - исследовательский
Вид проекта: групповой
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации: декабрь - январь
Руководители: воспитатели группы
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Проблема: недостаточное количество знаний детей о том, что такое снежинки и как они появляются.
Актуальность:
За окошком волшебное время года - зима. Падают снежинки невообразимой красоты: изящные, хрупкие, кружевные. Они так и притягивают своей чистотой, светом, блеском. В один из таких сказочных снежных дней, на прогулке дети спросили, как же можно рассмотреть это сверкающее чудо, ведь снежинки такие маленькие и на ладони сразу тают. Данная тема оказалась достаточно актуальной в этот период, поэтому мы решили вместе поучаствовать в этом процессе и узнать о снежинках побольше.
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о таком явлении неживой природе, как снежинка. Познакомить детей с тем, как рождается снежинка, рассказать, что снежинка, это кристаллизованный пар, что при таянье образуется капелька воды, провести эксперименты со снежинкой, с целью развития интереса к познавательно – исследовательской деятельности.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Снежинки».
Задачи проекта:
Для детей:
- обучающие: учить детей видеть что- то новое, неоткрытое для себя в окружающем мире, познакомить со свойствами и состоянием снега, закреплять умение пользоваться лупой. Расширить представления о сезонных изменениях в природе в зимний период. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями в природе.
- воспитывающие: воспитывать интерес к исследовательской деятельности, самостоятельность и любознательность.
- развивающие: развивать у детей познавательную активность; интерес к явлениям природы, к состоянию воды в природе, наблюдательность, рассказать о многообразии форм снежинок, организовать наблюдения на улице за появлением и исчезновением снежинок, сделать выводы и обобщить результат наблюдений; развивать творческие способности, воображение, речь. Продолжать развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
Для родителей: повысить экологическую культуру родителей воспитанников через оказание помощи детям в реализации проекта; оптимизация детско-родительских отношений; способствовать сплочению детско – родительских отношений, улучшению контакта между работниками детского сада и родителями; повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Для педагогов: углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей; повысить уровень вовлечѐнности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
Ожидаемый результат:
Для детей:
· дети узнают, что в природе все взаимосвязано, что снег является одним из состояний воды;
· дети узнают, какой бывает снег, увидели разнообразие снежинок;
· научатся самостоятельно проводить лабораторные опыты со снегом, определяя его свойства;
· дети узнают, что у снежинки шесть лучиков.
Для родителей: оптимизация сотрудничества с педагогами детского сада.
Для педагогов: повышение уровня профессионального мастерства; закладывание основы партнёрских отношений с родителями.
Продукт проекта: выставка снежинок, сделанных своими руками «Снежное окно»; украшенная снежинками раздевалка; выращенные снежинки из кристаллов соли.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
2 этап – практический (реализация проекта).
3 этап – итоговый этап.
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые снежинки.
Организация проекта
1. Подготовительный этап
· аналитическая беседа с детьми для выяснения объёма знаний по данному вопросу;
· постановка цели и задач проекта;
· составление плана работы по проекту;
· сбор информации по данной теме;
· подготовка материалов для художественного творчества;
· создание необходимых условий для реализации проекта.
2. Практический этап.
С детьми:
Беседы: «Почему хрустит снег?»;
«Многообразие форм снежинок»;
«Для чего нужен снег?»
Дидактические игры: «Сложи снежинку» (из палочек); «Найди похожие снежинки».
Чтение художественной литературы: «Танец снежинок» Б. Заходер;
«Снежинки» С. Козлов;
«Летят снежные пушинки» В. Архангельский;
«Снежинка» К. Бальмонт.
Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок на зимнюю тематику.
Непосредственно образовательная деятельность:
· «Художественно-эстетическое развитие»
- Рисование: «Снежинки»
Задачи. Учить передавать в рисунках красоту окружающей природы (падающие на землю снежинки), рисовать прямые линии в разных направлениях, перекрещивать их; совершенствовать умение правильно держать карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Развивать умение располагать изображения по всему листу.
- Рисование «Снег кружится»
Задачи. Продолжать учить детей самостоятельной передавать несложный сюжет; включать в рисунок знакомые предметы; замечать красоту в сочетании белого цвета с другими красками; учить выполнять рисунок в указанной последовательности; упражнять в ритмическом нанесении полосок концом кисти по всему листу бумаги.
- Лепка «Цветные снежинки»
Задачи. Формировать умение детей раскатывать пластилин в тонкий жгут, конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона). Воспитывать аккуратность, поощрять творческую инициативу. Развивать мелкую моторику пальцев, глазомер и воображение.
- Аппликация «Снежинки»
Задачи. Учить детей создавать снежинку, путем отрезания длинных полос от листа белой бумаги; закрепить умение приклеивать детали к листу – основе, проклеивая всю поверхность детали; развивать глазомер, мелкую моторику, согласованность в движениях руки и глаза; воспитывать самостоятельность, уверенность в своих умениях, аккуратность.
- Конструирование (из бумаги) «Снежинка».
Цель. Учить составлять образ из частей, соединять между собой детали клеем, украшать готовое изделие красками (карандашами).
«Физическое развитие»
Упражнение на дыхание: «Сдуй снежинку».
Пальчиковые игры: «Снег – снежок»; «Снежинка».
Подвижные игры: «Снежки», «Снежная баба».
«Познавательное развитие»
- Исследовательская деятельность: изучение строения снежинок; рассматривание снежинок через лупу.
- Проведение опытов со снегом и водой:
Опыт: Дети кладут в снег игрушку, игрушку не видно. Вывод: Снег не прозрачный.
Опыт: Дети держат снег в руке. Что происходит со снегом? Вывод: Снег тает, превращается в воду.
Опыт: Дети рассматривают снег через лупу. (Что вы видите, какой снег) Вывод: Снег состоит из снежинок, белого цвета.
Опыт: «Выращивание снежинок в комнатных условиях» (из проволоки с намотанной шерстяной ниткой делают снежинку и опускают в соленую воду, через некоторое время она покрывается кристаллами, очень похожими на снег).
- Ежедневные наблюдения за снежинками, снегом: предложить детям поймать на варежку снежинки и рассмотреть их, обратить внимание на то, что они бывают разными.
Работа с родителями.
- участие в конкурсе новогодних поделок в номинации «Волшебная снежинка»;
- снежинки своими руками в разной технике выполнения для оформления выставки «Снежное окно».
3. Итоговый этап.
Оформление выставки снежинок своими руками «Снежное окно»; украшенная снежинками раздевалка; выращенные снежинки из кристаллов соли.