Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Мы живем в России

Дата публикации: 2018-09-23 11:30:45
Статью разместил(а):
Проскурина Елена Серафимовна

Конспект НОД по познавательному развитию

«Мы живём в России»

(подготовительная  группа)

Автор: Проскурина Елена Серафимовна

МБДОУ детский сад №7 «Радуга»

с. Кулунда Кулундинского района Алтайского края

Цели: Способствовать у дошкольников формированию нравственно-патриотических качеств личности, достойных будущих  граждан России, своего Отечества.

Задачи:

1. Формирование представлений о России как о родной стране, крае, в котором мы живём, его достопримечательностях, природе; воспитывать чувства  любви  и  гордости за свою страну, край, село.

2. Закрепить  знания детей о символике страны: флаг, герб, гимн.                              

3. Формировать у детей чувства любви к  своему родному краю, своей малой родине, её жителям; желание сохранять  красоту родного села и приумножать.                                                  

4. Развивать познавательный интерес, желание знакомиться с родным селом.

 

Ход занятия

«Я делюсь с вами»

Воспитатель: «Я делюсь с вами своим хорошим настроением!

Дети: «мы тоже! »

Воспитатель: «я дарю вам улыбку». Дети: «мы тоже»

Воспитатель: «я радуюсь». Дети: «мы тоже! »

Воспитатель: «Я прыгаю от счастья!». Дети: «Мы тоже!»

Воспитатель: «Я вас люблю!». Дети: «Мы тоже! »

Воспитатель: «Я вас обнимаю!». Дети: «Мы тоже»

Все обнимаются в едином кругу.

Ваше настроение отличное? (ДА)

Желаю вам радости и хорошего настроения.

Если долго-долго-долго      слайд 1 (карта России)

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

Нам на Родину  смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты  рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Воспитатель. Скажите, ребята,  как называется страна в которой мы живём? (Россия).                                                  

Столица  нашей  Родины –это…(Москва).   Слайд 2 (Кремль).

Назовите  государственные  символы  России. (Герб, флаг, гимн).

Какой из этих флагов российский? Слайд 3 (Флаги разных стран).

Что означает белый цвет?  Слайд 4 (Российский флаг).

Белый цвет -  чистота совести, мир. Значит люди  у  нас живут какие?  (Честные, миролюбивые).

Синий цвет - это верность и правда.  Определите какие люди живут в России? (Верные, правдивые)

Красный цвет олицетворяет мужество, отвагу, красоту. Значит люди у нас живут какие? (Мужественные, отважные, красивые).

Ребёнок.                                                                                                                                                                          

Три полоски флага- это неспроста:

      Белая полоска - мир и чистота,

      Синяя полоска - это цвет небес,

      Куполов нарядных, радости чудес

      Красная полоска – подвиги солдат,

     Что свою Отчизну от врагов хранят.  

 Герб, так же как и флаг – главный символ (отличительный знак) страны.  Слайд 5 ( герб России)

Что  изображено на нём?  (Двух главый  орёл  в короне- это независимость государства,  Георгий Победоносец с копьём убивает змея. Это символизирует победу  добра над злом. 

Ребёнок.

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он — России дух свободный.                                                                                                                              

Воспитатель.  А что же такое гимн? (Гимн –это  самая  главная песня  страны).

Правильно! У каждой страны свой гимн. Гимн России – это песня о нашей стране, о том, как мы её любим. Когда играет гимн России,  то нужно встать и слушать  стоя. Слайд 6 (звучит гимн России).

В  нашей стране  много разных областей и краёв. Как  называется край, в котором мы живём?  (Алтайский  край).   Слайд 7

Воспитатель  читает стихотворение «Мой любимый Алтай» 

Раскинулись степи Алтая

И вширь, и в длину далеко,

Посмотришь, как будто нет края,

Лишь солнце палит высоко.

Гляжу я на наши просторы,

Любуюсь – какая земля!

Покрытые новым убором

В хлебах утопают поля.

И места нет более краше,

Любимый, цветущий мой край,

Ты – житница Родины нашей,

Ты – золото наше, Алтай.

Ребята, сегодня мы продолжим разговор о нашем крае. Более 75 лет тому назад образовался Алтайский край.  Алтай и Алтын – эти два слова похожи между собой. Алтыном в старину называли золото.  Алтай – золотой край.

Дети смотрят видеоролик «Легенда об Алтае»  Слайд 8.

- Мы посмотрели, какой наш край богатый – всё это природные богатства. Но самое главное богатство – это люди, проживающие в этом крае. Наш край многонациональный.

• Почему мы так говорим?

В нём проживают:  алтайцы  - коренные жители  (слайд  ,  украинцы,  немцы,  казахи,  но основное население – это русские, со своей культурой, бытом, традициями.

С давних пор люди знали, что наш край очень богат.

- Чем же богат наш край? Об этом и пойдёт сегодня речь.

Наша Родина богата

И Алтай наш славится .                                                      

Песня «Край родной».

Выберите картинки с  животными,  которые  обитают в алтайских лесах и полях?  Назовите их.

Игра « Найди и назови».

Молодцы! Давайте с вами поиграем  в игру «Кто лишний». Вы должны прослушав названия животных, определить, какое животное не живёт у нас на Алтае. Ну что, готовы? Тогда слушайте внимательно.

Волк, белка, обезьяна, барсук.

Заяц, соболь, кенгуру, медведь.

Олень, ёж, лиса, верблюд.

Косуля, марал, лошадь, лось.

Молодцы!  Некоторые люди порой бывают так жестоки по отношению к животным. Очень часто они уничтожают их для своих целей: из шкур шьют шубы, шапки, из рогов делают украшения. Постепенно животных остаётся всё меньше и меньше. Люди стали задумываться: как остановить это безобразие.

Как вы думаете, что они придумали? (Правильно они создали Красную книгу).

Почему именно красную? (это цвет тревоги, надвигающейся опасности. Внимание, остановись, не губи природу!)

А каких животных заносят в Красную книгу? (редких, исчезающих).

В нашем алтайском крае тоже есть своя Красная книга. (Слайд 9- Красная книга Алтая),     слайд 10- филин, слайд 11 – соболь, слайд 12 – лебедь,  слайд -13-баран,  слайд – 14 скопа, слайд – 15лось.

А сейчас  я проверю, знаете ли вы лекарственные растения.   

1. (одуванчик)  Слайд 16

•  Что вы знаете об одуванчике?

«в медицине на Руси его считали «жизненным эликсиром». Соком молодого одуванчика лечили и выводили тёмные пятна на коже и веснушки»

2. (берёзка)  Слайд17

•  Кто сможет рассказать о пользе берёзки?

«давным-давно, берёза приносит пользу.

 (мать-и-мачеха)  Слайд 18 

«Мать-и- мачеха – лекарственное растение. Настойка из листьев и цветов употребляется при простудных заболеваниях».

Ребята, на земле так мало остаётся мест, где растут такие удивительные растения. Давайте будем беречь, и охранять их!

Когда говоришь «Алтай» - то представляешь себе степи и леса, горы и голубые горные озёра, быстрые реки.  Слайд 19 (река).

На Алтайской земле текут около 5тысяч рек. Наиболее крупные из них Обь, Катунь, Бия, Алей, Чумыш, Чарыш и другие. Обь относится к числу самых больших рек земного шара. Её длина 5410км. Обь образуется от слияния рек Катуни и Бия.

Речка ( физминутка)

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это — брасс.

Одной, другой — это кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Ребята, посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наш Алтайский край. В нашем крае очень много городов, сёл, деревень.

• Какие из них вы знаете? (ответы детей)

• Как называется столица Алтайского края? (Барнаул)

Поэтому этот город на карте обозначен крупной звёздочкой?

• Кто сможет показать его на карте?  Слайд  20 (карта  Алтая)

• Знаете, почему он так называется?

Когда-то в этой местности находилось озеро и называлось оно Бороно-ур – «Волчье озеро». А может кто-то догадался, почему это озеро так называлось? (в этих местах водилось много волков).

Воспитатель.

Равнина, равнина, ни яра, ни пади,

Равнина на север, равнина на юг,

Как будто гористую землю разгладил

Горячий, гигантский утюг.

Здесь воду качают полынные ветры,

Бежит на поля ледяная вода

Здесь смотришь и видишь на сто километров

Полсотни туда и полсотни – сюда.

В Алтайском крае много степей. В нашем районе их называют  Кулундинскими степями. Слайд 21 (степь). А название их произошло от слова «кулун» - т. е. жеребёнок, потому что когда-то здесь, в Кулундинских степях паслись стада лошадей. Слайд 22 (табун  лошадей).

• Скажите, а где мы с вами живём? (в селе)

• Как оно называется? (Кулунда)

• Покажите на карте то место, где мы живём?

Воспитатель.

В родных степях стоишь ты, как картина,

Моя  любимая, родная  Кулунда.

Рассмотрите, пожалуйста,  картинки с достопримечательностями  Кулунды.  Назовите  их.

Воспитатель  читает стихотворение «Кулунда – любимое село» Света  Ляпина.

Кулунда – любимое село,

Улица, где детство пролетает.

Лето, что так манит нас жарой,                                                                                   

Утро, птичка весело запела…

Зимы с вьюгами, весна и тёплый дождь,

Небо осенью немного потускнеет

Но нигде в России не найдёшь

Места, что красивей и роднее.

Кулундинские поля – простор и тишь.

Ночь – прохлада, звёзды, месяц  светит

А весной капель польётся с  крыш,

И скворец  ей  песнями  ответит.

Кулунда… на протяженье лет

Пусть растёт и набирает силы.

На село пусть солнца льётся свет,

Пусть останется оно навек любимым!

    

Ребята, я благодарю вас за хорошие ответы, желаю вам добра и весёлого настроения. Любите нашу Родину, край, Кулунду, берегите и преумножайте  наше богатство. На память я дарю вам фишки за отличную работу.

Приглашаю всех на весёлый танец.

 

Список  литературы:           

 1.Степанов В. « Стихи о России для детей».                                                                                   

 2. Княженцев Ю. «Мой любимый Алтай».                                                                                                

 3. Зеленова Н.Г., Осипова  Л.Г. «Мы живём в России».