Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование физических качеств у детей через подвижные игры разных народов

Дата публикации: 2017-09-19 20:01:45
Статью разместил(а):
Лучина Елена Александровна

Формирование физических качеств у детей дошкольного возраста

через подвижные игры разных народов

 

Автор: Лучина Елена Александровна

инструктор по физической культуре,

МДОУ « Детский сад  №7»,

Республика Карелия, г.Петрозаводск

 

   Весёлые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек. Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ – они созданы народом, так же как и сказки, и песни.

    В нашей стране живёт народ разных национальностей. У каждого народа существуют свои игры. Народные подвижные игры ярко отображают образ жизни людей. Национальные устои отражают колорит обычаев, оригинальность, самовыражение того или иного народа. Это русские, карельские, бурятские, осетинские и другие народы нашей необъятной страны.

   Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий огромной воспитательной силой.

   Подвижная игра – сознательная активная деятельность детей, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий с обязательными для всех играющих правилами.

   По содержанию все народные игры выразительны, доступны ребенку. В играх у детей формируется заинтересованное, уважительное отношение к культуре других народов.

 Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней. Игры передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

    Подвижные игры – своеобразная школа для ребенка. Они способствуют развитию таких физических качеств как ловкость, быстрота, сила, меткость, ориентировка в пространстве, координация движений. Подвижные игры являются эффективным способом воспитания выдержки, внимания, что особенно важно для детей дошкольного возраста, так как у них процесс возбуждения преобладает над процессом торможения.

   По интенсивности можно выделить игры  с высокой, средней и низкой нагрузкой.  Высокую физическую нагрузку дают игры, построенные на выполнение бега, прыжков. Например: русская народная игра «Пятнашки»; игры народа Карелии «Бегуча», «Ворона на поле», «Догонялка»; игра народов  Сибири и Дальнего востока «Ручейки и озера».

Если часть времени уходит на произнесения текста, то дети получают среднюю нагрузку. Например: игра народа Татарстан «Горшки», карельская игра «Уголок», русская народная игра «Заря-зарница».

Подвижные игры малой подвижности проводятся в конце двигательной деятельности. Например: игра народа Дагестан «Надень папаху», русская народная игра  «Молчанка», игра народа Карелии «Перелизы».

   Народные подвижные игры у детей способствуют развитию творчества. Разучивание с детьми считалок, жеребьёвок делают игру более интересной, обогащают её содержание. Они быстро запоминаются детьми, и с удовольствием проговариваются в играх.

   Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей является глубокое и свободное владение игровым репертуаром, а так же методикой педагогического руководства.

      Методика. Подвижные игры широко используются в дошкольных учреждениях, как самостоятельная форма работы по физическому воспитанию, а так же как самостоятельная двигательная деятельность. Они проводятся с детьми на дневной и вечерней прогулке. Кроме того, дети могут играть, объединяясь в небольшие группы утром (до утренней гимнастики), в перерывах между организованной деятельностью, и, конечно же, на физкультурных занятиях.

    Подбираются игры с учетом подготовленности детей, а так же по возрасту.  В младшей группе детям будут интересны игры со словами. Например: молдавская игра «Барашек», где в гости к детям приходит «барашек» (игрушка). Игрушку ставят на пол в середину круга. Дети идут, по кругу взявшись, за руки и произносят следующие  слова:

Ты барашек беленький,

С  хвостиком сереньким.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

Ты нас не бодай,

С нами поиграй -

Скорее догоняй!

После слова «Догоняй!», ведущий берет игрушку (барашка) в руки, и догоняет с ним детей, а дети убегают. 

 В старшем возрасте используются игры с правилами. Правила четко проговариваются при разучивании игры. Перед педагогом ставится задача: научить детей в игре соблюдать правила. Это может быть такая игра, как «Горячая картошка». Выбирается водящий, в руках у него маленький мяч. Он садится «по-турецки» на пол. Играющие размещаются вокруг водящего по кругу, и то же садятся на пол «по-турецки». Водящий  бросает мяч одному из игроков и  закрывает глаза. Водящий произносит слова «горячая картошка» с некоторым интервалом громко и четко. Дети передают мяч друг другу. У кого из детей в момент произнесенных слов ведущим «горячая картошка» окажется мяч, тот выбывает из игры. Выигрывает тот,  кто «не обжегся горячей картошкой». Правила игры: нельзя бросать мяч, а только предавать из рук в руки.  Эта игра очень любима детьми. В свободное время дети самостоятельно организовывают и играют в неё.

Планирование игр составляются с учетом времени года. Летом это -  русская народная игра «Гуси-лебеди», игра народа Карелии «Кислый круг», в холодное время года  можно использовать такие игры как,  игра народов  Сибири и  Дальнего востока  «Льдинки, ветер, мороз», русская народная игра «Два мороза».

В холодную и сырую погоду не следует планировать игры с чтением текста и пением, с целью охраны голосового аппарата. Это могут быть такие игры как, игра народа Карелии «Бука» (с использованием сигнала «хлопок в ладоши»), игра народа  Армении «Статуя». 

В жаркую погоду, наоборот, используются игры спокойного характера и меньшей подвижности, исключающие опасность перегрева. Например: игра народа Карелии «Сиди, сиди Яша», игра народа Узбекистан «Канатоходцы».

В перерывах между организованной деятельностью рекомендуется использовать игры средней и малой подвижности. Например: русская народная игра «Водяной», игра   народа Карелии « Жмурка с колокольчиком», «Царь- картошка», «Круг-кружочек».

На дневной прогулке планируется две игры высокой подвижности и  средней или малой подвижности. Например: карельская игра высокой подвижности «Олень» и средней подвижности «Займи место» (игра народа Татарии).

  Специфика подвижной игры состоит в быстрой ответной реакции на сигнал типа: «Беги!»,

«Лови!», «Стой!». Основной целью в игре является решение двигательной задачи: убежать, догнать, перепрыгнуть, бросить как можно дальше, попасть в цель. Подвижная игра связана с выполнением основных движений, но не может быть средством разучивания.

  Народные подвижные игры расширяют кругозор детей, используют полученные знания об окружающем мире, повадках животного мира, человеческих поступках. В играх совершенствуются двигательные умения и навыки ребенка, пополняется словарный запас.

    Подбор игр по возрастам. Для решения постепенно усложняющих задач следует подбирать игры, основанные на выполнении уже усвоенных детьми движений. 

Для детей младшего возраста доступны игры с бегом, подпрыгиванием, подлезанием. Предпочтительней использовать игры с сюжетом, например, народная игра  Азейбарджана  «Дети и петух». Роль «Петуха» может выполнять как взрослый, так и ребенок. «Петушок»  ходит по площадке, поднимая и опуская руки (размахивает крыльями).  Дети стоят на противоположной стороне площадке и говорят слова:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Масленая головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаёшь?

Деткам спать не даёшь?

«Петушок» громко говорит: «Ку-ка-ре-ку!». Это сигнал для детей и они перебегают с одной стороны площадки на другую, а «Петушок» догоняет. Игра завершается,  когда дети добегут до обозначенного места.

 С детьми среднего возраста можно использовать подвижные игры не только с бегом, но и с бросанием, метанием мяча, прыжками. Это могут быть игры сюжетные, и бессюжетные. Например: игра народа Башкирии «Стрелок». Дети строятся в круг, выбирается ведущий - «Стрелок» в руках у него мяч из ткани. Он встаёт в середину круга. Дети  бегают по кругу, а «Стрелок» старается попасть мячом в игроков. Если «Стрелок» попал в кого-либо, то тот становится  на его место.

В старшем возрасте  дошкольники охотно играют в подвижные игры с элементами соревнования, такую как,  игра народов Сибири и Дальнего востока «Оленьи упряжки». Дети делятся на две команды. В каждой команде дети выстраиваются парами, первый  играет роль оленя, второй  - наездника. «Олень» держит за спиной обруч, а «Наездник» встаёт  позади и берется за обруч. По сигналу «оленьи упряжки» бегут до обозначенного места. Выигрывает та пара, которая быстрее прибежит. Игры с элементами соревнований воспитывают в детях чувство переживания друг за друга, за свою команду.

Знакомство с новой игрой. Для детей младшего возраста целесообразно знакомить с содержанием в процессе самой игры. Дети, действуют совместно со взрослым, запоминают последовательность игровых действий, знакомятся с сигналами, по которым начинается и заканчивается движения.

Дети 4-6 лет могут запомнить содержание и правила игры до её начала. Объяснение – краткое, четкое, выразительное. Для уточнения правил игры, играющим задаются вопросы. При проведении знакомых игр напомнить правила могут сами дети, отвечая на поставленные вопросы.

    Создание условий для подвижной игры. В народных играх используются разные атрибуты: шапочки изображающие разных персонажей, игрушки, мячи, канаты, скамейки, дуги, обручи и др.

   Для малышей пособия и атрибуты располагаются до объяснения игры, так как детям легче понять, где и как они будут располагаться.

При проведении игры для детей 4-6 лет подготовить атрибуты могут сами дошкольники. Взрослый предлагает детям разложить обручи, приготовить мяч.

   Распределение ролей. Чаще всего в подвижной игре можно выделить три роли:

·         ведущий;

·         водящий;

·         играющие. 

В младшем возрасте взрослый первоначально сам играет все три роли. Например, в русской народной  игре  «У медведя в бору»  взрослый сажает игрушку медведя на стул, произносит текст и двигается вместе с детьми в сторону «берлоги». Затем  сам подает сигнал к бегству, исполняя роль ведущего, и, наконец, беря игрушку в руки, пытается догнать детей. По мере усвоения игры предлагает роль водящего ребенку. Как показывает, опыт к концу года все дети успешно справляются с ролью водящего.

 В средней группе роль водящего поручают ребенку, выбирая его при помощи считалки. Детям нравится исполнять роль водящего, и они хорошо справляются с поставленной задачей.

 В старшем возрасте дети самостоятельно справляются с распределением ролей.

Следует отметить, что дети любят, когда взрослый активно участвует в игре.

Руководство в ходе игры.  В процессе игры взрослый наблюдает за безопасностью, выполнением правил игры, нагрузкой, взаимоотношениями между детьми.

       Варьирование и усложнение подвижных игр. По мере накопления детьми двигательного опыта, игры усложняются.  Варьируя и усложняя игру, нельзя менять замысел и композицию, но можно:

·         увеличить дозировку (повторность и общая продолжительность);

·         усложнять двигательное содержание (воробышки из домика не вылетают, а выпрыгивают);

·         изменять размещение играющих (ловишка не сбоку, а в середине площадки);

·         менять сигнал (вместо слова, используется звуковой или зрительный сигнал).

 

  Предлагаю вашему вниманию опыт работы по формированию физических качеств у дошкольников, через  знакомство и разучивание с детьми игр разных народов. Первый этап работы был направлен на изучение и составление картотеки подвижных народных игр. В картотеку вошли игры народов  нашей страны и Республики Карелия:

·         молдавские: «Дети и петух», «Лошадки», «Овцы и волк»;

·         литовские: «Ловля рыб», «Король зверей»;

·         народа Казахстан «Платок с узелком»;

·         народа Украины: «Хромая уточка»;

·         игра Швейцарии: «Доброе утро охотник!»;

·         игра индейцев «Лови мешок»;

·         игра Венгрии «Один в круге».

Картотека игр составлялась с учетом возраста детей, классификации по видам движений: бег, прыжки, метание, бросание и ловля мяча, набивного мешочка. Подобранные игры в основном с сюжетом, отражающие явления окружающей жизни (трудовые действия, движения и повадки людей и птиц).  Народная игра, как правило, сопровождается текстом. Текст задает ритм движению. Окончание текста служит к прекращению действия или началу новых движений. Вместе с тем произнесение текста в игре – это отдых после интенсивных движений.

Часто в народных играх при выборе водящего используются считалки.  Разучивание считалок делают игру более интересной, обогащает её содержание. Совместно с воспитателями группы на первом этапе работы был организован конкурс «Считалочка». Дети с большим удовольствием рассказывали короткие и длинные, разные по содержанию, порой каламбурные с юмором считалки.

  Играя с детьми в народные подвижные игры, я сделала вывод, что игры с текстом нравятся детям больше. Произнесение текста усиливает внимание детей, дает сигнал к началу двигательных действий, так же, выразительное произношение считалки развивает речь, память, дикцию, пополняет словарный запас.

   Играя, дети многократно повторяют двигательные умения, отрабатывают технику движений. Например: игра народа Карелии «Ворона на поле», в которой дети в беге совершенствуют умение увертываться. В игре народа Сибири и Дальнего Востока «Тройной прыжок», дети закрепляют умение прыгать на двух ногах как можно дальше.

   На втором этапе работы по формированию физических качеств я постепенно усложняла игры, но последовательность действий и эпизодов оставалась прежней. Усложнения игры были следующими: увеличение расстояния для бега, прыжков, метания,  бросания мяча; увеличение число ловишек.

На третьем этапе работы народные подвижные игры проводились на свежем воздухе, на спортивной площадке, за пределами детского сада, в походах, экскурсиях, на поляне.  Дети тренировались ориентироваться в пространстве в новых условиях. Я учила детей самостоятельно организовывать   знакомые уже детям  подвижные игры.

На четвертом этапе были привлечены родители. Мы совместно организовали и провели праздник «Народные игрища», посвященный народным подвижным играм. Родители приняли активное участие, с удовольствием играли вместе со своими детьми, бегали, прыгали.

Таким образом, поэтапная работа по формированию физических качеств у детей, через подвижные игры разных народов показала следующие результаты:

·         улучшение показателей  физической подготовленности детей;

·         овладение двигательными навыками, умение пользоваться ими в самостоятельной двигательной деятельности, играя в народные подвижные игры;

·         формирование умения дошкольников договариваться между собой в выборе игры и ведущего;

·         знание считалок, приговорок и использование их в играх;

·         активное участие родителей в различных мероприятиях, проявление интереса к деятельности своих детей.

 Всем педагогом рекомендую в работе с дошкольниками использовать народные подвижные игры.

.  .  .