Сказка, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Сказка, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Автор: Рябова Наталья Николаевна
Исследованием роли сказки в работе с детьми сегодня занимаются и такие ученые как М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.
Методические условия:
· организация соответствующей развивающей предметно– пространственной среды в соответствии с ФГОС и возрастом детей;
· постановка цели, разработка содержания образовательно-воспитательного процесса, составления плана работы
· поиск наиболее эффективных методов работы с детьми
· привлечение родителей для реализации плана.
Организационно-педагогические условия:
· Обмен опытом с коллегами ДОО.
· Обмен опытом на РМО
· Обмен опытом в профессиональных педагогических сетевых сообществах.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие в целом.
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. В настоящее время у большинства детей встречаются дефекты речи различной сложности. В нашем детском саду нет логопеда и логопедической группы соответственно основную работу по развитию речи ведёт воспитатель.
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду.
Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Особым же вниманием сказка пользуется в художественно - речевой деятельности.
Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая в повседневной жизни детей.
Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, т.е. на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль.
Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.
О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые как М.-Л. фон Франц, А. Адлер, Э. Берн, Б. Брун, Э.Пендерсон, В. П. Аникин и другие.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослых легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей работы. Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.
Изучив научно-методическую литературу и опыт коллег по данной проблеме, я сделала вывод, что можно использовать ресурсы сказок в формировании и развитии речи дошкольника. А для успешной реализации работы подготовила:
· перспективный план по развитию речевых способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказками для всех возрастных групп;
· создала картотеку игровых упражнений, направленных на развитие всех компонентов речи и речевого творчества дошкольников посредством использования материала сказок;
· создала картотека пальчиковых игр, физкультминуток, загадок, чистоговорок сказочного содержания;
· оформила подборку присказок, пословиц, имеющих смысловую взаимосвязь с содержанием различных сказок;
· подобрала материал для оформления наглядной информации для родителей воспитанников по вопросам речевого развития дошкольников
Методика работы со сказкой. На занятие «приходит» игрушка-герой сказки. Педагог сообщает, что с ним произошло, то есть, рассказывает первую часть сказки и демонстрирует при помощи игрушек сказочное действие на общем столе. На следующем занятии появляется тот же герой и просит вспомнить, что с ним произошло. Педагог задаёт вопросы и показывает знакомых героев, дети вспоминают начало сказки. Потом слушают вторую часть и наблюдают показ следующего действия игрушек. На третьем занятии дети вспоминают сказку без наглядной опоры - по вопросам; слушают и смотрят продолжение. А на четвертом занятии дети вспоминают сказку по вопросам, слушают и смотрят её окончание. Далее педагог с детьми проигрывает сюжет сказки с игрушками, побуждая детей к игровым действиям. Рассказывая новую часть сказки, педагог всегда показывает новые игровые действия по сюжету. В процессе такой работы у детей обогащается игровой опыт, дети учатся отвечать на вопросы по сказке, составляют короткие рассказы по сюжету, используя опорные картинки.
Реализация педагогической деятельности состояла из нескольких этапов.
Подготовительный этап
- анализ научно-методической литературы;
- разработка перспективного план;
- проведение первоначального мониторинга детей;
- анкетирование родителей;
Практический этап
На следующем этапе была реализована система работы по достижению определенных для работы целей и задач.
· осуществление работы по плану;
· обогащение предметно – развивающей среды;
· взаимодействие в работе ДОУ и родителей;
Рефлексивный метод
· контрольный мониторинг;
· выводы, обобщения, определение перспективы.