Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Мини-музей в детском саду - форма взаимодействия с семьями воспитанников

Дата публикации: 2018-09-20 12:15:05
Статью разместил(а):
Немолякина Любовь Алексеевна

Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников

Автор: Немолякина Любовь Алексеевна

 

Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора."– Я поведу тебя в музей.", - сказала мне сестра».

А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Часто ли наши дети бывают в них? Есть дети, которые ни разу не были в музее. И причины самые разные. Во-первых, наш детский сад находится в сельской местности, удаленной от центра, где имеются музеи. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.

Именно поэтому в нашем детском саду «Пчёлка» педагоги решили создать собственный музей, состоящий из мини-музеев по разным темам, но объединенных общим названием «Наш край».

Музей – это особое, специально организованное пространство нашего детского сада, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности.

Целью создания музея в нашем детском саду было: расширить развивающую предметную среду детского сада, способствовать воспитанию у дошкольников патриотических чувств, решать проблему социализации подрастающего поколения, создавать условия для самостоятельной исследовательской деятельности.            Сейчас, как никогда возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Такую работу лучше проводить коллективом единомышленников, который может решить эту задачу комплексно. Такой коллектив сложился в детском саду «Пчёлка» городского округа город Бор.

Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск новых форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

В воспитании дошкольников педагогический коллектив нашего детского сада опираемся на инновационную технологию в педагогической науке - музейную педагогику. Тема музейной педагогики является актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по работе с родителями, создание необходимых условий для развития партнерских отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, так как в создании мини-музеев принимают участие и дети и родители. Исходя из опыта, возникла необходимость создания системы работы по проблеме сотрудничества детского сада с родителями воспитанников через реализацию проекта «Здравствуй, музей!» по созданию музея в детском саду «Пчёлка».

На первом подготовительном этапе реализации проекта мы организовали встречу с родителями «В семейной гостиной», где  вместе определили темы и названия мини-музеев: «Русская изба», «Моя малая родина – деревня Оманово», «Матушка Волга», «Большая история маленькой пчёлки», «Ах, валенки, валенки», «Ложки разные бывают», «Матрёшка – игрушка наших бабушек», «Куклы из прошлого», «Русская берёзка – символ России», «Рождение памятника», «Чудо – дерево», «Свистулька – детская народная игрушка» и др. Выбрали место для размещения краеведческого музея «Наш край».

Родителям была отведена первоначальная задача при создании музея: помочь подобрать необходимые экспонаты, участвовать в поисковой работе информации по темам мини-музеев. Родители с огромным удовольствием откликнулись на идею создания музея, для них, так же, как и для детей, это было новое и интересное дело. Они с азартом помогали собирать нам с детьми экспонаты, а потом с увлечением рассматривали их уже на экспозиции, внося свои пожелания по оформлению мини-музеев. Наиболее важным и значимым в «музейном деле» для родителей оказался интерес детей к данной форме работы. Дети в непринужденной, свободной обстановке общались с родителями и воспитателями, у детей появился интерес к музеям.

Приступая к реализации основного этапа проекта, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музеев. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

Экспонаты в музей были собраны при поддержке и помощи родителей и собственными силами воспитателей. С родителями проводились консультации, индивидуальная работа, беседы о значении музея, мастер-классы по изготовлению кукол, макетов.

Педагогами были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, проведение обзорных и тематических экскурсий, семейных экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность. Занятия, проводимые в музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории своей семьи, родного села, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.

Музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Он явился результатом сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через музей дети познают окружающий мир, приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка, способствующие его успешной социализации. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками. На занятиях и экскурсиях, проводимых в музее, учитываются психофизиологические особенности детей разного возраста, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в нашем музее не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». В музее максимально используется принцип наглядности, а именно – демонстрация экспонатов, возможность прикоснуться к ним. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными в процессе совместной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа и мама. Наш музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Совместное участие в творческих мероприятиях помогло объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием. Стало традицией проводить праздники, семейные посиделки, на которые собираются не только мамы и папы, но с удовольствием приходят бабушки и дедушки.

Используя разнообразные формы работы, вовлекая родителей в совместные с детьми творческие виды деятельности, помогло установить партнерские взаимоотношения, поощряющие активность и самостоятельность детей. В процессе организации детско-родительского взаимодействия у родителей появилась уверенность в ребенке, радость и удовлетворение от общения со своими детьми, повысилась педагогическая компетентность в вопросах эстетического воспитания и творческого развития дошкольников посредством музейной коммуникации.

Таким образом, привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.

Создание мини-музеев в детском саду подарило нашим воспитанникам и их родителям много ярких, незабываемых впечатлений, позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Наши мини-музеи всегда открыты для посетителей, а экспонаты используются для проведения игр, занятий и праздников. Каждый наш мини-музей это – познавательный и воспитательный центр, а самое главное, результат творческой, совместной работы воспитателей, детей и родителей.

.  .  .