Квест-игра в работе с дошкольниками

Дата публикации: 2018-09-15 20:26:36
Статью разместил(а):
Кутузова Светлана Викторовна

Квест-игра в работе с дошкольниками

Автор: Кутузова Светлана Викторовна

 

В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Среди широкого использования в работе с детьми  разных   игр хочется выделить и поговорить о  квест- игре.

Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию, а значит, есть возможность развивать когнитивные качества, необходимые ребенку в дошкольном возрасте. А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности.   Квест – игр - эта игра – креативная, современная, зажигательная.  Одно  из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, проявления инициативности как личности творческойю. Что и является основным требованием ФГОС ДОУ.   

Квест– это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра, как мы знаем, ведущий вид детской деятельности.
Значение квест-игр: обучают умению планирования и прогнозирования; закладывают основы самоанализа; воспитывают навыки коллективного сотрудничества; развивают волевые качества и целеустремлённость; создают благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного напряжения и психологического напряжения; способствуют формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией.

Виды квестов:

·         линейные - задачи решаются одна за другой, по цепочке;

·         штурмовые - участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;

·         кольцевые - тот же линейный квест, но заключенный в круг. Команды участников стартуют с разных точек, и каждая идёт по своему пути к финишу. 

Задачи квест-игр:

·         активизировать интерес к познанию окружающего мира;

·         помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные;

·         создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации;

·         воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты;

·         способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков;

·         стимулировать инициативность и самостоятельность.

Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:

·         игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);

·         социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ);

·         художественно-изобразительной (рисование, музыка и т. д.);

·         познавательное развитие (окружающий мир);

·         восприятие художественной литературы.

С вышеуказанными видами деятельности напрямую связаны и приёмы:

·         дидактические, спортивные, театрализованные, компьютерные, оздоровительные и другие игры;

·         арт-терапия (изотерапия, драматизация, музыкальные и танцевальные импровизации); интеллектуальные викторины;

·         задания творческого характера;

·         загадки, кроссворды, ребусы; конструирование, моделирование; экспериментирование.

 

Этапы прохождения квеста:  

Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:

Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества. Организационная часть квеста также включает: распределение детей на команды; знакомство с правилами; раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.

Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.

Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу.

 Рефлексии (примеры вопросов для проведения аналитической беседы): что вызвало наибольший интерес? Что узнали нового? Что показалось трудным? Довольны ли вы своими результатами? Что получилось, а над чем нужно ещё поработать.
И так что же такое игра - квестов для детей дошкольного возраста:

·         прежде всего, это игра-приключение, игра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет дошкольникам удовольствие;

·         задания в квесте требуют сообразительности и нестандартного решения задач, значит, игра будет развивать интеллектуальные способности детей;

·         преодолевая предусмотренные сюжетом трудности, воспитанники, получают много новой познавательной информации;

·         квесты — коллективная игра, это тоже большой плюс. Чтобы победить, нужно научиться взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения. Кроме того, если приходится отвечать не только за себя, а за победу всей команды, игра становится значительно увлекательней;

·         квесты требуют определенной ловкости, выносливости, силы. В нее обязательно включаются задания, требующие физической ловкости и выносливости;

·         квест – игра дает возможность ребенку научиться планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.

Таким образом, в результате проектирования квест-игры обеспечивается становление и развитие у ребёнка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования: «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Квест  – очень интересная форма работы с детьми, которая соответствует потребностям и интересам детей.