Квест-игра в работе с дошкольниками
Квест-игра в работе с дошкольниками
Автор: Кутузова Светлана Викторовна
В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Среди широкого использования в работе с детьми разных игр хочется выделить и поговорить о квест- игре.
Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию и исследованию, а значит, есть возможность развивать когнитивные качества, необходимые ребенку в дошкольном возрасте. А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности. Квест – игр - эта игра – креативная, современная, зажигательная. Одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, проявления инициативности как личности творческойю. Что и является основным требованием ФГОС ДОУ.
Квест– это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра, как мы знаем, ведущий вид детской деятельности.
Значение квест-игр: обучают умению планирования и прогнозирования; закладывают основы самоанализа; воспитывают навыки коллективного сотрудничества; развивают волевые качества и целеустремлённость; создают благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного напряжения и психологического напряжения; способствуют формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией.
Виды квестов:
· линейные - задачи решаются одна за другой, по цепочке;
· штурмовые - участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами;
· кольцевые - тот же линейный квест, но заключенный в круг. Команды участников стартуют с разных точек, и каждая идёт по своему пути к финишу.
Задачи квест-игр:
· активизировать интерес к познанию окружающего мира;
· помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные;
· создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации;
· воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты;
· способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков;
· стимулировать инициативность и самостоятельность.
Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:
· игровой (дидактическая, подвижная, спортивная);
· социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ);
· художественно-изобразительной (рисование, музыка и т. д.);
· познавательное развитие (окружающий мир);
· восприятие художественной литературы.
С вышеуказанными видами деятельности напрямую связаны и приёмы:
· дидактические, спортивные, театрализованные, компьютерные, оздоровительные и другие игры;
· арт-терапия (изотерапия, драматизация, музыкальные и танцевальные импровизации); интеллектуальные викторины;
· задания творческого характера;
· загадки, кроссворды, ребусы; конструирование, моделирование; экспериментирование.
Этапы прохождения квеста:
Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:
Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества. Организационная часть квеста также включает: распределение детей на команды; знакомство с правилами; раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.
Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.
Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу.
Рефлексии (примеры вопросов для проведения аналитической беседы): что вызвало наибольший интерес? Что узнали нового? Что показалось трудным? Довольны ли вы своими результатами? Что получилось, а над чем нужно ещё поработать.
И так что же такое игра - квестов для детей дошкольного возраста:
· прежде всего, это игра-приключение, игра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет дошкольникам удовольствие;
· задания в квесте требуют сообразительности и нестандартного решения задач, значит, игра будет развивать интеллектуальные способности детей;
· преодолевая предусмотренные сюжетом трудности, воспитанники, получают много новой познавательной информации;
· квесты — коллективная игра, это тоже большой плюс. Чтобы победить, нужно научиться взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения. Кроме того, если приходится отвечать не только за себя, а за победу всей команды, игра становится значительно увлекательней;
· квесты требуют определенной ловкости, выносливости, силы. В нее обязательно включаются задания, требующие физической ловкости и выносливости;
· квест – игра дает возможность ребенку научиться планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества.
Таким образом, в результате проектирования квест-игры обеспечивается становление и развитие у ребёнка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования: «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Квест – очень интересная форма работы с детьми, которая соответствует потребностям и интересам детей.