Особенности взаимодействия педагогов и родителей детей с ОВЗ
Особенности взаимодействия педагогов и родителей детей с ОВЗ
Автор: Коняшенко Галина Вячеславовна
Для педагогов не является новостью, что для достижения положительной динамики развития ребенка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистами, но и активное участие родителей ребенка в процессе коррекции. Причем это не просто требование или «прихоть» педагогов, это прямая обязанность родителей, закрепленная законодательством РФ.
Зачастую родители ведут себя достаточно пассивно: не всегда уделяют время домашним заданиям с ребенком, не обращаются за консультацией к педагогам. Причины такой пассивности могут быть разные: нехватка времени, недооценивание проблемы ОВЗ ребенка, не осознают своей роли в воспитании и развитии детей с особенностями развития, многие родители просто боятся показаться неопытными и необразованными перед педагогом. И в итоге взаимодействие специалиста с родителями идет к минимуму или вообще отсутствует, что негативно сказывается на результативности коррекционной работы с ребенком с ОВЗ.
Т.е., даже если родители детей с ОВЗ не желают идти на контакт со специалистами, не проявляют активности во взаимодействии, педагоги обязаны поддерживать с ними связь и организовывать совместную работу.
Для этого разработано много методов, форм, приемов работы. Условно их можно разделить на традиционные и нетрадиционные. К нетрадиционной формой работы с семьей относятся: семейные клубы, «родительская почта» и «телефон доверия». Семейные клубы, в их основе лежит назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Родительская почта-любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить проблемы, предупредить педагогов о необычных проявлениях детей. В нашей логопедической группе такие нетрадиционные формы работы с семьей, к сожалению, пока не использовались. За 4 месяца нового учебного года были использованы традиционные формы работы с семьей:
- беседы по интересующим родителей вопросам (индив., групп.);
- консультации «Старший дошкольный возраст. Какой он?», «Обувь для детского сада», «Культура поведения, правила и привычки», «Безопасность в доме», «Этика поведения ребенка в д\с», «Если у ребенка ОРВИ», «Ребенок и дорога», «Закаливающие процедуры-как профилактика простудных заболеваний», «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной», «Новый год. Как провести каникулы с пользой» и др.;
- родительские собрания «Давайте познакомимся», «Семь шагов к здоровью»;
- опросы: анкетирование, заполнение оценочных листов;
- открытые мероприятия-новогодний утренник;
- совместные праздники-игра-викторина «Знатоки дорожных правил»;
- выставки-конкурсы: «Лесная сказка», «Зимняя фантазия»;
- выставка «Мамины руки не знают скуки»;
- экологические акции «Домики для птиц», «Елочка»;
- информация в уголке для родителей, информационные буклеты.