Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Программа дополнительного образования коррекционно–педагогической направленности

Дата публикации: 2017-09-18 17:04:49
Статью разместил(а):
Кучер Мария Александровна

ПРОГРАММА

дополнительного образования коррекционно–педагогической направленности по формированию лого-ритмических навыков

«Говорушки, топатушки»

 для детей 5-7 лет

Автор: Мария Александровна Кучер

(учитель-логопед МАДОУ «Малиновский д/с»)

 

Возможно, самое лучшее, самое радостное,

что есть в жизни – это красивая речь

и свободное движение под музыку.

И ребенка можно этому научить.

А. И. Буренина.

 

Введение

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

       Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить непосредственно образовательную деятельность по логоритмики.

Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как НОД создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

       НОД по логоритмики направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход НОД вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

            Программа «Топатушки, говорушки» по НОД логоритмика составлена педагогами дополнительного образования: учителем – логопедом и музыкальным руководителем на 2 года. Непосредственно образовательная деятельность по логоритмики  проводится с детьми комбинированной группы для детей посещающих логопункт МКДОУ «Малиновский детский сад».

В данной программе отражены следующие разделы:

·        задачи (коррекция нарушений речи, развитие музыкальных и творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья детей;

·        тематическое планирование;

·        учебно-тематические планы;

·        ожидаемые результаты на каждый учебный год.

 

Принципы построения программы

 1. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

2. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда -  соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

3. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

4. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

 5. Принцип отбора  лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

6. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

7. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

 

Содержание непосредственно образовательной

деятельности по логоритмике

НОД по логоритмике включает следующие виды упражнений:

·        Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

·        Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как

четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

·        Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания

помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. 

·        Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают

основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

·        Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды

памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

·        Чистоговорки обязательны на каждой НОД. С их помощью

автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

·        Речевые игры могут быть представлены в различных видах:

ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

·        Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метр

(акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

·        Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление,

эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

·        Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие

подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

·        Элементарное музицирование на детских музыкальных 

инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

·        Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями

маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

·        Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом

человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

·        Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в

координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.

 

Информационная карта программы

Тип  программы: образовательная.

Образовательная  область: познавательная, коммуникативная.

Форма  реализации  программы: индивидуальная, подгрупповая.

Возрастная  направленность: старшая группа, подготовительная к школе группа. (5-7 лет)

Продолжительность  реализации  программ: два года.

 

 Пояснительная  записка

Ритмическая  организация  является  основой  жизни. Всё, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение  сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено  определенному ритму.

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь  слуховых ощущений с мышечными. Еще великий русский физиолог И. М.  Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Советский ученый, невролог, и психиатр Б. М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие  оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей  музыки. 

     Ритмические движения способствуют активации различных  анализаторных систем, становлению интегративной деятельности  человека.  Поэтому развитием  чувства ритма рекомендуется заниматься с самого  раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических  упражнениях и играх.

     Различные педагогические системы придают большое значение  воспитанию.

     Логоритмика является своеобразной формой активной терапии,  средством взаимодействия в комплексе  методик и учебной дисциплины. Первое понимание логоритмики  основано на сочетании слова, музыки и  движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть  разнообразными,  с преобладанием одного из  них или связи между ними.

     Второе понимание логоритмики обусловливает включение ее в любую  реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с  различными аномалиями развития и нарушения речи. Целью логоритмики  является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции  неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация  человека к условиям  внешней и внутренней среды. Задачи логоритмики  определяются как оздоровительные, образовательные, воспитательные, коррекционные.

     В педагогическом аспекте логоритмика – это система физических  упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует  воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности,  гармоническому физическому и художественному развитию детей,  развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов  памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную  отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями  выражать характер и темп музыкального произведения, развивает  музыкально – речевые способности, расширяет певческий диапазон. На  занятиях логоритмики  формируются представления о музыкальном,   двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в  неразрывном единстве.

      В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины,  формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой  моторики, учатся находить ритмическую организацию в  музыки  и речи,  знакомятся с элементарными приемами самомассажа.

      Сюжетно – тематическая организация кружковой работы  позволяет  каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре  максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных  процессов и соответствует детским психо – физическим данным. Такое   построение  кружковых занятий  позволяет добиться устойчивого  внимания  на протяжении всего занятия и соответственно повышает  результативность  в усвоении знаний.   

      Кружковые  занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры,  песни и стихи. Сопровождаемые движениями, двигательные упражнения,  несложные танцы. Элементарное музицирование на музыкальных  инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства  ритма. Речевой материал доступен в лексическом  отношении, включает  малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов.  Значительная роль в работе  по осознанию ритмического строя речи  принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры  учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в  первую очередь, речевому развитию детей. Обучение детей на музыкально –   шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития  чувства ритма) задач: развития внимания  и памяти,   координации движений, мелкой моторики и т. д.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал  предварительно не выучивается заранее.  

Занятия по логоритмики рекомендуется проводить во второй половине дня, так как кружковая деятельность не включена в непосредственно образовательную деятельность дошкольной организации и являются интегративными, что позволяет включать их в календарный план по совместной деятельности.  Программа кружка рассчитана для детей 5-7 лет, подгруппы детей формируются в зависимости от характера речевых нарушений, наполняемостью 3-5 человек. Продолжительность занятий от  20 до 25 минут, в зависимости от возраста  детей. Тема кружка берется на  1-2 занятия в зависимости от сложности материала и индивидуальных  психо – физиологических особенностей детей. Кружок проводится один раз  в неделю для каждой подгруппы. Количество часов, на которые рассчитана  программа, (в т. ч. Количество часов для проведения занятий, мониторинга)  составляет 36 часов в год, за 2 года составляет 72  часов. Главная задача  педагога – создание на занятиях атмосферы праздника, радости. Кружок  проводится логопедом совместно с музыкальным руководителем. Учитывая индивидуальные, физические и психологические особенности детей, особенности образовательного процесса и климатические условия, и по  желанию педагогов, возможно заменить музыкальный или речевой  материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от  индивидуальных возможностей детей, также изменить время проведения занятий (а именно со второй половины дня на первую).

 

Направленность  программы

Тематическая направленность и организационная вариативность  программы кружка способствует формированию устойчивого интереса к  музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное  эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а,  значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и  воспитании.

 

Новизна  и  актуальность

 Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

Чтобы не пропустить различные недостатки речи нужно проводить систематическую работу по формированию правильного произношения у детей.

Рабочая  программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи в условиях логопедического кружка дополнительного образования. Применение,  которой поможет детям с нарушением речевого развития  осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех  трудностей, связанных с овладением чтения и письма в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же их социализации. 

Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание программы соответствует Федеральному образовательному стандарту к дошкольному образовании.

В основе создания программы использован опыт работы логопедов М.Ф. Фомичевой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, М. Ю. Картушиной, О.И. Крупенчук, Н.В. Нищевой, И.С. Лопухиной, подкреплённый современными инновационными технологиями и методиками в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников, научно-методическими рекомендациями. В частности, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной.

Основной целью рабочей программы является развитие свободной, творческой, активной личности и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.

Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми.

Система подачи программных задач, методов, средств по знакомству  детей с логоритмикой отработана с учетом возрастных особенностей и  методических требований в непосредственно образовательной  деятельности. В занятия кружка включены элементы, имеющие  оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения,  упражнения для профилактики плоскостопия, работа над певческим  дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа,  гимнастики для глаз). В  занятия включены пальчиковые музыкально –  речевые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными  зонами кисть не уступает уху или стопе. В восточной медицине  существует  убеждение. Что  массаж большого пальца повышает функциональную  активность головного мозга,  указательного – положительно воздействует  на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и  почки, мизинца – на сердце. Каждое занятие кружка по логоритмики    включает в себя упражнения на релаксацию под музыку, помогающие  детям  снять  напряжение,  нервную  нагрузку, чистоговорки, речевые или  музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания.

 

Цель программы.

 Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения, формирование правильного звукопроизношение у детей-логопатов, применяя современные, инновационные технологии в работе с детьми-логопатами по коррекции нарушений речи, автоматизирование поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, связных текстах.

 

Задачи программы способствуют

·        активизации высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;

·        развитию и увеличению объёма зрительной памяти;

·        развитию и совершенствованию артикуляционной, мелкой и общей моторики;

·        выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

·        развитию мелодико – интонационных и просодических компонентов речи, творческой фантазии и воображения.

·        совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движению общей и мелкой моторике рук ребёнка, развитию внимания и наблюдательности, памяти и самостоятельного мышления, пространственной ориентации;

·        развитию фонематического восприятия детей, навыков правильного дыхания, эмоционально-мимических навыков, смены темпа и ритма речи.

 

Основные требования к уровню подготовки выпускников дополнительного образования по формированию

 логопедических навыков

          Для определения готовности детей к усвоению программы проводится мониторинг 2 раза в год, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:

·         чистота звукопроизношения;

·         автоматизация звуков в речи;

·         умение строить предложения;

·         умение произносить монолог, чётко высказываться;

·         умение вступать в диалог.

 

 Виды контроля и мониторинг:

Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом.;

Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.

 

Планируемые результаты логопедической работы:

·     правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

·     дифференцировать все изученные звуки;

·     называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

·     находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

·     различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

·     овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

 

Ожидаемые результаты:

При регулярном проведении логоритмических занятий у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем, будет формироваться положительный эмоциональный настрой, они научатся общению со сверстниками, координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений, ориентировке в пространстве, движению в заданном направлении, перестроению в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.

Предложенная комплексная форма работы будет не только корригировать, но и предупреждать речевые нарушения у дошкольников, способствуя развитию личности в целом.

 

 Календарно – тематическое планирование программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков для детей 5-6 лет (первый год обучения)

№ п\п

Название занятия

Месяц

Неделя

№ занятия

Количество занятий

1

2

3

4

5

6

1

Обследование вводное

Август

3

 

 

2

Обследование вводное

4

 

 

3

«Спор грибов и ягод»

Сентябрь

1

1

1

4

«Путешествие язычка»

2

2

1

5

«В гостях у лесного гнома»

3

3

1

6

«Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева

4

4

1

7

«Пых» по мотивам белорусской народной сказки

Октябрь

1

5

1

8

«Спор овощей»

2

6

1

9

«Колосок» по мотивам украинской народной сказки

3

7

1

10

«Приключение дождика»

4

8

1

11

«Краски осени»

Ноябрь

1

9

1

12

«Палочка выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева

2

10

1

13

«Как коза в лесу избушку построила» по мотивам русской народной сказки

3

11

1

14

«Кот, петух и леса» » по мотивам русской народной сказки

4

12

1

15

«Теремок-холодок»

Декабрь

1

13

1

16

«Дед Мороз построил дом»

2

14

1

17

«Отчего у белого медведя нос черный» по мотивам юкагирской народной сказки

3

15

1

18

«Ёлка» по мотивам сказки В. Сутеева

4

16

1

19

«Снеговик на ёлке»

Январь

1

17

1

20

«Морозята»

2

18

1

21

«Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского

3

19

1

22

«Приключение снежинки»

4

20

1

23

«Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки

Февраль

1

21

1

24

«Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки

2

22

1

25

«Парад на Красной площади» по мотивам стихотворения В. Орлова

3

23

1

26

«Гуси – лебеди» по мотивам русской народной сказки

4

24

1

27

«Я маму мою обидел»» по стихотворению Э. Мошковской

Март

1

25

1

28

«Кем быть»

2

26

1

29

«Откуда у носорога шкура» по мотивам одноимённой сказки Р. Киплинга

3

27

1

30

«Откуда у верблюда горб» по мотивам сказки Р. Киплинга

4

28

1

31

«Откуда у кита такая глотка» по мотивам сказки Р. Киплинга

Апрель

1

29

1

32

«Косметическое путешествие»

2

30

1

33

«Лекарство от зевоты»

3

31

1

34

«Пасха»

4

32

1

35

«Колобок»

Май

1

33

1

36

«Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки

2

34

1

37

«Как муравьишка дом солнышка искал»

3

35

1

38

«История о том, как гном построил гном»

4

36

1

39

Обследование итоговое

Июнь

1

 

 

40

Обследование итоговое

2

 

 

 

 Календарно – тематическое планирование программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков для детей 6-7 лет (второй год обучения)

№ п\п

Название занятия

Месяц

Неделя

№ занятия

Количество занятий

1

2

3

4

5

6

1

Обследование вводное

Август

3

 

 

2

Обследование вводное

4

 

 

3

Дядюшка Ау

Сентябрь

1

1

1

4

Сергиюшко

2

2

1

5

Медведь и хвост

3

3

1

6

Магазин «Природа»

4

4

1

7

Сивка - Бурка

Октябрь

1

5

1

8

Как заяц и дрозд урожай растили

2

6

1

9

Вершки и корешки

3

7

1

10

Петушок – золотой гребешок и чудо – меленка

4

8

1

11

Лягушка - путешественница

Ноябрь

1

9

1

12

Новый каравай

2

10

1

13

Четыре желания

3

11

1

14

Разноцветная книга

4

12

1

15

Проказы зимы

Декабрь

1

13

1

16

Заяц – косач, медведь и Дед Мороз

2

14

1

17

Почтовая история

3

15

1

18

Как ворона Снегурочкой стала

4

16

1

19

Двенадцать месяцев

Январь

1

17

1

20

Серебряное копытце

2

18

1

21

Зима «Пекариха»

3

19

1

22

Госпожа Метелица

4

20

1

23

Каша из топора

Февраль

1

21

1

24

Стойкий оловянный солдатик

2

22

1

25

Сказка об Иване – крестьянском сыне и Ытыре - Фытыре

3

23

1

26

Звёздный мальчик

4

24

1

27

Заколдованный холм

Март

1

25

1

28

Два клёна

2

26

1

29

Как Поп работницу нанимал

3

27

1

30

Снегурочка

4

28

1

31

Звёздный бал

Апрель

1

29

1

32

Космонавтам быть хочу!

2

30

1

33

Робот

3

31

1

34

Беляночка и Розочка

4

32

1

35

Баллада о юном барабанщике

Май

1

33

1

36

В гостях о лесных гномов

2

34

1

37

Подарки гномов

3

35

1

38

Приключение Буратино

4

36

1

39

Обследование итоговое

Июнь

1

 

 

40

Обследование итоговое

2

 

 

 

Литература:

1.     Белая А.Е., Мирясова В.Н. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М., 2000.

2.     Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкаль­ным сопровождением. СПб., 1999.

3.     Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 1999.

4.     Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. М., 1997. 

5.     Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль, 1998.

6.     Загадки и стихи о растениях и сезонах / Сост. Н.Н. Примшиц, Т.В. Васильева, В.С. Цвиль. Архангельск, 1994.

7.     Зимина А.Н. Народные игры с пением. М., 2000.

8.     Знакомство детей с русским народным творчеством / Авт. и сост. Т.А. Бударина, О.Н. Корепанова, Л.С. Куприна и др. СПб., 1999.

9.     Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий для детей 6-7 лет – М., ТЦ СФЕРА, 2008

10.                       Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5  - 6 лет. Творческий  центр «Сфера» 2010г.

11.                       Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М., 1997.

12.                       Кудрявцев В. Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоров­ления. М., 2000.

13.                       Кузнецова В.М. В поиске ради здоровья. Мурманск, 1996.

14.                       Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение. СПб., 1997. 

15.                       Лысова В.Я., Яковлева Т.С, Зацепина М.Б., Воробьева О.Н. Спортивные праздники и развлечения. М., 2000.

16.                       Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнение для красивого движения. Ярославль, 2000.

17.                       Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. Ярославль, 1996.

18.                       Мусова И.Б. Логопедические чистоговорки. М., 1999.

19.                       Нищева Н.В. Разноцветные сказки. СПб., 1999.

20.                       Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.

21.                       Развивающие игры с малышами до трех лет / Сост. Т.В. Гала­нова. Ярославль, 1998.

22.                       Рыбак Е.В. Вместе. Архангельск, 1997.

23.                       Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дош­кольников. М., 1999.

24.                       Синицына Е.И. Умные пальчики. М., 1999.

25.                       Сжкевич Е.А., Большева Г. Физкультура для малышей. СПб., 1999. 

26.                       Степанов В.А. Учебник для малышей. Азбука профессий. М., 2000. 

27.                       Стихи, загадки, шарады, ребусы, кроссворды для дошколят и младших школьников. Архангельск, 1994.

28.                       Три сигнала светофора/ Сост. Т.Ф. Саулина. М., 1989. Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели». СПб., 2000. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». СПб., 2000. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1999.

Статьи из газет и Журналов:

1.     Алешечкжа Г. Игра-путешествие Летим в космос. / Начальная школа. 1990. № 8.

2.     Бардышева Т. Рассказываем стихи руками // Обруч. 1998. № 5.

3.     Дмитриева М. Логомузыкальная пластика // Дошкольное вос­питание.

4.     Дубровских Н. Сюжетно-игровые формы занятий на уроках физической культуры // Начальная школа.

5.     Игры для детей раннего возраста // Дошкольное образова­ние. 2001. №2.

6.     Массаж по китайской медицине // Семейный доктор. 1996. № 12. 

7.     Песенки для малышей // Дошкольное образование. 2001. № 2.

8.     Тимошак Г. День космонавтики // Начальная школа. 2000. №11.

Нотные сборники:

1.     Андреева М.П., Конорова Е.В. Первые шаги в мире музыки. М., 1979.

2.     Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкаль­ным сопровождением. СПб., 1999.

3.     Вейс П.Ф. Ступеньки в музыку. М., 1980.

4.     Вихарева Г.Ф. Веселинка. СПб., 2000.

5.     Вихарева Г.Ф. Песенка, звени! СПб., 1999.

6.     Вышли дети в садик / Сост. Ветлугина Н.А. М., 1966.

7.     Журавленке Н.И. Уроки пения. 1—3 классы. Минск, 1998.

8.     Играем и поем / Сост. Н. Метлов, Л. Михайлова. М., 1973.

9.     Игры с пением для детского сада // Сост. Н. Метлов. М., 1965.

10.                       Музыка в детском саду. Средняя группа / Сост. Н.А. Ветлуги­на, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова. М., 1987.

11.                       Музыка в детском саду. Песни, игры, пьесы для детей 4—5 лет. Вып. 3 / Сост. Ветлугина Н., Дзержинская И., Квитницкая Е. и др. М., 1967.

12.                       Музыка в школе. 1-й класс / Авт.-сост. Т.А. Бейдер, Е.Д. Крит­ская, Л.Я. Левандовская. М., 1979.

13.                       Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для де­тей 5—6 лет /Сост. СИ. Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н. Соковнина. М., 1983.

14.                       Песни для детского сада / Сост. Н.М. Метлов, 1974.

15.                       Поет хор младших классов. Киев, 1976.

16.                       Поплянова Е.М. А мы на уроке — играем. М., 1994.

17.                       Праздники в детском саду/ Ред. Э.В. Соболевой. М., 1976.

18.                       Развлечения в детском саду / Сост. Л.С. Фурмина, А.Е. Ши-бицкая, Л.В. Пантелеева. М., 1975.

19.                       Учите детей петь / Сост. Т.М. Орлова, СИ. Бекина. М., 1986.

.  .  .