Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Влияние современных гаджетов на детей

Дата публикации: 2018-06-16 22:45:55
Статью разместил(а):
Калашникова С.А.

Влияние современных гаджетов на детей

Автор: Калашникова С.А.

МБДОУ №102, г. Кемерово

 

Жизнь современного человека уже трудно себе представить без таких вещей, как телефон, компьютер, планшет и прочих «продвинутых» штучек. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пеленок начинаю интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны. Компьютер и дети – это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее, а дети все раньше осваивают современную технику. И если старшему поколению все новые технологии – это зло, то маленькие дети с удовольствием начинают изучать интересные устройства. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребенка неоднозначно: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить ребенка от них.  

А если вспомнить, как росли мы, у нас было «настоящее» веселое детство. Уже практически с пеленок малыш начинает самостоятельно исследовать мир, ползая, протирая коленки ползунков, пытаясь забраться на стол  за конфетой, а дальше – копаясь в грязь, пытаясь отремонтировать велосипед, собирая рюкзак для путешествий и еще много, много увлекательного и интересного. В прежние времена жизнь ребенка можно было назвать сплошными приключениями, когда он мог сам постигать и узнавать этот мир. По мере взросления менялись и его увлечения. И если в четыре года – это помощь папе в гараже и маме на кухне, то в десять лет – это кружки и секции по интересам. Такая жизнь наполнялась новыми открытиями, благодаря которым ребенок мог самостоятельно, на своем опыте узнать этот мир. В итоге мы получаем, счастливое детство, бурлящую фантазию, элементарные навыки выживания и друзей.

А что мы видим сейчас? Уже в 1,5-2 года мамы и папы вручают ребенку потрепанный мобильный телефон, планшет или сажают у телевизора с мультиками, чтобы выкроить для себя полтора- два часа свободного времени. Таким образом, ребенок привязывается к «продвинутым» штучкам с самых ранних лет и уже в 10-15 лет отучить от них будет очень сложно.

В тоже время, ему необходимо самостоятельно познавать окружающую среду: крутиться, что-то разбирать и собирать, развивать или просыпать.

На детских площадках ситуация тоже выглядит иначе, чем в прежние времена. Раньше дети исследовали песочницы вдоль и поперек, искали там клад или стоили замки, натыкались на кошачьи фекалии. Сейчас же во избежание тревожных ситуации, и чтоб малыш на упал вдруг, не запачкался, не подхватил инфекцию или не порезался, ему вручают телефончик, в то время, как мама может заняться своими делами. Это, конечно же, не значит, что родители десять – тридцать лет назад не опекали  своих детей и не принимали меры безопасности.  

В современном мире все известные гаджеты стали средством манипуляции над детьми. Пожалуй, большинство родителей сталкивались с ситуацией, когда взамен выполненного действия ребенок получает вознаграждение в виде игры на телефоне или планшете. И неважно, сколько лет малышу два или десять – он осознает, что современные устройства являются отличным инструментом угрожать  или мотивировать. Согласитесь, многие современные дети начинают знакомство с миром через стерильные компьютерные технологии и виртуальное восприятие, не задумываясь, что вред этого проявится значительно позже.

Основной задачей каждого родителя является подготовка своего ребенка к условиям реального мира и выживанию. В результате, воспитательные усилия в течение многих лет заключаются в обучении ребенка, заботе об их безопасности и состоянии здоровья. Специальная литература рассматривает воспитательный процесс, как увлекательную игру с малышом, программа которой меняется по мере его взросления. Сегодня все эти игры стали виртуальными, лишая ребенка не только контакта с родителями, но и ограничения полета его фантазии. Но вред регулярного использования гаджетов заключается не только в этом.

В первую очередь идет ухудшение зрения. Если ребенок регулярно больше двадцати минут смотрит монитор компьютера или экран телевизора, или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться. Специалисты утверждают, что влияние подобных электронных «игрушек» настолько сильно, что посаженное в возрасте до десяти лет зрение восстановить не удается. Следовательно, необходимо строго контролировать нахождение ребенка у компьютера. Кроме того, есть специальные методики, помогающие составить схему безопасного использования современных устройств. На основании того, сколько лет ребенку, можно определить допустимую норму пребывания перед монитором: детям от года до пяти лет находиться у компьютера педиатры вообще не рекомендуют; в возрасте от пяти до семи лет безопасными считаются игры на компьютере или планшете в течение десяти минут (максимум двадцать на протяжении суток); ученикам с первого по пятый класс разрешается без перерыва сидеть с гаджетами десять-пятнадцать минут в день; с десяти лет ребенок может допускаться к девайсам на двадцать минут без перерыва максимум трижды на протяжении дня.

Во-вторых, негативное влияние на здоровье связано с тем, что дети, проводящие много времени за играми и мультиками, гораздо меньше двигаются, а это сильно сказывается на состоянии всего организма, а в частности на позвоночнике и суставах. Кроме того, у таки детей уже с малых лет наблюдается склонность к накоплению избыточного веса.

Психические расстройства – еще один побочный эффект чрезмерного общения с современной электронной техникой. Хотя и редко, но такие явления возможны. Расстройства психики зачастую наблюдаются больше у тех детей, которые проводят время у монитора за игрой. Особенно наносят вред психическому здоровью детей игры, не соответствующие их возрасту. Например, те, в которых присутствуют сюжеты с элементами насилия, кровью, воздействием психотропных веществ, а также сцены эротического характера. Помимо этого, в каждой онлайн-игре присутствует элемент виртуального общения. В результате у ребенка меняется мировоззрение, и он попадает под влияние путешествий в мире компьютерных технологий. Конечно, после таких увлекательных игровых эпизодов ему очень сложно возвращаться в реальный мир к урокам и своим обязанностям, а родителям – тяжело отучить ребенка от такой пагубной привычки.

На фоне длительного регулярного общения с гаджетами у ребенка деградирует способность отличать правду и реальность от вымысла. Многие поступки и сюжеты увлекательных сцен на мониторе девайса дети переносят в настоящее, не понимая их вред и негативные последствия. Модель поведения формируется детьми на основании действий героев виртуального мира. В этом заключается основная проблема современных маленьких пользователей электронными девайсами – они перенимают навыки персонажей, большая часть которых является эгоистичными и агрессивными личностями, руководствующимися в действии только собственными желаниями и потребностями.

Вред постоянного общения с гаджетами также выражается в том, что у детей вырабатывается зависимость. Многие специалисты сравнивают такую зависимость с алкогольной и наркотической. Однако родители могут не замечать это влияние девайса на ребенка. Первые подозрения у них начинают закладываться, когда они предпринимают попытки отучить от электронной «игрушки», заменить виртуальность реальностью.

Как мы уже с вами говорили о том, что гаджеты способствуют развитию ребенка, стоит сказать и об обратной стороне медали. Для ребенка раннего возраста, у которого образное мышление еще только формируется, развивающий эффект от мультиков и передач стремится к нулю. Когда ребенок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мячик круглый, ему не достаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить руками грани и ребра кубика, округлость мячика. В итоге развивающее видео дает однобокий эффект: формально ребенок что-то запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.

А также снижается творческая активность, так как никакие игры и приложения не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребенок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения. Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.

В тоже время, есть и «плюсы» общения детей с современными мобильными устройствами и компьютером. Во-первых, это развитие познавательных процессов и получение новых знаний. Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики, которые позволяют ребенку получить новые знания об окружающем мире. Подвох в том, что качественных развивающих игр и мультиков не так уж много, большинство только заявляют о развивающем эффекте. Однако, необходимо контролировать родителя ребенка. Это не значит, что с первого года жизни кроху стоит знакомить с гаджетами. Этот навык понадобится ему с семи лет.

Современные школьники семи – десяти лет умеют включать ноутбук, компьютер, планшет и запускать на нем нужную для обучения или приобретения новых знаний программу. Главное, чтобы родители могли контролировать процесс. Во-вторых, это возможность занять ненадолго ребенка в условиях длительного ожидания. Все знают, что дети плохо переносят долгие очереди, время однообразных длительных путешествий, ожидание в поликлиниках и т.д. В таких ситуациях не всегда увлекательные игрушки или бумага с карандашами оказывается под рукой. Другое дело – телефон или планшет, который может минут на десять – пятнадцать отвлечь малыша. Это время родители тоже могут провести с пользой, запустив познавательную и развивающую игру. Так они смогут и пообщаться, и дополнительно знакомить их с новыми знаниями.  

Как можно увидеть, положительные стороны общения с гаджетами тоже имеются. Однако чтобы не допустить привыкания к миру виртуальных путешествий и попыток манипулировать со стороны ребенка, лучше контролировать время препровождения у мониторов компьютеров и планшетов.

Поэтому не стоит бросаться в крайности, ведь истина, как обычно, посередине. Ребенок рождается и растет в современном мире, а в современной жизни к человеку предъявляются достаточно высокие требования. Уже в начальной школе ребенку понадобится знание компьютера, поэтому стараться настойчиво огородить ребенка от разных электронных устройств не очень предусмотрительно. Без контрольное использование гаджетов ребенком  тоже не приводит к хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем.

.  .  .