Исследовательская работа "Послушный язычок"
Исследовательская работа
«Послушный язычок»
Автор: Кумаченко Наталья Анатольевна
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида "Теремок", г. Лянтор
Аннотация
Одним из важных органов участвующих в образовании звуков является язык. Он самый подвижный и может занимать во рту разные положения, благодаря этому наша речь четкая и понятная.
Именно язык чаще всего виноват в неправильном произношении звуков. Мышцы языка нужно тренировать, развивая их подвижность и чувствительность.
Цель исследовательской работы: Узнать, как сделать язык послушным.
Задачи исследования:
- Узнать, что такое язык, и из каких частей он состоит.
- Выяснить, может ли язык выполнять разнообразные упражнения.
- Провести наблюдения за положением языка во время произношения звуков «С» и «З».
- Провести наблюдения и узнать, кто из детей группы не может держать язычок за зубами при произношении звуков «С» и «З».
- Провести эксперимент, могут ли ежедневные упражнения для языка, сделать его,сильным , гибким и послушным.
Узнать, считается ли межзубное произношение звуков правильным в языках других народов.
Гипотеза: предположим, что язык можно сделать сильным, гибким и послушным.
Методы исследования:
Методы эмпирического уровня: беседа, наблюдение, сравнение, интервью.
Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ.
Методы теоретического уровня: изучение и обобщение.
Выводы: благодаря исследовательской работе, мы узнали, что язык это мышца. С помощью ежедневных упражнений язык можно сделать сильным, гибким, послушным; научить занимать правильное положение необходимое для произношения звуков «С» и «З».
1. Введение.
Тема: «Послушный язычок».
Актуальность. Маленький ребенок, часто говорит невнятно и другие люди его не понимают. Когда ребенок подрастает, его речь становится правильной и понятной окружающим, но, к сожалению, не у всех детей. Как научить язычок быть сильным, гибким, послушным и не выглядывать между зубами при разговоре.
Объект исследования: язык.
Предмет исследования: влияние правильного положения языка на произношение звуков «С» и «З».
Цель исследовательской работы: Узнать, как сделать язык послушным.
Задачи исследования:
- Узнать, что такое язык, и из каких частей он состоит.
- Выяснить, может ли язык выполнять разнообразные упражнения.
- Провести наблюдения за положением языка во время произношения звуков «С» и «З».
- Провести наблюдения и узнать, кто из детей группы не может держать язычок за зубами при произношении звуков «С» и «З».
- Провести эксперимент, могут ли ежедневные упражнения для языка, сделать его сильным, гибким и послушным.
- Узнать, считается ли межзубное произношение звуков правильным в языках других народов.
Гипотеза: предположим, что язык можно сделать сильным, гибким и послушным.
Методы исследования:
Методы эмпирического уровня: беседа, наблюдение, сравнение, интервью.
Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ.
Методы теоретического уровня: изучение и обобщение.
Практическое значение: думаю, что наша работа будет интересна таким же мальчикам и девочкам как я, потому что, очень важно, что бы речь была понятной окружающим. Правильная, хорошо развитая речь поможет нам хорошо учиться в школе.
2. Теоретическая часть.
Много интересного о строении языка мы узнали из детских энциклопедий. Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, играющий важную роль в образовании звуков. Язык состоит из мышц, которые дают возможность менять его форму, положение, могут его напрягать и расслаблять. Язык производит движения вверх-вниз, вперед-назад и не только всем телом, но и отдельными частями.
Передняя часть языка подвижна и в ней различают кончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка неподвижна и называется корнем языка. Благодаря своей чрезвычайной гибкости, эластичности язык участвует в образовании почти всех звуков нашего языка.
При правильном произношении звуков «С» и «З» кончик языка упирается в нижние резцы, по спинке языка проходит желобок, передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или бугорками, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам.
Когда язык слаб, он не может удерживать правильное положение и четко выполнять движения. Поэтому звуки не произносятся или произносятся неверно.
Произношение звуков «С» и «З» когда кончик языка находится между верхними и нижними передними зубами – называют «межзубное», вместо свиста мы слышим шепелявый оттенок. Это нарушение часто встречается у детей.
3. Практическая часть.
3.1. Наблюдения.
Наблюдения № 1. «Может ли мой язык выполнять разнообразные упражнения».
Мы садимся перед зеркалом, открываем рот и пробуем выполнить ряд упражнений предложенных логопедом:
|
Упражнение |
+ выполняю, - не выполняю |
Статические упражнения для языка |
||
1. |
Птенчики. |
+ |
2. |
Лопаточка. |
+ |
3. |
Чашечка. |
- |
4. |
Иголочка (Стрелочка. Жало). |
- |
5. |
Горка (Киска сердится). |
+ |
6. |
Грибок. |
- |
Динамические упражнения для языка. |
||
7. |
Часики (Маятник). |
+ |
8. |
Змейка. |
+ |
9. |
Качели. |
+ |
10. |
Футбол (Спрячь конфетку). |
+ |
11. |
Чистка зубов. |
+ |
12. |
Киска сердится. |
- |
13. |
Лошадка. |
- |
14. |
Гармошка. |
- |
15. |
Маляр. |
+ |
16. |
Вкусное варенье. |
+ |
Вывод: язык может выполнять не все предложенные упражнения, значит, мышцы моего языка слабы и их необходимо тренировать.
Наблюдение №2. «Положение языка при произношение звуков «С» и «З» логопедом и мной».
Мы сели с учителем-логопедом перед зеркалом. Логопед произнес звуки «С» и «З», язык мы не увидели, он был за сомкнутыми зубами, услышали четкие звуки «С» и «З».
Затем звуки «С» и «З» стала произносить я. Мы увидели кончик языка между зубами, я не смогла его удержать в правильном положении, звук был не четким, шепелявым. Как сказал учитель-логопед, у меня межзубное произношение (фото 1).
Вывод: для правильного произношения звуков «С» и «З» необходимо, чтобы язык был за сомкнутыми передними зубами.
Наблюдение №3. «Кто из детей группы произносит звуки «С» и «З» как я?»
Мы предложили 20 детям нашей группы по очереди повторить слова: коза, сумка, заяц, замок (фото 2).
Вывод: мы увидели, что у 2-х детей при произношении звуков «С» и «З» в этих словах язычок виден между передними зубами и звуки произносятся с искажением, шепеляво.
3.2. Интервью.
Мне было интересно, какая речь у детей подготовительной группы. Мы взяли интервью в группе «Ромашка», задав вопрос «Кто из вас неправильно произносил звуки, когда был в старшей группе и как справился с этой проблемой?» (фото 4).
Вывод: многие дети, когда были малышами, не умели произносить звуки или произносили их не четко. Ежедневное выполнение упражнений для языка предложенных учителем-логопедом помогло им справиться с этой проблемой.
3.3. Эксперимент.
«Если ежедневно выполнять упражнения для языка, то он окрепнет и станет сильным, гибким и послушным»
|
Упражнение |
+ выполняю, - не выполняю |
Статические упражнения для языка |
||
1 |
«Птенчики». |
+ |
2 |
Лопаточка. |
+ |
3 |
Чашечка. |
+ |
4 |
Иголочка (Стрелочка. Жало). |
+ |
5 |
Горка (Киска сердится). |
+ |
6 |
Грибок. |
+ |
Динамические упражнения для языка. |
||
7 |
Часики (Маятник). |
+ |
8 |
Змейка. |
+ |
9 |
Качели. |
+ |
10 |
Футбол (Спрячь конфетку). |
+ |
11 |
Чистка зубов. |
+ |
12 |
Киска сердится. |
+ |
13 |
Лошадка. |
+ |
14 |
Гармошка. |
+ |
15 |
Маляр. |
+ |
16 |
Вкусное варенье. |
+ |
Вывод: после ежедневного выполнения в течение месяца упражнений для языка нам удалось выполнить все задания, значит, наш язык стал сильным, гибким и послушным.
3.4. Просмотр видеороликов из интернета.
«Есть ли межзубное произношение звуков в языках других народов?»
Мы с родителями решили узнать, во всех ли языках межзубное произношение считается неправильным. С помощью интернет источников мы узнали, что в английском языке межзубное произношение считается правильным (фото 3).
Вывод: в английском языке межзубное произношение некоторых звуков считается правильным.
4. Заключение.
Чтобы научиться хорошо разговаривать, дети должны уметь четко произносить все звуки речи, а для этого нужно, чтобы язык был сильным, гибким и послушным. Если ребенок умеет хорошо говорить, он легко может найти себе друзей, организовать игру, пообщаться с ровесниками и взрослыми. Иногда, требуются специальные занятия, для укрепления мышц языка.
В нашей группе еще не все дети умеют правильно и четко произносить звуки, значит, их язык нуждается в специальной тренировке. Мы вместе с мамой и учителем – логопедом изготовили лэпбук «Послушный язычок», который познакомит детей со строением языка, с упражнениями развивающие его силу и гибкость, с правильным положением языка при произношении звуков «С» и «З».