Исследовательская работа "Послушный язычок"

Дата публикации: 2018-06-14 09:55:17
Статью разместил(а):
Кумаченко Наталья Анатольевна

Исследовательская работа

«Послушный язычок»

Автор: Кумаченко Наталья Анатольевна

МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида "Теремок", г. Лянтор

 

Аннотация

Одним из важных органов участвующих в образовании звуков является язык. Он самый подвижный и может занимать во рту разные положения, благодаря этому наша речь четкая и понятная.

Именно язык чаще всего виноват в неправильном произношении звуков.  Мышцы языка нужно тренировать, развивая их подвижность и чувствительность.

Цель исследовательской работы: Узнать, как сделать язык послушным. 

Задачи исследования:

-  Узнать, что такое язык, и из каких частей он состоит.

- Выяснить, может ли язык выполнять разнообразные упражнения. 

- Провести наблюдения за положением языка  во время произношения звуков «С» и «З».

- Провести наблюдения и узнать, кто из детей группы не может держать язычок за зубами при произношении звуков «С» и «З».

- Провести эксперимент, могут ли ежедневные упражнения для языка, сделать его,сильным , гибким и послушным.

  Узнать, считается  ли межзубное произношение звуков правильным в языках других народов. 

Гипотеза: предположим, что язык можно сделать сильным, гибким и послушным. 

Методы исследования:

Методы эмпирического уровня: беседа, наблюдение, сравнение, интервью.

Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ.

Методы теоретического уровня: изучение и обобщение.

Выводы: благодаря исследовательской работе, мы узнали, что язык это мышца. С помощью ежедневных упражнений язык можно сделать сильным, гибким, послушным; научить занимать  правильное положение необходимое для  произношения звуков «С» и «З». 

1. Введение.

Тема: «Послушный язычок».

Актуальность. Маленький  ребенок, часто говорит невнятно и другие люди его не понимают.  Когда ребенок подрастает,  его речь становится правильной и понятной окружающим, но, к сожалению, не у всех детей. Как научить язычок быть сильным, гибким, послушным и не выглядывать между зубами при разговоре.

Объект исследования: язык. 

Предмет исследования: влияние правильного положения языка  на произношение звуков «С» и «З».

Цель исследовательской работы: Узнать, как сделать язык послушным. 

Задачи исследования:

-  Узнать, что такое язык, и из каких частей он состоит.

- Выяснить, может ли язык выполнять разнообразные  упражнения. 

- Провести наблюдения за положением языка  во время произношения звуков «С» и «З».

- Провести наблюдения и узнать, кто из детей группы не может держать язычок за зубами при произношении звуков «С» и «З».

- Провести эксперимент, могут ли ежедневные упражнения для языка, сделать его сильным, гибким и послушным.

- Узнать, считается  ли межзубное произношение звуков правильным в языках других народов. 

Гипотеза: предположим, что язык можно сделать сильным, гибким и послушным. 

Методы исследования:

Методы эмпирического уровня: беседа, наблюдение, сравнение, интервью.

Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент, анализ.

Методы теоретического уровня: изучение и обобщение.

Практическое значение: думаю, что наша работа будет интересна таким же мальчикам и девочкам как я,   потому что,  очень важно,  что бы речь была понятной окружающим. Правильная, хорошо развитая речь поможет нам хорошо учиться  в школе.

2. Теоретическая часть.

Много интересного о строении языка мы узнали из детских энциклопедий.  Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, играющий важную роль в образовании звуков. Язык состоит из мышц, которые дают  возможность менять его форму, положение, могут его напрягать и расслаблять.  Язык производит движения вверх-вниз, вперед-назад и не только всем телом, но и отдельными частями.

Передняя часть языка подвижна и в ней различают кончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка неподвижна и называется корнем языка. Благодаря своей чрезвычайной гибкости, эластичности язык участвует в образовании почти всех звуков нашего языка.

При правильном произношении звуков «С» и «З»  кончик языка упирается в нижние резцы, по спинке языка проходит желобок, передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или бугорками, боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам.

Когда язык слаб, он не может удерживать правильное положение и четко выполнять движения. Поэтому  звуки не произносятся  или произносятся неверно.

Произношение звуков «С» и «З» когда кончик языка находится между верхними и нижними  передними зубами – называют «межзубное»,  вместо свиста мы слышим шепелявый оттенок. Это нарушение  часто встречается у детей.

3. Практическая часть.

3.1. Наблюдения.

Наблюдения № 1. «Может ли мой язык выполнять разнообразные  упражнения».

Мы  садимся перед зеркалом, открываем рот  и пробуем  выполнить ряд упражнений предложенных логопедом:

 

Упражнение

+ выполняю,

- не выполняю

Статические упражнения для языка 

1.                   

Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.  

2.                   

Лопаточка. 
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 

3.                   

Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.  

4.                   

Иголочка  (Стрелочка. Жало). 
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.  

5.                   

Горка (Киска сердится). 
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.  

6.                   

Грибок. 
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.  

-

Динамические упражнения для языка. 

7.                   

Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.  

+

8.                   

Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.  

9.                   

Качели. 
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.  

10.               

Футбол (Спрячь конфетку). 
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.  

11.               

Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.  

12.               

Киска сердится.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.  

13.               

Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.  

14.               

Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.  

15.               

Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.  

16.               

Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.  

Вывод: язык  может  выполнять  не все предложенные упражнения,  значит, мышцы  моего языка слабы и их необходимо тренировать.   

Наблюдение №2. «Положение языка при произношение звуков «С» и «З» логопедом и мной».

Мы сели с учителем-логопедом перед зеркалом. Логопед произнес звуки «С» и «З», язык  мы не увидели,  он был за сомкнутыми зубами, услышали четкие звуки «С» и «З».

Затем звуки  «С» и «З» стала произносить я. Мы увидели  кончик языка  между зубами, я не смогла его удержать в правильном положении, звук был не четким, шепелявым. Как сказал учитель-логопед, у меня межзубное произношение  (фото 1).

Вывод: для правильного  произношения звуков «С» и «З» необходимо,    чтобы язык  был за сомкнутыми передними зубами.

Наблюдение №3. «Кто из детей группы произносит звуки «С» и «З» как я?»

Мы предложили 20 детям нашей группы по очереди повторить слова: коза, сумка, заяц, замок (фото 2).

 Вывод: мы увидели, что у 2-х детей при произношении  звуков «С» и «З»  в этих словах язычок виден между передними зубами и звуки произносятся с искажением, шепеляво.

3.2. Интервью.

Мне было интересно, какая речь у детей подготовительной группы. Мы взяли интервью в группе «Ромашка», задав вопрос «Кто из вас неправильно произносил звуки, когда был в старшей группе и как справился с этой проблемой?» (фото 4).

Вывод: многие дети, когда были малышами, не умели произносить звуки или произносили их не четко. Ежедневное выполнение упражнений для языка предложенных учителем-логопедом помогло им справиться с этой проблемой.

3.3. Эксперимент.

«Если ежедневно выполнять упражнения для языка, то он окрепнет и станет сильным, гибким и послушным»

 

Упражнение

+ выполняю,

- не выполняю

Статические упражнения для языка 

1

«Птенчики».
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.  

2

Лопаточка. 
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 

3

Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.  

4

Иголочка (Стрелочка. Жало). 
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.  

5

Горка (Киска сердится). 
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.  

6

Грибок. 
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.  

Динамические упражнения для языка. 

7

Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.  

8

Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.  

9

Качели. 
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.  

10

Футбол (Спрячь конфетку). 
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.  

11

Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.  

12

Киска сердится.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.  

13

Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.  

14

Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 

15

Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.  

16

Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.  

Вывод: после ежедневного выполнения в течение месяца упражнений для языка нам удалось выполнить все задания, значит, наш язык стал сильным, гибким и послушным.

3.4. Просмотр видеороликов из интернета.

«Есть ли межзубное произношение звуков  в языках других народов?»

Мы с  родителями решили  узнать, во всех ли языках межзубное произношение считается неправильным. С помощью интернет источников мы узнали, что в английском языке межзубное произношение считается правильным (фото 3).

Вывод: в английском языке межзубное произношение некоторых звуков считается правильным.

4. Заключение.

Чтобы научиться хорошо разговаривать, дети должны уметь четко произносить все звуки речи, а для этого нужно, чтобы язык был сильным, гибким и послушным. Если ребенок умеет хорошо говорить, он легко может найти себе друзей, организовать игру, пообщаться с ровесниками и взрослыми. Иногда, требуются специальные занятия, для укрепления мышц языка.

В нашей группе еще не все дети умеют правильно и четко произносить звуки, значит, их язык нуждается в специальной тренировке.  Мы вместе с мамой и учителем – логопедом изготовили лэпбук «Послушный язычок», который познакомит детей со строением языка,  с упражнениями развивающие его  силу и гибкость, с правильным положением языка при произношении звуков «С» и «З».