Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Практика для заведующего "Формирование имиджа дошкольного учреждения"

Дата публикации: 2018-06-05 11:18:18
Статью разместил(а):
Онуфриенко Инна Дмитриевна

Формирование имиджа детского сада

(материал для заведующего детским  садом)

Автор: Инна Дмитриевна Онуфриенко

Руководитель ресурсного центра г. Феодосии, заведующий МБДОУ «Детский сад №11 «Сказка»

 

«Имидж» – английское слово, в переводе означает «образ».

Понятие «имидж» в последние годы прочно входит в словарь современного человека, главным образом потому, что имидж профессионала оказывает сильное влияние на взаимоотношение с людьми и на эффективность современной работы. Опора на собственный  имидж нужна сегодня в каждой профессии, тем более педагогу, который является представителем большого коллектива, несущего свой образ, своё лицо.

Имидж дошкольного образовательного учреждения — эмоционально окрашенный образ учреждения, формируемый в общественном или индивидуальном сознании на основании заявлений и практических дел представителей дошкольного учреждения, призванный оказывать определенное психологическое влияние на конкретные группы социума — родителей воспитанников, партнеров, спонсоров, вышестоящие организации, инспектирующие органы и пр.

По сути, имидж есть самопрезентация, технология самоподачи.

С понятием имиджа тесно связана репутация образовательного учреждения.

Отличие имиджа от репутации, заключается именно в том, что репутация является итогом построения имиджа.

Современные словари трактуют ИМИДЖ как целенаправленный сформированный образ, вызванный осуществлять эмоционально-психологическое влияние на кого-либо с целью популяризации рекламы чего-либо.

Обратим внимание на несколько ключевых слов определения ИМИДЖА :

- «целенаправленно» - т.е. это то, что можно планировать и создавать,

- «эмоционально-психологическое влияние» - т.е. ИМИДЖ работает с чувствами, а не только с логикой;

- «влияние на кого-либо» - т.е. есть необходимо  выделить тех субъектов на которых такая деятельность осуществляется.

Имидж может быть: «желаемым, реальным, традиционным, благоприятным, позитивным, идеализированным, новым (обновленным)». Наиболее часто встречающиеся из них — желаемый имидж, благоприятный имидж.

По правилам «хорошего тона» все люди должны «имиджироваться». Позиция «принимайте меня таким, какой я есть», примитивна и указывает на невысокую культуру человека (В.М.Шепель профессор , член Лиги профессиональных имиджмейкеров).     

Формирование благоприятного имиджа - процесс более выгодный и менее трудоемкий, чем исправление спонтанно сформировавшегося неблагоприятного образа.         

Позитивный, оригинальный, отвечающий требованиям времени имидж повышает конкурентоспособность дошкольного учреждения в образовательном пространстве.

ДОУ, как и любые другие организации, проходит в течение своей жизнедеятельности  четыре этапа:

  • формирование;
  • утверждение на определенных позициях;
  • инновационная деятельность;
  • трансформация, приводящая либо к отмиранию, либо к очередному инновационному витку.

Этапы формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения.

  • Определение миссии.
  • Определение целевой аудитории.
  • Диагностика имиджа.
  • Планирование.
  • Мотивация сотрудников ДОУ.
  • Реализация проекта.
  • Проверка эффективности (диагностика имиджа).

 

Структура имиджа складывается из семи представлений:

1. Об образе руководителя (персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования школы), представление о неосновной деятельности, семье, прошлом, окружении));

2. О качестве образования (соответствие стандарту, сформированность способностей, познавательность процессов, сформированность личности, воспитанность, самоопределение, самореализация, содержание обучения, ТСО, форма обучения (развивающая));

3. О стиле ДОУ (контакты сотрудников с внешними объектами, сотрудники (призвание, манеры), визуальная самобытность , традиции, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса, стиль работы (системный, штурмовщина), корпоративная культура);

4. О внешней атрибутике;

5. Об образе персонала (квалификация, личные качества, психологический климат, половозрастной состав, внешний облик);

6. О цене на образовательные услуги (платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, конкурентный прием, подчинение правилам поведения, месторасположение, сроки обучения);

7. Об уровне психологического комфорта (представление об уровне комфортности школьной среды — компоненты: уважение учитель-ученик; бесконфликтное, духовно обогащающее общение подростков).

Работа по созданию и поддержанию имиджа осуществляется по нескольким   направлениям:

  • • создание внешней атрибутики и рекламы деятельности;
  • • дизайн ДОУ учебных и игровых помещений;
  • • повышение качества образовательной деятельности;
  • • формирование корпоративной культуры, создание имиджа руководителя и его команды.

Рекламные средства детского сада:

Логотип. Это, пожалуй, самый многофункциональный элемент. В нем отражено название детского сада. Он представлен в нашем детском саду в следующих вариантах:

- Гимн детского сада, который используется на утренниках, выпускных вечерах, презентациях;

- Герб детского сада;

- Обложка издания собственной методической литературы.

Визитка – необходимая вещь в современном мире. Визитки являются обязательным атрибутом сотрудников фирмы, которые по роду своей работы контактируют с клиентами или представителями  других организаций. Красочно оформленная, она задерживает на себе взгляд, подчеркивает индивидуальность. В ней содержится контактная информация: адрес, телефон; фамилия, имя, отчество руководителя; отражены основные направлен

Книга отзывов детского сада (книга об успехах и достижениях  детского сада, его воспитанников  для родителей ДОУ). Она находится в доступном месте, чтобы каждый  родитель имел возможность пролистать ее и ознакомиться с ней.

Газета детского сада. Это свой печатный орган. Название газеты соответствует названию детского сада. Дает возможность родителям и гостям более подробно познакомиться с деятельностью дошкольного учреждения.

Стенды. В дошкольном учреждении все информационные стенды («визитная карточка педагогов», «фотографический стенд», «графики работы специалистов»,  «государственная символика», «символика детского сада» и др.)  представлены в едином стилистическом и цветовом решении с использованием элементов логотипа.

Логотип, или фирменный знак используется у нас в вывеске на здании, на визитной карточке заведующей, для мероприятий проводимые в детском саду, дипломах и грамотах для выпускников и родителей, медалях для победителей в спортивных соревнованиях, бейджиках для сотрудников и детей.

Фотолетопись ДОУ, где отражаются все знаменательные события. Есть книга отзывов для  родителей и гостей ДОУ. Здесь много добрых слов о сотрудниках учреждения.

Итоги деятельности ДОУ на телевидении, концертах воспитанников ДОУ, Днях открытых дверей, рекламе. Проводятся анкетирование родителей, консультирование, родительские собрания.

В ДОУ должны быть стенды достижений: грамоты, вымпелы, благодарственные письма.

Эти атрибуты формируют имидж дошкольного учреждения и дают возможность занять свое место на рынке образовательных услуг.

Дизайн ДОУ  учебных и игровых помещений.

Дизайн ДОУ, игровых и учебных помещений  продумывается таким образом, чтобы  детям  было комфортно, уютно и они имели возможность  в интересной для себя деятельности  развивать свои способности.

В основе разработки интерьера детского сада реализуются принципы комплексного подхода: многофункциональность помещений, рациональность использования пространства, взаимосвязь цветовой отделки и освещения, целесообразность озеленения интерьера.

Для организации работы с детьми должны быть   учебные  и игровые островки в каждой группе.

Принципы  – обязательные требования к организации имиджирования.

1. Принцип самовоспитания и самосовершенствования.

Самовоспитание – путь формирования профессионального мастерства имиджмейкера. Основу этого принципа составляет самооценка профессиональных качеств и анализ существующего имиджа, как следствие этого составляется программа самовоспитания, основанная на индивидуальном подходе. Усовершенствовать свой образ (профессиональный, визуальный), представляемый окружающим, можно только через понимание самого себя.

2. Принцип гармонии визуального образа.

Нельзя недооценивать значение такого социально-психологического явления, как межличностная перцепция. Наряду с умением воздействовать на людей действиями и словом, весьма существенна визуальная привлекательность имиджмейкера – гармония его внешнего облика.

3. Принцип коммуникативного и речевого воздействия.

Коммуникативность как многообразие форм и способов информационного взаимодействия – важнейшее условие результативности социологической деятельности. В процессе коммуникативного общения благодаря установившимся контактам происходит восприятие людьми информации, эмоционального настроя. Эффективность этого принципа состоит в профессиональном использовании таких приёмов, как убеждение, внушение и подражание.

4. Принцип саморегуляции.

Основу его составляет ортобиотика – наука о технологии самосбережения тела и души, об ортобиозе как разумном образе человеческого бытия.

Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимаются человек каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется на нём профессиональный отпечаток.

Оптимизация режима личной жизни, трудового ритма и условий среды – основа ортобиоза. Чем объективнее наше знание о состоянии своего организма, чем надёжнее информация о происходящих в нём процессах и индивидуальных особенностях их протекания, тем продуманнее могут быть усилия в обращении с ним. В ортобиозе познание себя – это объективное знание о положительных и отрицательных моментах своего физического, психологического и нравственного здоровья. Его необходимо беречь и постоянно укреплять.

Формирование корпоративной культуры, создание имиджа современного руководителя и его команды.

Каждый член коллектива имеет свой профессиональный имидж, и в то же время всех – и руководителей, и педагогов, и младший обслуживающий персонал – объединяет общий имидж: внешний вид,  культура общения, интеллект, приветливая улыбка, привлекательность манер поведения, гордость за своё учреждение и воспитанников.

Каждый работник рассматривается как «лицо» учреждения, по которому судят о ДОУ в целом. 

Большое внимание необходимо уделять управлению процессом развития корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения, поддержке профессионального роста сотрудников и организации их самообразования, развитию профессиональной коммуникации и формированию культуры наставничества. 

От имиджа работника (в частности, профессионализма руководителя ДОУ, личного авторитета, его стиля руководства, обаяния) во многом зависит желание сотрудничать с ним или учреждением.

Даже контроль в учреждении должен имеет цель не только и не столько выявить недостатки, но и обнаружить то новое, интересное, прогрессивное, что дает высокие результаты.

Огромная ответственность в формировании имиджа лежит на руководителе - заведующей ДОУ - и поэтому нам необходимо работать над своим собственным имиджем, лучше узнавать себя.

Важная составляющая имиджа руководителя – самопрезентация. Имеют значение особый блеск в глазах, улыбка, своеобразная интонация голоса, привлекательность манеры поведения. Главное – чтобы имидж руководителя был привлекательным для самых широких слоев населения.

Золотое правило  управления гласит: «Относитесь к  людям так, как бы вы хотели, относились  к вам». Главный девиз  работы  руководителя: «Дать людям  почувствовать свою значимость, почувствовать себя нужными».

Надежный, сплоченный коллектив  педагогов и  сотрудников детского сада, на  который можно  опереться в любую минуту – это самое важное условие успешной работы.

Важно настроить всех работников на качественную работу на перспективу, создать дух общности, корпоративности, единения.

Таким образом, для формирования своего неповторимого  имиджа, фирменного стиля  ДОУ  должно иметь:

  • • четкую перспективу, свое видение будущего;
  • • свою систему ценностей, свои традиции;
  • • узнаваемые « имиджевые» характеристики;
  • • своевременно обновляемый информационный материал о позитивных переменах в жизни детского сада.

Профессионалами не рождаются, ими  становятся! Удача приходит к тому, кто к ней стремится!

.  .  .