Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников посредством развития мелкой моторики
Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников посредством развития мелкой моторики
Автор: Журкина Олеся Викторовна
В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики рук. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Опыт работы с дошкольниками показывает следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается. В работе с детьми-логопатами, я отметила, что дети, имеющие нарушение звукопроизношения, редко имеют уверенную координацию движения пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. И это закономерно, так как научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Поэтому я считаю, что развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста одна из актуальных проблем, потому что механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Пока движения рук не станут свободными, добиться чистой речи у детей не удастся.
Также уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Ознакомившись с программой, я обратила внимание, что развитию мелкой моторики в образовательном процессе уделяется недостаточно внимания. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я поставила перед собой цель.
Цель: создание условий для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.
Учитывая влияние развития мелкой моторики на мозговую деятельность ребёнка, провела диагностику и увидела, что у детей пальцы напряжены, сгибаются только вместе или наоборот, вялые, ватные. Таким образом, поняв, что пока движения пальцев не будут свободными, я не смогу добиться результатов в развитии речи, поставила перед собой задачи и определила план работы.
Задачи:
1. определить степень развития мелкой моторики у детей-логопатов;
2. создать условия для хорошего звукопроизношения через развитие мелкой моторики;
3. учить детей-логопатов произносить звук и работать с дидактическим материалом одновременно;
4. развивать психические процессы (память, внимание, мышление);
5. поддерживать интерес к логопедическим занятиям.
Подготовительный этап |
Диагностический этап |
Практический этап |
Аналитический этап |
· Постановка целей, определение актуальности и значимости темы. · Изучение научно-методической, учебной литературы. · Разработка перспективного плана на 2015 – 2017 учебный год. · Подборка дидактического материала по развитию мелкой моторики рук. · Подборка диагностического материала по развитию мелкой моторики рук. |
Проведение диагностического обследования детей-логопатов с целью определения степени развития мелкой моторики рук. · Начало года – октябрь 2015 год · Промежуточная – октябрь 2016 год · Итоговая – май 2017 год
|
· Изготовление дидактических пособий: - Книга «Развиваем мелкую моторику» - «Звуковые дорожки» - «Игры с прищепками» - Мячи Су-джок - «Логопедический горох» - Игра «Ринг-динг» - Игры с пуговицами - Игры с камешками Марблс - Игры со счетными палочками - «Разноцветные бусы» · Использование дидактических пособий по развитию мелкой моторики рук на логопедических занятиях. · Консультации для родителей. · Открытые занятия для родителей. · Оформление информационных стендов. · Консультации, мастер-классы для педагогов. · Открытые занятия для педагогов. · Участие в конкурсах профессионального мастерства. |
· Проведение контрольного диагностического исследования. · Подведение итогов.
|
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Работа с детьми |
Сроки |
2015 – 2017 учебный год |
|
Логопедические занятия: · «Звуковые дорожки» - автоматизация изолированного звука, автоматизация звука в словах. · «Разноцветные бусы» - автоматизация звука в слогах. · «Логопедический горох» - автоматизация звука в словосочетаниях и предложениях. · Мячи Су-джок – автоматизация звука в стихах и т.д. |
В течение 2015 – 2017 учебных годов |
Работа с педагогами |
Сроки |
2015 – 2016 учебный год |
|
· Консультация «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» · Мастер-класс «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» · Педагогический совет «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными с использованием здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Тема выступления: «Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта» |
Февраль
Апрель
Март |
2016 – 2017 учебный год |
|
· Консультация «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушением речи» · Открытое занятие «Автоматизация звука Р» с использованием игр на развитие мелкой моторики. |
Декабрь
Март |
Работа с родителями |
Сроки |
2015 – 2016 учебный год |
|
· Информационный стенд «Развиваем мелкую моторику» · Анкетирование · Консультация «Игры на развитие мелкой моторики» |
Ноябрь
Декабрь Март |
2016 – 2017 учебный год |
|
· Консультация «Развитие мелкой моторики — залог правильной и красивой речи» · Открытые занятия «Автоматизация звука» с использованием игр на развитие мелкой моторики. · Папка-передвижка «Развиваем мелкую моторику» |
Ноябрь Январь Март |
Вывод: Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Таким образом, чтобы результат коррекционной работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.
В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста способствует формированию правильного звукопроизношения, формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи.
Таблица результатов обследования моторики пальцев рук:
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Объем движений |
Переключаемость движения |
Удержание позы |
Навыки работы с карандашом |
Средний уровень |
||||||||||
Н.г. |
П.д. |
К.г. |
Н.г. |
П.д. |
К.г. |
Н.г. |
П.д. |
К.г. |
Н.г. |
П.д. |
К.г. |
Н.г. |
П.д. |
К.г. |
||
1 |
01 |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
2 |
02 |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
3 |
03 |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
4 |
04 |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
5 |
05 |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
6 |
06 |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
7 |
07 |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
н |
д |
д |
д |
д |
д |
8 |
08 |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
9 |
09 |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
10 |
010 |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
11 |
011 |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
12 |
012 |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
13 |
013 |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
н |
д |
д |
д |
д |
д |
14 |
014 |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
15 |
015 |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
16 |
016 |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
17 |
017 |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
18 |
018 |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
19 |
019 |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
20 |
020 |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
д |
н |
д |
д |
д |
д |
д |
21 |
021 |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
н |
22 |
022 |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
23 |
023 |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
24 |
024 |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
н |
д |
д |
25 |
025 |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
н |
н |
д |
Выводы по диагностике: в диагностике участвовало 25 детей-логопатов.
Начало года – октябрь 2015 год:
· недостаточная амплитуда движений – 64 % (16 детей)
· достаточная амплитуда движений – 36 % (9 детей).
Промежуточная диагностика – октябрь 2016 год:
· недостаточная амплитуда движений – 40 % (10 детей)
· достаточная амплитуда движений – 60 % (15 детей).
Итоговая диагностика – май 2017 год:
· недостаточная амплитуда движений – 20 % (5 детей)
· достаточная амплитуда движений – 80 % (20 детей).