Развиваем логическое мышление, играя
Развиваем логическое мышление, играя
Автор: Котугина Ольга Николаева
"Детский сад № 3", г. Каменск-Уральский
Наше время – это время перемен. России нужны люди, способные принимать кардинальные решения, и это актуально. Кто сейчас у нас в детском саду, завтра будут строить наше общество. Опираясь именно на логическое следование мысли, а не на собственные желания или возникшие неожиданно предпочтения, врач ставит обоснованный диагноз, судья выносит аргументированный приговор, критик объективно оценивает фильм. Чтобы и наши дети могли быть знающими врачами, толковыми юристами, честными критиками, им необходимо научиться мыслить логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, оперировать утвердительными и отрицательными суждениями.
Логическое мышление является инструментом познания окружающей действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов логического мышления является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Логическое мышление это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно-следственных связей. Другими словами логическое мышление – умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Мышление, как и любой другой навык, надо постоянно тренировать. Это важно в любом возрасте.
- Игры – головоломки;
- Игры с счетными палочками;
- Загадки. Задачи – шутки;
- Игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности;
- Игры и упражнения на установления причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях;
- Игры и упражнения на развитие операций классификации и конкретизации;
- Графические игры для развития логики;
- Речевые логические игры;
- Настольные игры на развитие логики;
- Игры на развитие логики в режиме онлайн;
- Компьютерные игры.
- Сравнение – это логический прием умственных действий, требующий выявления сходств и различия между признаками объекта (сравнить яблоко и грушу) ;
- Классификация – разделение множеств, на группы по каким - либо признакам (по общему названию, цвету, размеру, форме, др. признакам);
- Синтез – это соединение различных элементов в единое целое, а так же мысленное сочетание отдельных их свойств.
- Анализ – это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предметов.
- Обобщение – общий вывод (кошка, лиса, лев - животные);
- Смысловое соотношение – соотнести по смыслу (металлические, гладкие, столовые принадлежности);
- Систематизация – приводить в систему и располагать объекты в определенном порядке (расставить транспорт по мере убывания скорости).
- Развитие логического мышления;
- Развитие сенсорных способностей;
- Тренировать наглядно-образное мышление;
- Развивать представление о множестве;
- Тренировать в счёте, решение примеров;
- Закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их;
- Формировать представления о математических понятиях;
- Знакомство с цифрой, цветом, размером;
- Развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Игра № 2 "Цветные картинки"
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть в верхнем круге цвет, назвать его. Затем, путём вращения нижнего круга, подобрать предмет соответствующий цвету, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.
Игра № 3 "Мамы и их детёныши"
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение на верхнем круге, узнаёт детёныша и называет его, Определяет, к каким животным или птицам относятся: к домашним или диким. Затем вращает нижний круг с картинками животных. Находит маму животного, останавливает круг, правильно называет маму и детёныша.
Игра № 5 «Необычные вещи»
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в верхнем круге и назвать его. Затем, путём вращения нижнего круга, подобрать предметы, подходящие по смыслу.
Игра № 7 «Придумай и реши задачу»
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку выбрать путем вращения стрелки цифру на верхнем круге, затем путем вращения на нижнем круге выбрать картинку и придумать задачку.
Игра № 2 "Кто что ест?"
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге, назвать, что на ней изображено. Подобрать картинку с животным, которое ест эту еду.
Игра № 6 «Найди пару».
Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть картинку на верхнем круге и назвать её. Затем, путём вращения нижнего круга, подобрать предмет который бы относился к верхнему кругу.
Еще одно пособие, которое мы используем с детьми моей группы: Круги Эйлера, изобретены Леонардом Эйлером, еще в 18 веке – геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления.
Используется в математике, логике, менеджменте и других прикладных направлениях. Построение и использование моделей в большей степени
способствует развитию логических способностей у дошкольников.
- Формировать умение выявлять свойства в объектах и классифицировать их;
- Развивать логическое мышление, представления о множестве;
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Модели кругов Эйлера – просты и наглядны, поэтому они с большим успехом могут быть использованы для развития логики у детей дошкольного возраста.
Пусть два круга определяют два множества объектов, где каждое из множеств, сформировано по какому-либо признаку.
Рассмотрим возможное взаимное расположение этих кругов.
- если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися (живая и не живая природа, четные и нечетные числа);
- если все объекты первого множества входят и во второе множество, то модель будет представлять собой вложенные круги (большой круг :транспорт, маленькие: наземный, водный, воздушный или большой круг все четырехугольники, а вложенный круг – ромбы, все животные, а маленький – домашние животные).
Задачам же на использование пересекающихся кругов уделяется много меньше времени и внимания. А ведь именно такие задачи требуют от детей умения находить объекты, обладающие, в отличие от остальных, не одним, а сразу несколькими признаками. И именно с помощью пересекающихся кругов решается целый класс интереснейших логических задач в школе. Когда какие-либо объекты входят и в первое множество, и во второе – круги будут пересекаться, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов. Это возможно, например, если в первое множество входят все желтые предметы, а во второе – фрукты. Тогда в пересечении будут находиться бананы, желтые яблоки,… - все фрукты желтого цвета.
Вот несколько примеров для работы с кругами Эйлера:
1. Разложить карточки так, чтобы в одном круге лежало все съедобное, а в другом – фрукты (один круг вложен в другой).
2. Разложить карточки так, чтобы в одном круге были фрукты, а другом – овощи (непересекающиеся круги).
3. Разложить карточки так, чтобы в одном круге были все фрукты, а в другом – все круглые предметы (пересекающиеся круги, в пересечении – карточка с яблоком).
Не забывайте о классике логических игр: крестики-нолики, морской бой, шахматы, уголки и нарды, кубик - рубик, змейка логическая, «Колумбово яйцо», «Танграм»
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. И тогда наши дети смогут добиться всего чего захотят.