Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Сотрудничество логопеда и воспитателя по татарскому языку

Дата публикации: 2018-05-22 13:39:22
Статью разместил(а):
Ахметзянова Римма Завдатовна

Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя по обучению детей татарскому языку

"На поляне детства"

Авторы: Кирягина Оксана Викторовна

и Ахметзянова Римма Завдатовна

МАДОУ «Детский сад № 62 комбинированного вида» Кировского района города Казани

 

Содержание:

1. Введение.

2. Актуальность.

3. Анализ литературы по проблеме развития мелкой моторики.

4. Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя по обучению детей татарскому языку в рамках   ФГОС.

5. Использованная литература.

 

1. Введение.

      Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте. Как правильно подготовить его к школе. Не случайно в истории развития человечества роль рук подчёркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путём жестов то первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей.                                                                                                                           

    Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов,  А.А. Леонтьев, А.А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

    Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Недостаточность развития двигательного анализатора и мелкой моторики в детском возрасте становится всё более обычным явлением.

    Целью данной работы является раскрытие актуальности использования инновационных педагогических технологий    для совершенствования пальцевой моторики в коррекционно- логопедической работе и представление авторской методической разработки «Использование традиционных и инновационных педагогических технологий при разучивании стихов татарских поэтов в ходе коррекционной работы с детьми-логопатами» (Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя по обучению детей татарскому языку в рамках ФГОС).

 

2. Актуальность.

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. В.М. Бехтерев

Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор. Они доказывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.                                                                                         

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, внимание может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, стимулируют развитие речи и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Для развития мелкой моторики педагоги, как правило, используют русский фольклор и стихи русских поэтов. В связи с возрождением национальных традиций, национальной культуры родного языка в республике был принят закон «О языках народов Республики Татарстан», разработана и принята государственная программа по сохранению, изучению и развитию языков народов республики.

В соответствии с этой программой во всех общеобразовательных учреждениях (ДОУ, школы и т.д.) было введено изучение татарского языка. С 2012г. в нашем детском саду реализуется УМК «Говорим по-татарски». Учитывая всё вышеизложенное, была поставлена задача: развивая мелкую и общую моторику детей, используя традиционные и инновационные педагогические технологии, приобщить   детей-логопатов к словесному искусству татарского народа и     татарских поэтов. Этому способствуют фольклорные произведения и стихи современных авторов, посвящённые родному краю, его природе, временам года; литературные произведения, раскрывающие красоту, многообразие и загадочность растительного и животного мира родного края.

 

3. Анализ литературы по проблеме развития мелкой моторики.

     В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие мелкой (пальчиковой) моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

    И.Г.Топоркова, Н.Л. Кутявина, С.В. Щербинина, С.Е. Гаврилина в книге «Развиваем руки, чтоб учиться писать и красиво рисовать» (Ярославль, 1997) пишут, что развитием мелких мышц кистей рук у детей нужно начинать заниматься систематически с года до самой школы, и рекомендуют малышам упражнения, доступные их возрасту. Много внимания в книге уделяется пальчиковой гимнастике, выполнение которой сопровождается стихотворной речью. Подобного рода упражнения на согласование стихотворной речи с движениями пальчиков рекомендует и В.В. Цвынтарный в пособии «Играем пальчиками и развиваем речь» (СПб, 1996), указывая, что такие упражнения активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, воспитывают координацию и развивают речь.

     Все эти авторы ссылаются на широко известные исследования профессора    М.М. Кольцовой, которая путём экспериментов установила, что формирование речевых областей головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией.

     Е.В. Владимирова и Р.Д. Тригер в пособии «Я учусь писать» (М., 1994) указывают на то, что подготовку ребёнка к обучению каллиграфии необходимо вести в нескольких направлениях. Они предлагают заниматься упражнениями по ориентировке на листе бумаги, воспитанию графических навыков и т.д., обосновывая тем самым подход к развитию кисти руки как комплексному и заблаговременному.

     Таким образом, роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности, речи играют формирование и совершенствование тонкой моторики- кисти пальцев рук.

 

4. Сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя по обучению детей татарскому языку в рамках ФГОС.

         Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу.

        Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное развитие личности воспитанника. Развитие речи – это важнейший компонент во ФГОСе ДО. Если мы поможем дошкольнику сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то сформируем у него способности к самоконтролю, к познанию окружающего мира.

        Важно отметить, что речевое развитие выделено в отдельную образовательную область. Необходимо подчеркнуть следующий факт: в данной образовательной области появился шестой пункт, говорящий о формировании звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

         Стандарт дошкольного образования – это, своего рода, указание правил игры, в которых ребенок должен выиграть. Это условия развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей страны дошкольное образование стало первым уровнем образования. Основная мысль ФГОС ДО заключается в поддержке разнообразия детства через создание условий социальной ситуации, содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. В нем прописаны условия и программы развития, которые учитывают разнообразие дошкольников. Стандарт ДО дает возможность развиваться каждому ребенку  тем темпом, который характерен для него, позволяет детям проявить свою индивидуальность. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом.

Одной из образовательных областей в ФГОС является речевое развитие, которое включает в себя:

- владение речью, как  средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Чем сильнее и подвижнее пальчики рук ребенка, тем увереннее он познает окружающий мир. Чем совершеннее он может выполнить быстрые ритмичные движения,   связанные с принятием и удержанием определенной позы, тем больше вовлекаются в такую работу мышцы тела и конечностей.        Разумеется, сила, ловкость, активность приходят не сами по себе. Это – результат их систематической тренировки.

Работая с детьми, имеющими самые разные речевые нарушения, мы столкнулись с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, у таких детей нарушения памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах, у детей снижается самоконтроль за речью. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить.

Одно из эффективных средств обогащения и активизации словаря детей – знакомство с художественной литературой, познание богатства языка через стихи, сказки, поэзию и фольклор.

Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по обучению детей татарскому языку в ДОУ состоит в примерном планировании в начале учебного года изучения лексических тем. Для этого с учителем - логопедом были согласованы общие  методы и приемы, используемые в работе с детьми: создание игровой ситуации, наглядность, использование в НОД художественной литературы (фольклор, потешки, загадки, сказки), использование песен, музыки, физкультминуток. В результате, занятия проводятся эмоционально, что раскрывает внутренний потенциал ребенка.

Для словарной работы мы используем игры, сказки, добиваемся от детей точного запоминания слов и словосочетаний. Игры-драматизации еще более раскрепощают детей, помогают лучше усвоить материал.

Представленные в приложении игры могут использовать учитель-логопед и воспитатель по обучению детей татарскому языку при параллельном изучении лексических тем (во время физминуток в НОД, в режимных моментах), а так же учитель-логопед при автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Совместно изучаемые темы учителем-логопедом и воспитателем по обучению детей татарскому языку и примерный перечень используемых физминуток и мнемотаблиц: 

 

Темы НОД

Приложения №

«Моя семья»

7, 10, 18, 48, 56

«Овощи»

4,5

«Продукты»

15, 21, 36, 51

«Посуда»

12

«Одежда»    

47

«Части тела»

45

«Праздники»

8, 25, 50

«Игрушки»

1, 47

«Школьные принадлежности»

17, 50

«Дикие животные»

41, 46

«Домашние животные»

5, 11, 54

«Птицы»

28, 31, 46

 

 Примерный перечень физминуток и мнемотаблиц, используемых учителем –логопедом в коррекционной работе по звукопроизношению и лексическому запасу детей-логопатов:  

Тема НОД 

Приложение №

                                                       Звукопроизношение

«У»

11, 31

«А»

11, 13

«И»

35

«П-Пь»

7, 13

«Э»

7, 43

«Т- Ть»

7, 10, 21, 31, 42

«К-Кь»

9, 11, 33

«М- Мь»

17, 25, 48

«О»

6

«Х-Хь»

32

«К-Х»

21

«Ы»

34, 52

«С»

10, 30

«Сь»

39, 48, 52

«З»

27

«З-Зь»

27

«С-З»

8,14, 37, 55

«Н-Нь»

15

«Я»

27, 48

«Б-Бь»

20, 32

«Б-П»

32, 53

«В-Вь»

8

«Д-Дь»

1, 8, 34, 48

«Д-Т»

22, 29, 32, 55

«Г-Гь»

16, 28

«Г-К»

25

«Ш»

3, 6, 11, 17, 21, 56

«С-Ш»

1, 6, 10, 11, 12, 17, 23, 24, 41, 42, 45, 46, 50, 55, 56

«Ж»

24

«З-Ж»

16, 24, 26, 29, 46, 49, 59, 55

«Л»

6, 8, 9, 12, 25, 39, 43, 46, 49, 52

«Ль»

2, 7, 19, 22, 39, 51

«Е»

2, 41

«Ж-Ш»

17, 18, 21, 24, 29, 36, 38, 44

«Р»

5, 6, 8, 14, 19, 23, 25, 27, 28, 29, 30, 38, 39, 41, 43, 46, 54, 55,

      56

«Рь»

1, 8, 11, 14, 23, 27, 38, 39, 46, 52, 54, 56

«Р-Л»

9, 17, 23, 47, 52, 53

«Ё»

8

«Й»

23, 32, 33, 43, 48

«Ч»

11, 20, 46

«Ч-Ть»

27, 46, 50

«Ц»

7, 20, 51

«Ц-С»

12

«Щ»

40

«Ф-Фь»

23

«Ю»

28, 32

Лексические темы

«Город»

42

«Профессии»

27, 29, 40, 43

«Инструменты»

29, 44, 53

«Зима»

13, 26

«Весна»

14, 30

«Лето»

20, 34

«Осень»

3, 49

«Откуда хлеб пришёл?»

15, 51

«Рыбы»

52

«Дни недели»

2

«Дом»

6, 33, 39, 40

«Безопасность на дороге»

16

«Лес»

19

«Насекомые»

20

«Урожай»

21, 22

«Головные уборы»

23

«Деревья»

24

«Домашние птицы»

28

«Грибы»

38

«Ягоды»

19

 

5. Использованная литература:

1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение,1991.

2. Игры с пальчиками. ИД «Карапуз»,2001

3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

4. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.

5. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Просвещение, 1995.

6. Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. От трёх до семи лет. – СПб.: Издательская группа «Азбука- классика», 2010.

7. На поляне детства: хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. – Казань: Редакционно-издательский центр, 2011.

8. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов /А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АТС», 2003.

9.«Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». Популярное пособие для родителей и педагогов. Под редакцией С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявнина, И. Г. Топоркова и др. – Ярославль: Академия развития, 2000 .

10. «Ребёнок в детском саду», иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. 2003 год, № 4,5,6.

Статьи: Г.Любина,  «Рука развивает мозг» (№ 4)

Г.Любина, О. Желонкин  «Рука развивает мозг» (№ 5)

Г.Любина, О. Желонкин  «Рука развивает мозг» (№ 6)

11. Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми, - М.,1981.

12. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика \ О. В. Узорова, Е. А. Нефедова, -М.:ООО «Издательство Астрель»:ООО «Издательство АСТ», 2003 .

13. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань,1996.

.  .  .