Развитии и совершенствование мелкой и общей моторики
Основные пути развития и совершенствования мелкой и общей моторики
Авторы: Кирягина Оксана Викторовна
и Ахметзянова Римма Завдатовна
МАДОУ «Детский сад № 62 комбинированного вида» Кировского района города Казани
Существуют разнообразные пути развития и совершенствования мелкой и общей моторики детей. Чтобы этот процесс стал увлекательной игрой, мы стараемся использовать разнообразные направления в работе:
-пальчиковую гимнастику (игры с пальцами) (№ 8, 19, 35, 38, 40);
-парные игры в ладоши (№ 2, 14, 32);
-кинезиологические упражнения (№ 17, 36);
-игры на развитие общей моторики (№ 3, 4, 5, 14, 15, 18, 24, 25, 27, 30, 32, 37, 39);
-игры, включающие развитие общей и мелкой моторики (№ 9, 29, 34);
-зарядку для глаз (№ 18, 20);
-предметные игры (№ 6, 23, 33);
-игры на развитие чувства ритма (№ 2, 31);
-массажные игры (самомассаж и контактный массаж) (№ 2, 7, 10, 11, 16, 18, 22, 26,28, 40);
-су-джок терапию (№ 1, 12, 13, 21);
-мнемотехнику (№ 41- 53);
-биоэнергопластику( сопряжённую гимнастику) (№ 31).
Все эти компоненты могут сочетаться между собой, продолжать друг друга, дополнять один другой. Вся работа базируется на инновационном, комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений с применением всевозможных средств. Благодаря такому разнообразию ребенок получает всякого рода сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
1. Пассивная гимнастика.
Тренировать пальцы рук ребёнка можно с 6- месячного возраста. Простейший метод-массаж (поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью). Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребёнка, сгибать и разгибать его.
Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятных ощущений. Целесообразно использовать следующие приёмы массажа: поглаживание, лёгкое растирание и вибрацию.
Массаж и самомассаж можно выполнять с использованием мячика с шипами, с «ребристым» карандашом.
2. Активная гимнастика
Это использование игр для развития мелкой моторики рук ребёнка, развития тактильной чувствительности, осязания, подвижности пальчиков. Это всем известные конструкторы, шнуровки, пазлы, разноцветные прищепки, мозаика, пуговицы, бусины, спички, счётные палочки.
Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности. В играх со шнурованием так же развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти рук.
Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали, например, «Мозаика», конструкторы «Лего» и т.д. Кроме того, спички и палочки – хороший материал для развития памяти, внимания, логики, воображения, математических и геометрических представлений.
3. Пальчиковая гимнастика
Замечено, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, т.к. он учится запоминать определённое положение рук и последовательность движений. В результате выполнения пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость. Развивается воображение и фантазия.
Пальчиковая (жестовая) гимнастика это самый известный и популярный тип пальчиковых игр, который ориентирован на интенсивное развитие мелкой мускулатуры рук ребёнка и координацию его пальцев под контролем зрения. С самого раннего возраста малыш с удовольствием наблюдает за простыми однотипными движениями, которые ритмично совершают мамины пальцы под забавный стишок и постепенно сам включается в весёлую игру с удивительными «игрушками» - собственными пальчиками.
В возрасте 5-6 лет пальчиковые игры ориентированы на различные формы речевого общения между партнёрами в игре, а значит, обеспечивают надёжную связь моторики с речью. В этом возрасте ребёнок активно осваивает форму монолога, и игры-имитации представляют ему возможность не только произнести монолог за того или иного героя, но и подкрепить его необходимой жестикуляцией, а также способствуют развитию монологической речи ребёнка и закреплению основных речевых оборотов.
Выполнение пальчиковых упражнений в возрасте 6-7 лет определяется новой ведущей деятельностью ребёнка – учебной. Жестовые игры шестилеток становятся более интенсивными, но короткими по времени. Они ориентированы на быстрое применение в рабочее состояние мелких мышц рук и регулирование этого рабочего состояния в течение длительной ручной работы.
4. Парные игры в ладоши
Этот тип пальчиковых игр можно уверенно называть речевым или фольклорным. Исследователи относят его появление к 60-м годам прошлого века – времени самых разнообразных дворовых игр. Основная особенность парных игр в ладоши – одновременные действия руками, которые сопровождаются стихами и согласуются со стихотворным ритмом. Сначала малыш копирует движения рук взрослого, затем старается выполнять их в определённом ритме и одновременно с этим учится читать стихи. Движения рук без остановки, направляемое ритмом стихотворения, дарит малышу радость и обеспечивает необходимую умственную и мускульную тренировку.
Парные игры наряду с прямым назначением – развитием координации движений рук ребёнка – являются замечательным средством развития характерных особенностей его речи. На шестом году жизни дети активно учатся произносить монолог, внимательно слушать ответный монолог своего партнёра по игре, реагировать на него. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь.
Играя, партнёры учатся сопровождать движения рук соответствующей мимикой, произносить слова в нужном тоне. В общении людей выражение лиц имеет важную роль. Распознаванию чувств на лице другого человека надо учить детей с раннего возраста. Эмоционально окрашенные игры помогают детям соотнести движения мускулов лица с теми или иными переживаниями.
5. Кинезиологические упражнения
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Предлагаем еще одну методику, она позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Кинезиология - это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.
6. Игры на развитие общей и мелкой моторики.
Для развития общей и мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями используются подвижные игры, которые развивают у детей умение ориентироваться в пространстве, менять темп движений, ритмично и ловко двигаться.
На логопедических занятиях проводятся упражнения для развития координации движений. Эти упражнения дают навык точного совмещения разнородных движений в направлении, скорости, напряженности.
Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить.
Моторику делят на крупную и мелкую.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Нам приходится работать с детьми, у которых мелкая моторика развита недостаточно. Увы, не все взрослые обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой. Затем ребенок начинает говорить, и остальные его действия многим представляются уже не такими важными. При этом мало кто задумывается, что процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание и после того, как ребенок заговорил, забывая, что от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят успехи в дальнейшем обучении.
Развивается мелкая моторика естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени.
Под крупной моторикой подразумеваются разнообразные движения тела, рук и ног. Зачем развивать крупную моторику? Для того чтобы ребенок умел бегать и прыгать наравне со сверстниками и не скучал на детской площадке.
Здоровье психологическое и физическое тесно связаны между собой. Изменение одного состояния влечет изменение и другого. Поэтому особое внимание следует обращать на баланс развивающих ребенка мероприятий. В этот период наиболее ценными являются игры, которые одновременно направлены и на физическое и на психическое здоровье малыша.
Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ведет ребенка к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности.
У подвижного ребенка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, ровное, веселое настроение, он более ловкий и выносливый. Но неверно думать, что ребенок самостоятельно научится всем движениям. Надо постоянно выполнять с ним различные упражнения, помогать малышу осваивать новые движения.
Таким образом, занятия моторикой служат хорошим подспорьем в гармоничном развитии детей.
7. Зарядка для глаз.
Глаза, вне всякого сомнения, можно считать важнейшим из органов чувств – благодаря зрению человек воспринимает более 80% информации из внешнего мира. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять пристальное внимание.
Одним из замечательных и доступных способов профилактики зрительных нарушений являются офтальмологические паузы или по-простому зрительная гимнастика. Проводится в целях предупреждения нарастающего зрительного утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время зрительно-нагружающих занятий. Как показали современные исследования, «гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления. Упражнения выполняются со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах.
Зрительная гимнастика предполагает выполнение движения глазами в различных направлениях. Движения эти однотипные, существует определенный набор движений:
-движения глаз вверх – вниз;
-движения глаз влево – вправо;
-круговые движения глазами;
-зажмуривание глаз;
-моргание и т.д.
Учитывая особенности детей дошкольного возраста, для привлечения их внимания к выполнению этих движений, упражнения должны предлагаться в стихотворной, игровой форме. В этом случае, они будут не только полезны, но и интересны. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глазки, поморгайте часто-часто, легко-легко, примерно так, как машет крылышками бабочка». Обязательно в конце выполнения упражнений необходимо закрыть глаза на несколько секунд, а потом поморгать 10 раз.
Кроме профилактической пользы, зрительная гимнастика имеет и обучающее значение. Выполнение зрительных упражнений с двигательными играми, обучает дошкольников ориентировке в пространстве. Закрепляются простейшие понятия: «лево», «право», «поворот», «разворот». Кроме этого, проведение зрительной гимнастики способствует обогащению словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи.
8. Предметные игры.
Окружающий предметный мир открывает много возможностей для развития рук детей. Пользоваться этими возможностями ребёнок начинает с самого раннего детства, как только становится способен манипулировать предметами, игрушками и материалами. Однако в отличие от свободных манипуляций с самыми разными объектами в предметных пальчиковых играх создается и поддерживается интенсивный рабочий ритм. Своим рождением предметные игры обязаны соединению обычного предметного действия с ритмом. Разнообразный ритмический рисунок может превратить обычное бытовое действие в увлекательную и вовсе не простую (особенно для первого раза) предметную игру.
В пальчиковых играх любого вида происходит интенсивная отработка специфических пальчиковых движений, а также захватов – фиксированных положений пальцев при обхвате предмета. Наряду с развитием взаимодействия между тремя «основными» пальцами руки не следует забывать и о других пальцах, как правило, менее подверженных мышечным нагрузкам, – безымянном и мизинце. Их развитие помогает сохранять в норме общий тонус мышц руки, положительно влияет на развитие мозговой деятельности ребёнка. Вот почему очень полезно хотя бы иногда чередовать «классически сформированные» захваты с захватами оригинальными, нетрадиционными, например, со «щепотью» из большого, среднего и безымянного пальцев и «пинцетом» из большого пальца и мизинца.
Специалистами доказано, что при сопровождении мыслительной деятельности ритмичными движениями пальцев рук её эффективность значительно повышается. Предметные игры предполагают развитие у ребёнка более точного движения рук под контролем зрения – координации «глаз-рука». Эти игры, формирующие и развивающие такую чёткую повторяемость действий под контролем зрения, очень важны в период подготовки ребёнка к школе.
9. Развитие чувства ритма.
Ритмическая организация является основой жизни. Всё окружающее нас живёт по законам ритма: смена времени года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы.
Установлено, что плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование речи в раннем возрасте. Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования), позволяет правильно расставлять ударения и переносы. Ритм, как известно, организует двигательную деятельность человека. В образовании и развитии чувства ритма участвует все тело. У детей с речевой патологией отмечается большое количество отклонений в ритме движений, двигательных реакциях, в распределении собственных усилий.
Известно также, что дошкольный и младший школьный возраст считается наиболее оптимальным для развития чувства ритма. В этот период у детей более быстро, чем в любое другое время, вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. Выполнение ритмических упражнений и заданий способствует саморегулированию и развитию движений.
Разнообразные движения в сочетании с речевыми упражнениями формируют у детей не только чувство ритма, они способствуют развитию двигательной памяти, внимания и коррекции речи. Воспроизведение различных ритмов помогает детям исправлять ошибки в расстановке словесного ударения.
Из ритмических движений используются такие, как отхлопывание, притоптывание, прыжки. Допускается отстукивание ритмов ногами, отхлопывание руками или одной рукой по какому-нибудь предмету. В любом случае ударному слогу должен соответствовать более громкий хлопок или удар ногой по полу, неударному — тихий. Особо выделены ритмы без выраженного ударения.
Умение дифференцировать разнообразные ритмы и сознательно подчинять им свои движения способствует их автоматизации, что, в свою очередь, исключает напряжение в двигательном аппарате, а это положительно сказывается на качестве речи.
10. Массажные игры.
Переоценить значение этого типа пальчиковых игр довольно трудно. Пальчиковый массаж полезен детям с первых месяцев жизни. Терапевтический и психологический эффект, который может получить ребёнок после правильно проведённого пальчикового массажа, выражается в расслаблении либо поднятии мышечного тонуса пальцев, повышении пластичности мелких мышц руки, и конечно же, в положительных эмоциях, удовольствии, получаемых как в процессе массажа, так и после него. Разумеется, эти же цели имеют все без исключения пальчиковые игры. Обычная пальчиковая гимнастика -это упражнения во многом постановочные, порой настоящие мини-спектакли. Массажные игры носят скорее тренировочный характер. Ну, конечно, в них тоже есть необходимая ребёнку занимательность, игровой сюжет.
Основными средствами ручного воздействия на пальцы руки и её кисть являются разминание, потряхивание, пощипывание, похлопывание и поглаживание. Все эти упражнения чередуются с динамичными пальчиковыми «перестроениями»: сжатием-разжатием, сгибанием-разгибанием и смыканием-размыканием пальцев. Самомассаж предусматривает перенос используемых приёмов с одной руки на другую. Рабочий ритм игры традиционно поддерживается небольшим стихотворением, потешкой.
11. Су – Джок терапия.
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.
Вот почему в свою работу мы ввели последнее достижение восточной медицины: Су – Джок терапию. В чём же заключается данный метод?
На кистях рук и стопах расположена проекция всех частей, систем и органов тела. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому Су-Джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Су Джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота.
Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
Следующий прием – это массаж эластичным кольцом кистей и пальцев рук - помогает стимулировать работу внутренних органов. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающе воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
12. Мнемотехника.
Один из таких факторов, облегчающие процесс становления речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, мы решили попробовать на своих занятиях использовать мнемотехнику.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления и речи.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Как и любая работа, строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам. Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Для дошкольников мнемотехники имеют особое значение, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают текст. Этап автоматизации звуков происходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.
13. Биоэнергопластика (сопряжённая гимнастика).
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика (или сопряжённая гимнастика) - это содружественное взаимодействие руки и языка. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Артикуляционная гимнастика совместно с движением кистей рук вполне оправдана, т.к. она играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.
Сопряжённая гимнастика позволяет:
-стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
-совершенствовать внимание, память – все психические процессы, тесно связанные с речью;
- развивать точность, плавность, чистоту, силу, темп, саморегуляцию и переключаемость;
- развивать координацию движений рук, что облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма;
- активно включать детей в работу на занятии.
На первых занятиях логопед использует не более двух упражнений. Вначале дети учатся сочетать движения органов артикуляции с движениями кистей рук. Непременным условием выполнения данных упражнений является точность. Небрежное, расслабленное выполнение упражнений не даёт эффекта. Если у кого-то из детей движения не получаются, то эти движения следует отработать индивидуально перед зеркалом.
Для успешного освоения детьми артикуляционной гимнастики нужно, чтобы они умели ориентироваться в пространстве. Необходимо полное понимание пространственных отношений ( вверху, внизу, налево, направо).
Каждое упражнение имеет своё название. Названия эти условные, но важно, чтобы их запомнили. Это вызывает интерес к артикуляционной гимнастике. Дети быстрее запоминают упражнения.
Таким образом, соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук, синхронное выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики помогают распределять биоэнергию в организме ребёнка, что в свою очередь развивает мелкую моторику пальцев рук и оказывает благотворное влияние на физическое и речевое развитие детей
Заключение
Речевые упражнения, которые мы предлагаем в своей методической разработке, можно использовать в разных видах занятий (в данном случае в качестве физкультминуток на коррекционных, логопедических занятиях), в бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе.
«Рассказывание» стихов с использованием вышеописанных традиционных и инновационных педагогических технологий неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, общей и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления, развивает речь.
Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.
Использование стихов татарских поэтов для сопровождения развития моторики детей является эффективным средством обогащения и активизации словаря детей, позволяет познакомиться с художественной литературой, познать богатства татарского языка через стихи, сказки, поэзию и фольклор.
Предложенные движения не стоит воспринимать как догму. Их можно обогащать, видоизменять: показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней. Однако это доступно только детям старшего дошкольного возраста.
Использованная литература:
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение,1991.
2. Игры с пальчиками. ИД «Карапуз»,2001
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
4. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997.
5. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Просвещение, 1995.
6. Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. От трёх до семи лет. – СПб.: Издательская группа «Азбука- классика», 2010.
7. На поляне детства: хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. – Казань: Редакционно-издательский центр, 2011.
8. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов /А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АТС», 2003.
9.«Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». Популярное пособие для родителей и педагогов. Под редакцией С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявнина, И. Г. Топоркова и др. – Ярославль: Академия развития, 2000 .
10. «Ребёнок в детском саду», иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. 2003 год, № 4,5,6.
Статьи: Г.Любина, «Рука развивает мозг» (№ 4)
Г.Любина, О. Желонкин «Рука развивает мозг» (№ 5)
Г.Любина, О. Желонкин «Рука развивает мозг» (№ 6)
11. Селивёрстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми, - М.,1981.
12. Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика \ О. В. Узорова, Е. А. Нефедова, -М.:ООО «Издательство Астрель»:ООО «Издательство АСТ», 2003 .
13. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань,1996 .