Практико-ориентированный проект "У порога школы"
Практико-ориентированный проект
взаимодействия с родителями при подготовке детей к школе
«У порога школы»
Автор: Шакманаева Раушания Рафгатовна
Быть готовым к школе уже сегодня
не значит уметь читать, писать, считать.
Быть готовым к школе — значит
быть готовым всему этому научиться.
Л. Венгер.
Срок реализации проекта: 1 год.
Возраст детей: 6-7 лет.
1. Введение
Обоснование необходимости проекта.
Проблема подготовки детей к школе в настоящее время приобрела особую значимость. Это связано с включением дошкольного образования в систему непрерывного образования и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Обеспечение успешности этого перехода – зависит от эффективности взаимодействия между воспитателями детского сада, специалистами, учителями школы и родителями.
Стандарт дошкольного образования позволяют создать равные стартовые возможности всем детям.В Федеральном стандарте дошкольного образования сказано, что - Не ребенок должен быть готов к школе, а школа – к ребенку!
Каким же должен быть выпускник детского сада в соответствии со стандартом? Ребенок - выпускник детского сада должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям,любознательность и хочу отметить, что главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе, а эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.
Учебная деятельность предъявляет детям большие требования. Задача родителей –помочь ребенку в том, чтобы эти требования он смог выполнить.
К сожалению, выпуская, детей подготовительной к школе группы я столкнулась, с тем, что родители чрезвычайно озабочены подготовкой будущих первоклассников к школьному обучению.По результатам анкетирования родителей выяснилось, чтотакая подготовка понимается очень узко: тренировка навыков чтения, счета, а иногда и письма.При этом родители совершенно упускают менее заметное, но наиболее важное – те качества, которые необходимо сформировать у ребенка в дошкольные годы, чтобы процесс усвоения новых знаний и умений шел успешно.
На наш взгляд, узкая направленность усилий родителей, может навредить ребенку, привести к формированию у него негативного образа школы, что скажется на интеллектуальной, мотивационной, коммуникативной и эмоционально – волевой готовности к школьному обучению, то есть психологической готовности.
Проблему обуславливает следующие причины:неправильное понимание родителями сущности подготовки к школе и отсутствие в сельских детских садах детских психологов. В рамках программы воспитатели не успевают полностью заниматься данной проблемой. И поэтому мы решили вовлечь в данную работу педагога-психолога школы и учителей начальных классов.
Пообщавшись со специалистами и учителями начальных классов, убедилась внеобходимостипроведении целенаправленной работы по данной теме через психолого-педагогическое просвещение родителей.
Для того чтобы, помочь родителям в подготовке детей к школе и ответить на волнующие их вопросы, оказать помощь в правильной организации занятий в семье, мы предлагаем цикл детско-родительских встреч и игровых занятий со специалистами детского сада и школы. Через такие встречи, мы попытаемся убедить родителей в том, как важно уделять внимание формированию у ребенка положительного образа школы,отношения к себе и другим, интереса к учебе, уверенности в своих силах, самостоятельности, любознательности, способности к волевым усилиям.
Цель:
Оказание психолого-педагогической помощи родителям входеподготовки детей к дальнейшему обучению в школе.
Задачи:
1. Повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах предшкольной подготовки детей через специально организованную деятельность.
2. Оказать практическую помощь родителям в вопросах подготовки детей к школе в процессе совместной деятельности с педагогами, специалистами школы, детского сада и детьми.
3. Способствовать развитию познавательных,мотивационных,коммуникативных игр детей через совместные встречи с родителями.
Основное содержание проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (сентябрь)
1. Изучение научно – методической литературы по данной теме.
2. Встреча со специалистами детского сада и школы «Мое направление в работе с детьми над проектом».
3. Подбор игр для детско-родительских занятий, досуговых мероприятий с родителями.
4. Оформление уголка «Скоро в школу».
5. Консультация для родителей «Мы самые старшие в детском саду».
6. Подготовка информационных листовок-памяток для родителей, дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.
7. Обсуждение проекта вместе с родителями.
Внедренческий (октябрь-апрель)
1. Через совместные игры с родителями у детей развивается внимание мышление, память, любознательность. Во время интеллектуальной игры дети будут демонстрировать родителям свои знания, приобретенные во время организованной образовательной деятельности, направленной на подготовку к обучению грамоте и формированию элементарных математических представлений.
2. Через детско-родительские досуги у детей формируется психологическая готовность к школьному обучению, создается эмоционально-положительный настрой, повышается интерес к учебе, уверенности в своих силах.
3. При посещении школы дети ознакомятся со школьным двором, коридорами школы, осмотрят выставку школьных рисунков и поделок, на перемене школьники покажут свой класс, дети посидят за партами.
4. Во время встречи с учителем дети услышат много интересного о школе, покажут группу, свои рисунки и поделки, выполнят просьбу учительницы помощь школьникам сделать закладки для учебников.
5. Во время встречи с воспитателем родители узнают,какое значение имеют разные виды игр к подготовке к школе.
6. Во время встречи с учителем начальных классов родители узнают о адаптации детей к школе.
7. Во время семинара с участием педагога-психолога родители узнают, что входит в понятие «психологическая готовность к школьному обучению». А также узнают, что такое самостоятельность, в чем она проявляется у старшего дошкольника, чем же отличается самостоятельный ребенок и как оценивается значение самостоятельности с позиции предстоящего школьного обучения, как будетсказывается уровень самостоятельности ребенка на школьном обучении.
8. Во время встречи за круглым столом учитель-логопед расскажет родителям, что для правильной подготовки детей к школе большую роль играет не только общий эмоциональный фон, на котором происходит взаимодействие взрослых с детьми, но и содержание общения. Родители познакомится с формами общения, узнают, что познавательное общение с взрослыми играет важную роль в подготовке к школе.Также родители узнают о важности подготовки детей к письму, как развить графические умения и о серьезных трудностях в освоении навыка письма.
9. В детско-родительских занятиях родители узнают об уровне готовности детей к обучению в школе, познакомятся с вариантами игр, направленных на развитие познавательной, мотивационной и коммуникативной сферы ребенка.
10. Совместное рисование с родителями на тему «Как я представляю свою будущую школу».
11. Совместный сбор фотографий мам и пап в школе.
Заключительный (май)
1. Участие родителей в итоговом мероприятии:детско-родительский досуг «Собираем портфель знаний».
2. Организация родителями выставки рисунков на тему: «Как я представляю свою будущую школу» и фото вернисажа «Когда мы были учениками».
3. Презентация проекта «У порога школы» в работе проблемно-творческой группы.
Методы работы.
Словесный метод - рассказ, беседы, объяснения.
Наглядный метод: показ и рассматривание детских рисунков и рассказов.
Практический. Совместные игрыс родителями и досуговые мероприятия.
Трансляция проекта
1.Выступление на проблемно- творческих группах.
2.Участие в конкурсах по проектной деятельности.
3. Участие в ШМО, РМО.
4. Опыт работы по реализации проекта будет оформлен в виде презентации для рекомендации педагогам дошкольных учреждений района.
Ресурсное обеспечение реализации проекта:
Нормативно-правовой ресурс:
-Федеральный Закон «Об образовании РФ» N 273-ФЗ в ред. от 01.01.2001 N 203-ФЗ;
-СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ДО от 01.01.2001 г. №03-248»;
-Устав МАОУ «Елпачихинская СОШ».
Научно-методический ресурс:
1. «Основная образовательная программа ДО СП «Елпачихинский детский сад».
2. «У школьного порога» Т.И.Бабаева, Москва «Просвещение» 1993.
3. «Воспитателю о работе с семьей» Н.Ф.Виноградова Москва «Просвещение» 1989.
4. Буре Р.С. Готовим детей к школе. - М., 1987.
5. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста – М., 1989.
Кадровый ресурс:
Воспитатели высшей и первой квалификационной категории, специалисты ДОУ и школы, учитель начальных классов.
Материально-технический ресурс:
В подготовительной возрастной группе есть все необходимое:
- хорошо оснащенные и соответствующие гигиеническим требованиям
центры развития детей;
- наличие наглядно-дидактического материала для проведения занятий по подготовке детей к школе;
-настольно-печатные и дидактические игры для развития познавательной, коммуникативной сфере, в самостоятельной деятельности дошкольников;
- стабильная связь детского сада с другими социальными институтами (общеобразовательной школой, библиотекой).
Целевая аудитория
В реализации проекта принимают участие дети 6 – 7 лет, родители, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, старший воспитатель, учитель начальных классов.
План реализации проекта:
№ |
Мероприятия |
Ответственные |
Сроки |
I этап - организационный |
|||
1.
2. 3. 4. 5.
6.
|
Изучение научно–методической литературы. Анкетирование родителей Составление плана реализации проекта. Обсуждение проекта вместе с родителями. Подбор игр для детско-родительских занятий. Подготовка информационных листовок-памяток для родителей. |
Воспитатель группы
|
Сентябрь – 4 неделя
|
II этап – внедренческий |
|||
1.
2.
3.
4.
5.
|
Воспитатель: - экскурсия в школу «Дети в школе».
- рисование на тему «Школа» с пояснениями детей; - встреча с родителями за круглым столом: «В игре готовимся к школе». Учитель начальных классов: - встреча с детьми «Учитель в детском саду»; -встреча с родителями за круглым столом «Адаптация детей к социуму». Педагог-психолог: - интервью с детьми о школе; - семинар с элементами тренинга «Психологическая готовность к школе»; - встреча за круглым столом: задаем вопросы и ищем пути решения «Самостоятельность и подготовка к школе». Учитель логопед: -встреча за круглым столом: задаем вопросы и ищем пути решения «Учимся общаться с ребенком» - семинар-практикум «Подготовка детей к письму». Детско-родительские занятия: - семинар-практикум «Играем вместе»;
- интеллектуальная игра «Я готов учиться в школе»;
- совместное творчество детей и родителей «Как я представляю свою будущую школу»; - совместный сбор фотографий мам и пап в школе. |
Воспитатель группы. Воспитатель группы. Воспитатель группы
Уч. начальных классов
Педагог-психолог
Учитель -логопед
Воспитатель группы Воспитатель группы Инструктор по физкультуре Воспитатель группы Родители |
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Апрель |
III этап - итоговый |
|||
|
- итоговое мероприятие детско-родительский досуг «Собираем портфель знаний»;
- презентация проекта «У порога школы» в работе проблемно-творческой группы; - выставка рисунков на тему: «Как я представляю свою будущую школу»; - организация фото вернисажа: «Когда мы были учениками». |
Воспитатели группы Музыкальный руководитель Воспитатель группы Воспитатель группы Родители |
Апрель
Апрель
Май
Май |
Ожидаемые результаты:
- у родителей повысится уровень психолого-педагогической компетентности по вопросам подготовки детей к школе через встречи со специалистами ДОУ и школы, учителем начальных классов;
- будет оказана практическая помощь родителям в вопросах подготовки детей к школе через семинары с элементами тренинга, детско-родительских занятий и досуговых мероприятий;
- через совместные встречи с родителями у детей повысится интерес к учебе, уверенности в своих силах, положительного образа школы, сформируется устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, способности, желание учиться.
- содержащиеся в работе материалы могут быть использованы педагогами в системе дошкольного образования, при работе с родителями по подготовке детей к школе.
Перспективы дальнейшего развитие проекта.
- Выступление на проблемно- творческих группах.
- С целью укрепления здоровья детей, знакомства со спортивными увлечениями школьников организовать совместные традиционные спортивные досуговые мероприятия.
- Создать альбом «Наши выпускники».
- Создание детско-родительского клуба по подготовке детей к школе с целью эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка.
Литература:
1. «Основная образовательная программа ДО СП «Елпачихинский детский сад».
2. «У школьного порога» Т.И.Бабаева, Москва «Просвещение» 1993.
3. «Воспитателю о работе с семьей» Н.Ф.Виноградова Москва «Просвещение» 1989.
4. Буре Р.С. Готовим детей к школе. - М., 1987.
5. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста – М., 1989.
Приложение
Анкета для родителей «Подготовка детей к школе»
Цель: определение уровня педагогической грамотности родителей, выявления их интересов, запросов, потребностей.
1. ФИ ребёнка:
2. Возраст ребёнка:
3. 1. В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе(нужное подчеркнуть):
4. Умение читать и писать
5. Умение считать
6. Умение логически мыслить
7. Психологическая готовность
8. Ребенок хорошо развит физически
9. Ответственность и самостоятельность
10. Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
11. 2. Чему Вы больше уделяете внимание и почему (нужное подчеркнуть):
12. обучению ребенка иностранным языкам;
13. обучению чтению;
14. обучению счету;
15. физическому развитию;
16. развитию памяти, воображения, внимания, речи;
17. развитию любознательности;
18. развитию волевых качеств личности (умения управлять своим поведением, быть организованным, понимать и выполнять требования учителя и т. д.)
19. развитию умения общаться с окружающими людьми (сверстниками, учителями);
20. развитию мелкой моторики рук, координации движения руки и глаз;
21. умению элементарно рассуждать, делать выводы и умозаключения;
22. ориентироваться в пространстве;
23. другое…
24. 3. В чём Вы видите свою роль в подготовке детей к школе?
25. ________________________________________
26. 4. Рассказываете ли Вы ребёнку о своей работе: да, нет, иногда (нужное подчеркнуть)
27. 5. В какой работе вместе с взрослыми участвует Ваш ребёнок?
28. Систематически
29. От случая к случаю
30. 6. Есть у ребёнка какие-либо постоянные небольшие обязанности:
31. если да, то какие:_____________________________
32. 7. В чём Вы видите наибольшие затруднения: ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения; задания взрослого забывает; не доводит начатое до конца; не проявляет себя при выполнении работы; готов бросить дело при затруднении; сомневается (подчеркните, допишите недостающее)
33. 8. Как Вы думаете, является ли для ребёнка трудом следующее (нужное подчеркните)
34. Мыть посуду
35. Мастерить поделку из бумаги
36. Поливать растения
37. Стирать носки
38. Убирать игрушки
39. Строить из кубиков дом
40. Вышивание
41. Сервировка стола
42. 9. Сколько времени вы уделяете играм и занятиям с ребёнком в день? (1 час, 2 часа, 3 часа и более)
43. 10. В каком возрасте вы хотели бы отдать ребёнка в школу? (6,5 лет, 7 лет, 7,5 лет) - подчеркнуть.
44. 11. Какую помощь может оказать Вашему ребёнку детский сад?
45. ________________________________________
46. 12. Ваши вопросы и предложения к воспитателям и администрации детского сада.
47. ________________________________________