Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Особенности овладения прилагательными детьми с общим недоразвитием речи

Дата публикации: 2017-09-16 13:30:34
Статью разместил(а):
Кареба Анастасия Николаевна

Особенности овладения прилагательными детьми с общим недоразвитием речи

Автор: Кареба Анастасия Николаевна

 

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Они нуждаются в дополнительном стимулировании и развитии лексического компонента языка в собственной речи, в особенности более абстрактных понятий – слов прилагательных, которые определяют качественные признаки и свойства предметов окружающей действительности. В то же время имена прилагательные определяют и грамматическую зависимость признака от предмета, выраженную в форме согласования с существительным в роде, числе и падеже (П.А. Леконт).

Изучение особенностей овладения прилагательными детьми с ОНР актуально в связи с тем, что расширение словарного запаса словами признаками значительно обогащает лексикон детей, стимулирует процессы словообразования, способствует развитию структуры предложения за счет распространения предложений  определениями, выраженными прилагательными. 

Анализ научно-методической литературы по проблеме состояния лексической стороны речи у детей с ОНР на первом этапе исследования  выявил недостаточность методов и приемов, направленных на специальное развитие самостоятельного употребления словаря признаков детьми с ОНР.

Слова в лексиконе не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей [3]. У детей с ОНР не сформированы семантические поля, что свидетельствует о недостаточности дифференциальных признаков значений слов.

Для детей с ОНР наиболее типичны следующие ошибки [1]:

- неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (книги лежат на большие столах);

- трудности словообразования прилагательных (волкана хвост, вишенный сок, соломовая шляпа);

- незнание многих слов, так и в трудности поиска известного слова, в нарушении актуализации  словаря;

- специфические замены: подбор слова из области значений, близких к значению слова-стимула (темный – черный); изменение формы слова-стимула (большой – большие); подбор слова на основе синтагматических ассоциаций (плохой – мальчик). Распространенными являются, например, такие замены: высокий – длинный, низкий – маленький, узкий – тонкий, короткий – маленький;

- ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов (широкий – узкий, короткий – длинный и.т.д.).

На основе изучения и анализа методик обследования словарного запаса детей дошкольного возраста с ОНР, предложенных Т.Б. Филичевой, О.Б. Иншаковой, О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой и др., мы разработали методику изучения словаря признаков у детей экспериментальной группы с ОНР.

В соответствии с методикой Т.Б.Филичевой нами изучалось употребление следующих форм прилагательных [4]:

- прилагательные с суффиксом «j» (лисья, волчья), «-ин» (мамин, Вовин);

- прилагательные с суффиксами, обозначающими предметную отнесенность: -ов, -ев, -енн, -ян, -ичн, -н (гороховый, клубничный, вишневый, деревянный, железный);

- прилагательные с суффиксами, выражающими характерологическую отнесенность: -чив, -лив (молчаливый, улыбчивый).

Исследование словаря признаков  включало следующие категории прилагательных:

1. Изучение состояния словаря качественных прилагательных.

2. Изучение состояния словаря относительных прилагательных.

3. Изучение состояния словаря притяжательных прилагательных.

Для качественного анализа нами были выделены несколько уровней сформированности словаря признаков у детей экспериментальной группы.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам определить высокий уровень сформированности словаря признаков  у 2-х детей, уровень выше среднего у 4-х детей, средний уровень у 3-х детей. Уровень низкий и ниже среднего у детей экспериментальной группы не выявлен.

Дифференцированный анализ словаря признаков у детей экспериментальной группы на предмет представленности в его структуре различных категорий прилагательных: качественных, относительных, притяжательных, а также слов признаков, обозначающих различные свойства, выявил следующее:

- относительная успешность в сформированности навыка употребления качественных прилагательных, обозначающих цвет (25%), эмоции (21,8%), форму (19,3%), вкус (17,6%) и величину (16,1%);

-выраженные трудности формирования навыка употребления относительных и притяжательных прилагательных, особенно с суффиксами –н, -енн, -ев, -ян, -j.

Таким образом, мы пришли к выводу, что достаточно высокие показатели (средний, выше среднего и высокий уровень) состояния словаря признаков у детей данной категории, достигнуты за счет правильного употребления детьми качественных прилагательных, а трудности употребления относительных и притяжательных прилагательных объясняются недостаточностью словообразовательных возможностей детей  экспериментальной группы.

Этот вывод подтверждает положение о существующей недостаточности словообразовательных возможностей у детей с ОНР, вследствие низкого уровня языковой способности,  являющейся ядерным признаком в структуре дефекта у детей с ОНР.  

Т.о. проведенное нами исследование подтверждает концепцию ряда авторов: Н.В. Микляевой, Г.В. Носковой, О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой о качественном своеобразии речевого развития детей с ОНР, основывающееся на трудностях формирования языкового чутья (языковой компетенции, языковой способности), словотворчества [2].

 При разработке программы экспериментального обучения мы опирались на следующие положения:

- расширение объема словаря имен прилагательных должно осуществляться параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, высоте, толщине и т.д., на основе сравнения и выделения признаков предметов различных модальностей;

- важно учитывать, что прилагательные, являются определяющими име­на существительные и обычно согласуемыми с ними в роде, числе и падеже. Следовательно, коррекционную работу по расширению словаря признаков необходимо вести параллельно с формированием грамматического строя речи, а именно обучением согласованию имен прилагательных с существительными;

- коррекционная работа должна осуществляться на основе формирования синтаксических конструкций, т.е. распространение предложений  определениями, выраженными прилагательными [1].

Система коррекционной работы на формирующем этапе исследования, при обучении детей экспериментальной группы с ОНР, предполагала следующие направления:

1. Расширение словарного запаса и формирование практических навыков словообразования прилагательных.

2. Закрепление навыков правильного согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

3. Развитие самостоятельной связной речи на материале составления рассказов-описаний с опорой на схему.

Значимость проведенного нами исследования заключается в том, что его результаты позволили уточнить научные представления об особенностях словаря признаков у детей с ОНР III уровня, расширить арсенал средств его формирования в условиях специально организованного коррекционного обучения. На результаты данного исследования могут опираться логопеды дошкольных учреждений с целью определения методов коррекционной работы в этом направлении формирования лексико-грамматических средств языка детей с ОНР.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999. – с. 92-101

2. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология – 2001. – № 2. – С. 56-64. 

3. Сайтханова В.Я. Логопедическая работа на основе развития семантических представлений: Из опыта работы педагогической мастерской. – Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2005. – 244 с.

4. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография –М. РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2000. – с. 145-147.

 

.  .  .