Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Лэпбук – часть предметно-развивающей среды в проектной деятельности

Дата публикации: 2018-05-15 09:40:54
Статью разместил(а):
Дианова Лариса Александровна

Лэпбук – часть предметно-пространственной развивающей среды в проектной деятельности

Автор: Дианова Лариса Александровна

 

  В начале работы мы поставили перед собой цель: познакомиться с инновационной технологией и внедрить методическое пособие лэпбук в области экологии совместной  с педагогами и родителями деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

В связи с реализацией  ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали  педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Сегодня мы познакомим вас с технологией, интересным методическим  пособием  под названием – лэпбук.

Предлагаю разобраться, что же означает понятие «лэпбук».  

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство  из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко.  Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. 

«Лэпбук»– в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или тематическая интерактивная  папка, в которая содержит коллекцию маленьких книжек с кармашками и окошечками, в которых размещается информация в виде рисунков, небольших текстов, в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог совместно с детьми и родителями собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях. 

      Создание лэпбука содержит все этапы проекта. Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.  При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.

    Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

-информативен;

- полифункционален;

-пригоден к использованию одновременно группой детей;

-обладает дидактическими свойствами;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Чем привлекательна данная форма работы?    

1. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме.

2. Это отличный способ для повторения пройденного материала.

3. Ребенок может самостоятельно собирать и организовывать  информацию.

4. При создании лэпбука можно выбрать задания под силу каждому.

5. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

В результате у детей развиваются следующие  умения:

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

- договариваться со  сверстниками;

- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания.

  Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку: организационную, техническую, информационную, мотивационную. 

    Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их. С чего же начать?

    Определиться с темой. Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Лучше всего получаются лепбуки на какие-то частные, а не на общие темы. 

     После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу,  ручку и написать план. Ведь лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.

Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. Берем лист формата А-3 или А-4, в зависимости от желаемого размера,  складываем его, как показано на рисунке. Все это рисуем на черновике, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.  

Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком. 

  Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы: Картонная папка-основа, бумага, ножницы, клей-карандаш, степлер, скотч. 

   На сегодняшний день в дошкольной группе разработано уже несколько лэпбуков по экологическим проектам:

 - «Овощи-фрукты» средняя группа

 - «Насекомые» младшая группа

 - «Рыбы» старшая группа

 - «Цветы» старше-подготовительная группа

 - «Животные», «Экология», «Сохраним планету» подготовительная группа

 - «Лесной концерт» музыкальный руководитель

 С целью реализации данной деятельности проводилась подготовительная работа: анализ творческого потенциала детей; изучение методической литературы; проведения мастер – класса по изготовлению лэпбука; организация тематических экскурсий, посещение сельской библиотеки; проведение исследовательской деятельности; подбор игр, литературы для  изготовления лэпбука. Тематика зависела от темы проекта каждой группы. 

 

При анализе работы с дошкольниками и родителями были выявлены следующие проблемы: 

1. Ограниченный запас знаний по тематикам Лэпбуков.

2. Отсутствие объектов наблюдения в нашем селе.

3. Необходимость пополнения наглядного материала и методического сопровождения.

4. Нехватка времени у родителей

5. Нежелание работать и  сотрудничать с педагогами своей группы

 

Результатом нашей деятельности стало:

- повышение устойчивого интереса к знаниям;

- приобщение родителей к воспитательно – образовательному процессу и совместному творчеству;

- пополнение знаний и наглядного материала по тематике лэпбуков;

- создание библиотеки по тематике;

    Анализируя работу дошкольной группы по  данной теме делаем следующие выводы. Всего в этой новой для нас деятельности приняли участие 27 % семей, что считаем для начала хорошим результатом. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвращается к этой папке, чтобы полистать – поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Лэпбук  способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности; способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

    Родители также становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции детского сада и семьи к совместной творческой деятельности. Работа по созданию лэпбуков будет продолжена в новом учебном году. 

.  .  .