Конспект СОД по ознакомлению с окружающим миром в логопедической группе «Насекомые»
Конспект СОД по ознакомлению с окружающим миром
в старшей логопедической группе
«Насекомые»
Автор: Балыбердина Екатерина Петровна
МБДОУ «Детский сад №13 «Ромашка»
ОО «Познавательное развитие», «речевое развитие».
Цель: обобщить знания детей по теме «Насекомые»
Задачи:
Образовательные: уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках, активизировать словарь по теме «Насекомые», совершенствовать умение составлять описательные рассказы по рисункам-символам;
Развивающие: развитие логического мышления, произвольного и зрительного внимания, познавательного интереса, координации общих движений и пальчиковой моторики;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, уважительное отношение друг к другу.
Оборудование и материалы: мелкие игрушки насекомые, мяч, карточки с заданиями, сигнальные карточки с символами, простые карандаши, интерактивная доска, презентация.
Ход СОД:
Слайд 1
Дети заходят в группу, здороваются.
- Прежде, чем занять свои места, отгадайте загадки:
(После отгадывания загадок, дети получают игрушечное насекомое и присаживаются на свои места)
1. В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет
Из лесного сора
Строит себе город. (Муравьи)
2. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
3. Крылышки, как стеклышки,
Огромные глаза.
Летает все под солнышком
Быстро… (стрекоза).
4. Знаю точно, всем знакомо,
Среди зелени травы
Есть одно из насекомых –
Ноги выше головы! (Кузнечик)
5. Громко я жужжу, летая,
Мёд целебный собирая.
Всем полезна и мила
Полосатая … (пчела).
6. Тёплым днём, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я — майский… (жук).
Слайд 2 (изображения насекомых).
- Как одним словом можно назвать тех, кто у вас в руках? (насекомые)
Слайд 3 (дыхательная гимнастика «Сдуй бабочку с цветка на цветок»).
- Прежде чем мы расскажем о насекомых, давайте вспомним как правильно дышать.
Строение.
Слайд 4
На доске символ (кубики и краски)
- Посмотрите на доску, что обозначает этот символ? (строение и цвет).
- Глядя на игрушку, расскажите о насекомом (например, у кузнечика маленькая головка с длинными усами, шесть лап, кузнечик зеленого цвета).
Жизнедеятельность насекомых в различные времена года.
Слайд 5
- Какое сейчас время года? (весна)
- А до весны какое было время года? (зима)
- А после весны наступит какое время года (лето)
- Какое время года мы не назвали? (осень)
- Назовите времена года по порядку. (зима, весна, лето, осень)
В какие времена года мы можем видеть насекомых?( весна, лето, осень)
Почему мы не видим насекомых зимой? (они спят, холодно, не чем питаться)
- Что происходит с насекомыми осенью? (засыпают) Весной? (просыпаются) Летом? (летают, ползают, собирают нектар)
Место обитания.
Слайд 6
На доске символ (лес, луг,вода)
- Давайте вспомним, где обитают насекомые?
- Нам опять помогут символы (у детей на столах карточки с символами).
- Что они обозначают? (деревья обозначают, что насекомое можно встретить в лесу, вода – около водоема, цветы – на лугу).
Педагог называет насекомое, а дети сигнализируют карточками место их обитания, правильный ответ появляется на доске.
Слайд 7
Физкультминутка
(игра с мячом – образование «больших» прилагательных и уменьшительно-ласкательных)
Не усы, а усища
Не лапы, а лапища,
не жало, а жалище,
не ноги, а ножища
не глаза, а глазища.
Не крылья, а крылища.
- А теперь наоборот, назовите уменьшительно-ласкательные слова-признаки от слов : усы, лапы, жало, ноги, глаза, крылья
Способ перемещения.
Слайд 8
- Внимательно посмотрите на домики. По какому признаку нужно разделить насекомых (летает/ не летает). Расселите насекомых в домики.
Дети на доске перемещают насекомых в нужный домик (интерактивная игра).
- Как передвигается муравей? (ползает)
- Как передвигается кузнечик? (скачет или прыгает)
Слайд 9
Пальчиковая гимнастика
Прилетела к нам вчера (загибать пальцы по одному)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза (сделать кольца из пальчиков, поднести к глазам)
Пожужжали, полетали,(машут ладошками)
От усталости упали (уронить ладони на стол).
Одиночное или общественное
Слайд 10
На доске символ.
У детей на столе карточки с изображением насекомых и пустым окошком, в котором нужно дорисовать значок.
- Рассмотрите значки, что они обозначают? (одиночное или общественное насекомое)
- Нарисуйте каждому насекомому нужный значок, объясните свой выбор.
(Муравей, пчела – это общественные насекомые, живут в муравейнике и улье; бабочка, кузнечик, майский жук, стрекоза – это одиночные насекомые).
Дети рисуют в пустом окошке нужный значок, объясняют. На доске появляется правильный ответ.
Составь предложение (дополнительное, если остается время)
- Составьте предложение с названием любого знакомого вам насекомого.
Итог:
- Что понравилось?
- что было трудно?