Детское коллекционирование как проявление детской инициативы дошкольников
Детское коллекционирование как проявление детской инициативы дошкольников
Автор: Позднякова Людмила Анатольевна
На протяжении всего дошкольного детства большое значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Как важная движущая сила развития, познавательная деятельность, принимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но и является стремлением детей к поиску знаний; приобретения их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе взаимодействия и сотрудничества.
Период дошкольного детства характеризуется готовностью ребенка к познанию окружающего мира, к получению разнообразной информации, что способствует накоплению жизненного опыта.
Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста является коллекционирование.
Еще академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говорил, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
Являясь один из видов культурной практики, коллекционирование помогает расширять кругозор, развивать познавательную активность детей. В процессе коллекционирования у дошкольников происходит накопление знаний о данной коллекции, получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Коллекционирование способствует развитию у дошкольников таких качеств как: любознательность, аккуратность, наблюдательность, внимание, умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Цель детского коллекционирования заключается в развитии познавательной активности, интереса и деятельности детей дошкольного возраста путем создания коллекций.
В работе по коллекционированию ставятся задачи:
- развивать познавательный интерес и любознательность к окружающему миру
- формировать умения детей наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы
- обогащать кругозор детей и развивать речь
- формировать бережное отношение к хранению коллекций
- пополнять предметно-развивающую среду экспонатами коллекционирования
- активизировать участие родителей в образовательном процессе.
Для формирования интереса к коллекционированию и развития познавательной активности детей в нашей группе были созданы необходимые условия: в доступном для пользования детьми месте расположили зоны коллекционирования; коллекции оформили в красивые коробки, альбомы, папки; дети самостоятельно могли брать предметы коллекций. В процессе игры с коллекцией и выполняя различные упражнения учились сравнивать предметы, находить общие и отличительные признаки, делать логические выводы.
Организация работы с коллекцией проводилась в три этапа.
Подготовительный этап:
- накопление представлений у детей о коллекционировании
- беседы с детьми по выявлению у них интереса
Основной этап:
- чтение познавательной и художественной литературы
- привлечение детей к получению информации об экспонатах коллекций через интернет-ресурсы
- использование экспонатов коллекций в совместной деятельности детей и взрослых
- формирование у детей бережного отношения к коллекции
Заключительный этап:
- организация в группе выставки имеющихся коллекций для детей и сотрудников детского сада, а также родителей.
- презентация: «Наши коллекции».
В настоящее время коллекции нашей группы разные: конфетные фантики, ракушки, открытки, киндер-сюрпризы, магнитики, значки, карманные календарики и календари других видов, погремушки.
Интерес к коллекционированию у моих воспитанников возник тогда, когда я принесла в группу из дома небольшую коробку с фантиками, дети, рассматривая их, расспрашивали меня, откуда у меня их столько. С интересом слушали мой рассказ. Коробка не просто стала стоять на полке, дети часто пользовались ей: рассматривали фантики, сравнивали друг с другом, искали похожие по каким-либо признакам... А вскоре я заметила, что наша коробка с фантиками стала пополняться (дети приносили конфетные фантики для коллекции из дома), и нам пришлось сменить ее на большую по размеру. Мы постарались красиво ее оформить. Когда дети научились читать, в своих играх стали классифицировать фантики по названиям: ягодные, с орешками, детские, фруктовые, про животных...тогда решили оформить коллекцию в папке.
Следующей появилась коллекция из киндер-сюрпризов. Дети очень любят использовать дополнительным материалом в своих играх мелкие игрушки киндер-сюрприз, которые приносили из дома. Чтобы не потерять их, после игры складывали на полку, когда на полке стало мало места игрушки переместили в конфетные коробки. Так в группе появилась коллекция киндер-сюрпризов.
После летних отпусков группа пополнилась коллекцией ракушек с Черного и Азовского морей. Девочки нашей группы Даша и Вероника вместе с родителями ездили отдыхать на море, оттуда были и привезены ракушки для коллекции. Дети в группе проявили большой интерес к ракушкам: рассматривали и сравнивали их между собой, пытались услышать шум моря, прикладывая ракушки к уху, искали похожие и конечно много вопросов задавали девочкам: где нашли ракушку, сколько ракушек на море, кто жил в ракушке и другие. Коллекцию оформили в коробки, а также сложили в контейнеры. А узнать информацию о ракушках помогла познавательная литература.
Участвуя с детьми группы в проекте, посвященном годовщине Великой Отечественной войны и собирая разную информацию, чтобы оформить выставку обнаружили открытки, которые нам принес Артем. Открытки были старые, по словам Артема он нашел их у бабушки и попросил для оформления выставки. Дети с большим интересом рассматривали их. Открытки оформили в альбом, который постепенно стал наполняться. В альбоме появились открытки разной тематики: с 8 марта, Новым годом, днем рождения и другие. А у нас появилась коллекция открыток.
Начало новой коллекции положили маленькие карманные календарики, которые принесла в группу Кристина. Она рассказала нам, что календарики дома они собирают вместе с бабушкой. Коробку с календариками поставили на полку, а в группе было положено начало коллекции календарей, позднее она пополнилась: настенными, отрывными, перелистными, настольными календарями, календарями-закладками, календарями-домиками и другими видами.
В настоящее время в нашей группе есть первые экспонаты для новой коллекции - погремушек. Дети нашей группы еще маленькие и пополнять коллекцию помогают их родители. Уже сейчас наша коллекция не остается без внимания: дети любят играть с погремушками, рассматривать их, раскладывать по цвету и форме, слушать их звучание. Коллекция погремушек используется в музыкальных и физкультурных занятиях.
Познавательную деятельность детей надо поддерживать и направлять и конечно же помощь родителей в коллекционировании просто необходима. И чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, им были предложены консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности: «Что такое коллекция», «Что можно коллекционировать дома и в детском саду»; памятка: «Воспитаем коллекционеров», где родители смогли познакомиться о пользе данного метода.
После проведенного анкетирования родителей был выявлен уровень их педагогической компетентности в области детского коллекционирования. Анализ показал, что часть родителей и сами занимались коллекционированием в детстве: собирали фантики, открытки, марки и др.; часть родителей занимаются им и сейчас. В их коллекции входят: цветы, магнитики, круглые тарелки, календарики.
После проведенной работы с родителями я увидела, что многие из них стали проявлять интерес к собиранию коллекций, оказывать детям помощь: ходили в библиотеку за информацией, покупали познавательную литературу, помогали детям в оформлении коллекций и др.
Результат работы: у дошкольников появился интерес к коллекционированию. Дети стали активными и любознательными, научились доброжелательно общаться друг с другом, проявляют интерес к окружающему миру.
Наш опыт по коллекционированию ещё не очень большой, но уже позволил сделать вывод о том, что коллекционирование является доступным, интересным, результативным направлением работы с детьми дошкольного возраста; оно объединяет детей общей идеей, сплачивает их, и в семье появляется общий интерес, общее увлечение.