Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.11.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Управленческий проект "Здоровое питание - здоровый дошкольник"

Дата публикации: 2018-05-05 19:34:29
Статью разместил(а):
Мозговая Татьяна Ивановна

Управленческий проект

«Здоровое питание - здоровый дошкольник»

Автор: Мозговая Татьяна Ивановна

заведующий МБДОУ «ДС № 25», г. Братск, Иркутская область

 

Масштаб проекта: практико-ориентированный, открытый;  по времени: долгосрочный: сентябрь 2017 - апрель  2018 г.,; по количеству участников: фронтальный (коллективный) - педагогический коллектив,  дети  - (предположительно) 200 человек, родители (предположительно) - 50 человек.

Актуальность проекта.

В настоящее время сохранение и поддержание здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. N 1873-р   были приняты «Основы государственной политики РФ в области здорового питания на период до 2020 г.

Одним из «краеугольных камней» на которых базируется здоровье человека является сбалансированное, рациональное питание. В условиях неконтролируемого потока рекламы чипсов, кириешек, сникерсов и кока-колы у взрослых и детей формируются искажённые взгляды на питание с точки зрения  соответствия требованиям здорового образа жизни, и семейные традиции зачастую также не способствуют формированию его правильных стереотипов. Современные родители все меньше времени уделяют  правильному питанию детей. Они пытаются реализовать себя, делают карьеру, а дети переходят на второй план. Родители зачастую испытывают определенные трудности, что не могут найти достаточно свободного времени для приготовления пищи в домашних условиях, часто используют полуфабрикаты и фастфуды  и т.п., что не способствует укреплению здоровья. Так как детские привычки нередко имеют свойства закрепляться, есть  большая вероятность того, что в последующем характер  питания  не будет способствовать сохранению их здоровья. Именно в дошкольном возрасте важно целенаправленно формировать устойчивые мотивации на здоровый образ жизни.

Цель проекта: Создание условий для организации полноценного здорового питания в ДОУ и семье.

Задачи проекта:

Ø  Формировать у детей и родителей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Ø  Создать в ДОУ условия   для полноценного питания детей с раннего возраста;

Ø  Расширить знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

Ø  Внедрить новые конструктивные формы сотрудничества семьи и детского сада вопросам питания.

Предполагаемые результаты проекта:

ü  Повышение  компетентности родителей в вопросах рационального и диетического питания.

ü  Рост мотивации  к изучению проблемы здорового питания у всех участников проекта.

ü  Социальное взаимодействие на основе открытости, взаимообогащения, установления и расширения деловых и творческих связей.

ü  Улучшение  соматических  показателей  здоровья в ДОУ.

ü  Использование полученных знаний по данной теме в повседневной жизни.

Аннотация проекта.

Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.

Человек уже давно утратил способность интуитивно выбирать полезную для него пищу. Переедая одни продукты и недоедая другие, дети формируют не правильные  стереотипы пищевого поведения, которые, как правило, сохраняются на всю жизнь и приводят к ухудшению здоровья.

А может ли ребёнок дошкольного возраста самостоятельно оценивать своё питание? И может, и должен, если взрослые ему помогут. Дошкольники вполне способны владеть такими понятиями, как «разнообразие пищи», «режим питания», «гигиена питания». Для того, чтобы помочь детям усвоить эти понятия, родители и педагоги должны  знакомить с некоторыми физиологическими закономерностями, лежащими в основе рекомендуемых ими правил питания.

Высокая заболеваемость детей дошкольного возраста и отсутствие тенденции к ее снижению вызывает необходимость изыскания новых форм медицинского и педагогического  обслуживания дошкольников. Большинство детей дошкольного возраста нуждаются в активном и целенаправленном наблюдении и оздоровлении. От эффективности  мероприятий во многом зависит дальнейшая судьба ребёнка, его здоровье, физическое и психическое развитие. 

Сегодня существует проблема правильного питания в семье. По результатам анкетирования, 70% родителей не в состоянии обеспечить своим детям правильного питания из-за отсутствия теоретических знаний. Во многих семьях привыкли кушать солёное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое. Опросы показывают, что детей дома кормят однотипно. В лучшем случае - котлеты, картошка, в худшем - сосиски, макароны, пельмени.

Большинство родителей уповают на организацию питания в детском саду, при этом, не особенно утруждая себя организацией питания своих детей дома, несмотря на ежедневные рекомендации ДОУ. Особенно остро эта проблема проявляется в период адаптации, когда меняется пищевой стереотип ребёнка.

Большая доля ответственности за питание ребёнка ложится на детский сад. Это особенно актуально сегодня, когда на растущий детский организм влияют резкое ускорение темпов жизни, социальное и материальное расслоение населения, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменение условий воспитания в семье. В ДОУ стараются не только накормить ребёнка в соответствии с физиологическими потребностями, но и сформировать у него правильный стереотип пищевого поведения. Вся работа по организации питания строится  на основополагающем документе СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"  пункт XV. Требования к составлению меню для организации питания детей разного возраста.

Решение  проблем по питанию мы видим через реализацию проекта «Здоровое питание – здоровый дошкольник», который позволит создать в ДОУ оздоровительное пространство благодаря системе методической и медицинской работы, обеспечивающих деятельность педагогических кадров, обобщение и распространение опыта, формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Срок реализации проекта: 1 год

Участники проекта: педагоги, дети, родители, калькулятор программы «1С дошкольное питание», кладовщик, повара

Тип проекта: практико-ориентированный

Возраст детей, на которых рассчитан проект: от 1,5 до 7 лет

Данный проект предусматривает изучение вопросов культуры питания, потому что именно педагоги способны разбудить в сознании детей и родителей осознанную ответственность за здоровье.

Содержание работы над проектом по этапам:

Компоненты проекта

Формы работы

Дата проведения

1 этап – аналитико-диагностический

Сентябрь – октябрь 2017 г.

Цель: сбор информации по проблеме, формирование круга интересов

Работа с коллективом

1.      Изучение литературы, источников.

2.      Анализ заболеваемости дошкольников.

3.      Анализ организации  питания в целом.

4.      Методический семинар  по теме проекта

5.      Разработка меню в соответствии с  СанПиН 2.4.1.3049-13

1 нед. 09

2 нед 09

3-4  нед.09

1 нед.10

1-3 нед. 09

Работа с воспитанниками

1. Интервьюирование «Какие блюда я люблю больше всего»

2. Мониторинг состояния здоровья детей на начало проекта

3. Составление паспорта здоровья детей

1 нед.10

2 нед.09

1 нед. 10

Работа с родителями

1.      Анкетирование родителей «Питание в семье»

2.      Изучение степени потребности получения практических навыков

1 нед.10

 

2 нед. 10

Ожидаемые результаты 1 этапа:

Получение  данных об уровне знаний воспитанников, родителей по вопросам правильного питания, о состоянии здоровья воспитанников. Формирование  у родителей положительного отношения к сотрудничеству.

2 этап – практический октябрь 2017 – март 2018 г.

Цель: организация системы методической, медицинской, воспитательной и организационной работы  через использование разнообразных форм взаимодействия

Работа с коллективом

1.       Консультация СанПиН 2.4.1.3049-13 о питании дошкольников.

2.      День здорового питания

3.      Работа с сайтом  ДОУ: разработка вкладки «Меню в детском саду», «Советуют специалисты по питанию», «Вкусные истории»

4.      Семинар-практикум «Культура питание и здоровье»

3 нед. 10

 

Февраль18

 

10.2017-03.2018

 

Ноябрь 17

Работа с воспитанниками

1.        Тематическая НОД «Правила здорового питания»;

1.      «Что разрушает здоровье, а что укрепляет»; «Юный кулинар»; «Чем полезны молочные продукты», «Вершки и корешки»

2.      Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Семья», «Скорая помощь, «Больница»; дидактические игры «Съедобное-несъедобное», «Найди витамин», «Можно-нельзя»

3.      Продуктивная деятельность: Коллаж из этикеток продуктов «Полезное и вредное», Альбом о вкусной и здоровой пище; рисование, лепка, «Что растет на грядке», «Дерево жизни», выставка поделок из овощей.

4.      Викторина «Азбука питания»

10.2017-03.2018

Работа с родителями

1.      Рекомендации по питанию  для детей с патологиями

2.      День здорового питания

3.      Памятки «Готовим дома», «Питание в период адаптации ребенка к ДОУ»

4.      Консультация  «Учите детей правильно питаться»

5.      Родительский клуб «Едим дома»

6.      Викторина для родителей и детей «Кулинарный поединок»

7.      Практикум  для родителей по приготовлению блюд из меню ДОУ «Вкусные истории»

8.      Общее родительское собрание «Ток-шоу «Едим, чтобы есть  или едим, чтобы жить»

9.      Групповые родительские собрания

-дискуссия «Пищевые добавки»;

-дебаты «Кормим впрок»;

-круглый стол «Здоровый ребенок- успешная учеба»;

-круглый стол «Советы докторов»

 Декабрь

 

Февраль

09,03

 

Октябрь

 

Январь

Март

 

Декабрь

 

 

Октябрь

 

Октябрь-март

Ожидаемые результаты 2 этапа:

Установление партнерских взаимоотношений в процессе  рассмотрения проблемы. Повышение  уровня профессионализма воспитателей.         Повышение  компетентности родителей в вопросах питания.

3 этап - обобщающий  апрель 2018 г.

Цель: анализ  проведенной работы, эффективности проекта путем обобщения ППО по проблеме

Работа с коллективом

1.      Итоговый  Совет педагогов

2.      Обмен опытом работы участников проекта

3.      Поощрение воспитателей активных участников проекта

Май

Апрель

апрель

Работа с воспитанниками

1.      Подведение итогов мониторинга состояния здоровья детей

апрель

Работа с родителями

1.      Анкетирование

2.      Подведение итогов участия родителей в совместных мероприятиях

3.      Вручение грамот и благодарностей  родителям - активным участникам проекта

Апрель

Апрель

апрель

Ожидаемые результаты 3 этапа:

Повышение мотивации всех участников проекта к здоровому питанию и ЗОЖ. Оформление результатов проекта. Освещение результатов на сайте ДОУ. Изготовление методического пособия  «Рациональное питание дошкольников»

 

Ожидаемый результат реализации проекта:

Создание оздоровительного  пространства  ДОУ благодаря системе методической и медицинской работы, обеспечивающих деятельность педагогических кадров, обобщение и распространение опыта, формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Формирование позитивного имиджа ДОУ в микрорайоне. Улучшение показателей заболеваемости дошкольников.  Формирование  мотивации у всех участников проекта в выработке  правильных стереотипов пищевого поведения.

.  .  .

technologi.site
technologi.site