Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Социально-педагогический проект "Эффективное взаимодействие ДОУ с социальными институтами"

Дата публикации: 2017-09-14 15:16:05
Статью разместил(а):
Бобрик Ольга Александровна

Методическая разработка

социально-педагогического проекта

«Эффективное взаимодействие ДОУ с социальными институтами»

Авторы проекта: воспитатели  Бобрик О.А., Попова С.В. 

 

Срок реализации проекта: долгосрочный

Партнеры по проекту: МБОУ ДОД СЮН, Воинская часть 73420 о.Зеленый, Первичная организация Совета ветеранов №9

 

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница   в  жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социального воспитания, закладывается фундамент свободной личности.

Педагогический коллектив нашего ДОУ осуществляет свою работу по программе «Детство». Программа прошла многолетнюю апробацию, зарекомендовав себя как качественный программно-методический продукт обогащенного развития дошкольного возраста, обеспечивающий единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Но мы, педагоги современного дошкольного учреждения, столкнулись с актуальной проблемой: найти новые формы, новую модель, обеспечивающие успешное социальное становление детей.

Мы пришли к выводу, что особую актуальность приобретает использование инновационных технологий. Значимое место среди них занимает проектная технология, имеющая большие преимущества перед традиционными.

Данная технология позволяет реализовывать воспитательные и развивающие задачи и учитывает ведущую деятельность в дошкольном возрасте, а также активизирует познавательные потребности детей, умение работать в группе. Коллективные переживания сближают между собой детей и взрослых, способствует социальному воспитанию и свободе личности.

Рассматривая вопрос детально на заседаниях педагогических советов и творческих групп, мы разработали, а затем и осуществили  масштабный проект «Эффективное взаимодействие ДОУ с социальными институтами», направленный на развитие социальной активности, творческого потенциала и свободы личности ребенка дошкольного возраста.

Расширены границы проявления и раскрытия индивидуальности  и ребенка, и взрослого, благодаря построенным партнерским отношениям нашего ДОУ и других социальных институтов:

Ø МБОУ ДОД СЮН (далее станция юных натуралистов)

Ø Первичная организация Совета ветеранов №9

Ø Воинская часть 73420 острова Зелёный

Нам, педагогам, удалось найти путь создания условий, в которых появились новые возможности для раскрытия особенностей детей, их социального становления, как личности. В ходе реализации Проекта практико-ориентированная творческая деятельность организована таким образом, чтобы добиться эффективного взаимодействия различных учреждений, в полной мере реализовать права ребенка, формировать социально-ценностное поведение.

 Социальный  проект «Эффективное взаимодействие ДОУ с социальными институтами» - это модель построения позитивного взаимодействия дошкольного учреждения с социальным окружением.

Цель Проекта:

Ø Создание условий для социального становления личности ребенка

Ø Привлечение внимания взрослых и детей к актуальным социальным проблемам

Ø Включение дошкольников в реальную практическую деятельность по разрешению проблемной ситуации

Задачи Проекта:

Ø Формирование навыков социального поведения

Ø Освоение детьми способов получения информации и умение реализовывать её, ориентируясь на социальные интересы

Ø Развивать творческий потенциал, самостоятельность детей

Ø Научить детей ориентироваться в мире социальных отношений, привлекая для решения актуальных проблем знания из разных образовательных областей

Работа над проектом включала несколько этапов.

Организационный: определение проблемы, возможных вариантов ее решения, планирование предстоящей деятельности. В ходе организационного этапа мы выявили следующее:

Ø Социальное воспитание детей дошкольного возраста – актуальный вопрос

Ø Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность

Ø Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей социальной  среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, стремиться к творческому отображению познанного

Ø В условиях взаимодействии представленных учреждений ребенок сможет реализовать свое право на свободу выбора деятельности

Нами был составлен план по реализации Проекта.

Ø Анкетирование родителей по проблеме проекта.

Ø Создание предметно-развивающей среды с целью организации личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка

Ø Проведение семейных праздников, тематических выставок с целью развития способности ребенка реализовывать себя, позиционировать

Ø Совместные мастер-классы (работа в триаде Педагог – Ребенок- Родитель) с целью развития групповой сплоченности и эмоционального сближения

Ø Установление контактов с социальными партнерами с целью накопления опыта социальных взаимодействий

Ø Создание экспонатов для участия в городских конкурсах, объявленных станцией юных натуралистов

Ø Проведение  праздничных событий  «70 лет Сталинградской битвы», «День Победы», «День защитника отечества» с целью развития у дошкольников социальной уверенности и накопления опыта разновозрастного общения

Ø Организация продуктивной творческой деятельности с целью создания подарков для ветеранов, солдат воинской части

Ø Создание фотоальбомов «Слава защитникам Сталинграда», «Наши друзья – Станция юных натуралистов», «Наша Армия сильна» с целью освещения проекта

Второй этап – основной. На этом этапе принимались конкретные решения и их реализация на практике, промежуточное обсуждение полученных данных и их реализация на практике.

 Третий этап– описание Проекта, его экспертиза.

Анализируя результаты Проекта, мы обнаружили следующее:

Ø Участие в городских конкурсах, объявленных Станцией юных натуралистов, обогатило дошкольников знаниями о природе родного города, необходимости бережного к ней отношения. Дети были горды тем, что им удалось совместно с взрослыми создать различные устройства из ТБО, ориентируясь на социальные интересы. Дети испытали радость от того, что результаты их продуктивной деятельности стали значимыми для города

Ø Дети пришли к выводу, что в нашем городе живут замечательные люди, у них возникло желание стать такими же гражданами

Ø Удалось развить в детях уверенность, стремление к самостоятельности, жизнерадостность, привязанность к семье, воспитателям, желание осваивать новые знании и действия не только в рамках детского сада

Ø У детей обогащены социальные представления о людях – взрослых и детях, правилах отношений между ними

Ø Участники Проекта получили навык общения с представителями различных социальных институтов, осознали свою причастность к проблемам родного города, возможность решить предложенные проблемные ситуации собственными силами

 

Следовательно, возможно сделать вывод, что проектная технология является важным средством социализации дошкольников.

Благодаря проекту «Эффективное взаимодействие ДОУ с социальными институтами»:

Ø удалось найти точки конструктивного взаимодействия ДОУ с элементами социального окружения 

Ø осуществить поставленные цели в партнерских отношениях с Советом ветеранов: развитие нравственно-патриотического воспитания

Ø реализовать поставленные задачи в партнерских отношениях с воинской частью

Ø вся деятельность в нашем дошкольном учреждении построена с учетом современной ситуации развития системы дошкольного образования и особенностей дошкольного детства начала XXI века

Ø привлекли внимание педагогов, родителей к решению актуальной проблемы становления свободы  личности дошкольника в современном Российском обществе

Наш проект не закрыт, работа над ним продолжается, созданная нами модель взаимодействия с социумом поможет нам расширить эти  границы. В перспективе – установить конструктивные отношения с Волжской Оранжереей Волгоградского Регионального Ботанического Сада.

Цель:

Ø Привлечение  внимания к мало изученным культурным объектам родного города

Ø Познакомить с разнообразным миром растений

Ø Познакомить с трудом работников Оранжереи

Ø Раскрыть потенциальные возможности, способности в создании своего мини-сада в родном ДОУ

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание сделать свой город краше

Мы надеемся, что наш опыт по разработке и реализации Проекта «Эффективное взаимодействие ДОУ с социальными институтами» поможет педагогам ДОУ, родителям осознать важность социализации дошкольников, увидеть пути создания условий для проявления активности, самостоятельности, творчества детей в разных видах деятельности, способов обогащения сотрудничества со сверстниками, с взрослыми, с различными социальными партнерами.

.  .  .