Как поставить детский танец
Как поставить детский танец
Автор: Турецкая Ольга Андреевна
МБДОУ №73, г. Златоуст, Челябинская область
Чтобы поставить танец для дошколят, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности маленьких артистов.
Первым шагом к постановке детского танца является обучение детей ритмике (но мы помним, что предметом ритмики являются музыка и движение!), тем самым развиваем крупную моторику, координацию, мышечную память, чувство ритма, ориентацию в пространстве. Физиологи уже давно доказали, что движение тесно взаимодействует с памятью, речью, обучением, эмоциями и стимулирует мозг. Детский танец помогает развивать фантазию ребенка, его способность к импровизации. Музыкально-ритмическое воспитание является важной частью процесса формирования гармоничной личности, делает детей открытыми, общительными.
Ритмика позволит ребенку почувствовать сильную долю, останавливаться во время паузы и понимать, когда оканчивается музыкальный этюд.
Когда речь заходит о танце в детском саду, первым делом возникает вопрос, что танцевать, если у вас еще нет достаточного опыта в постановке, то самым верным вариантом будет взять описание танца у опытного педагога и по нему работать. Все- таки здесь хорошо срабатывает известный закон: «Копируй мастера, пока не научишься!».2
Подбираем музыку и просчитываем её. Отмечаем акценты. Наиболее выигрышно у детей смотрятся танцы с хорошей, быстрой и зажигательной музыкой, но и под плавную музыку надо учиться танцевать, но, в основном это старший дошкольный возраст. Музыку лучше подбирать известную.
Прежде чем учить танец, даём детям самим подвигаться под эту музыку. Перед первой репетицией проведите занятие в форме игры, на котором попросите маленьких артистов рассказать о том, что они представляют после прослушивания музыки. Также можно предложить детям пофантазировать и придумать ритмичные движения. В первых - это развивает творческое начало, а во вторых вы можете подглядеть в этот момент у детей несколько удачных движений и вставить их в свой номер.
Любое танцевальное произведение необходимо композиционно выстроить. Не ставьте слишком длинный танец – это не под силу детям дошкольного возраста.
Мы можем видеть хореографические произведения, которые сделаны «под музыку», т. е. хореограф равномерно распределяет танцевальный текст под музыкальные фразы и ритм, используя опять же равномерно расположенные паузы, акценты или остановки. На профессиональном сленге балетмейстеры называют такие постановки «решенные квадратно-гнездовым способом ».
Более интересны хореографические номера, созданные «в музыку», т. е. хореограф через движения и их композицию абсолютно точно передает мелодическое строение произведения, лексический танцевальный материал опирается на мелодическую линию, каждая хореографическая фраза точно сопрягается с фразой музыкальной.
Важно постановку детского танца, в отличие от взрослого, нужно всегда начинать с начала – первого музыкального эпизода. Дети должны точно представлять, как движения следуют друг за другом. Можно определить части в танце.
Условно, постановку танца можно разделить на 3 этапа: движения, рисунок, связки.
И первое что прорабатывается с детьми, это движения, но сразу сильно не закапывайтесь на этом этапе. Ваша задача познакомить детей с движениями для того, чтобы разучить танец полностью. Каждое движение обязательно должно иметь свое название словами и руками. Название словами вам поможет подсказывать на начальном этапе разучивания, а название руками поможет подсказать на последующих этапах, и даже на празднике.
По времени исполнения движения в танце делятся:
-унисон-все участники танца исполняют движения одновременно;
- канон - одно и то же движение или связка исполняются с опозданием на некоторое количество тактов;
- диалог - исполнители по очереди исполняют свои движения или связки;
- контрапункт - одновременное исполнение разной лексики.
После знакомства с основными движениями танца, переходим к разучиванию рисунка.
Сразу поговорим про разметку. Детям младшего дошкольного возраста легче ориентироваться в пространстве, если на полу есть разметка.
К рисунку танца присоединяем движения и связки, и прогоняем этот черновой вариант много раз, пока не увидите, что дети знают что-за чем. Особое внимание уделяем переходам от одной части к другой и переходам между рисунками. А дальше делаете то - же самое и параллельно работаете над отдельными кусками, в конце каждого занятия прогоняете танец полностью.
Это те основные моменты, на которые стоит обратить внимание, если вы собираетесь разучивать танец в детском саду, но так - же необходимо помнить, при кажущейся нам простоте движений, детям они даются с трудом, поскольку их мозг еще развивается, и только начинает накапливать информацию.
Важной частью танцевального номера является подбор костюмов.Костюм должен соответствовать тематике танца, быть удобным для исполнителя. Все детали детского костюма должны быть тщательно продуманы, так как в движении может что-то оторваться или расстегнуться, что может привести к непредвиденным ситуациям. Детям нравятся яркие костюмы. Они легче входят в «роль» и исполнение танца приобретает законченный вид.