Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование основ экологического сознания дошкольников через внедрение здоровьесберегающих технологий

Дата публикации: 2017-09-14 09:33:47
Статью разместил(а):
Чинаева Зиля Мансуровна

Формирование основ экологического сознания дошкольников посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Автор: Зиля Мансуровна Чинаева

(заведующий МАДОУ Детский сад №264 ГО г.Уфа, РБ)

     

Здоровое поколение, здоровый образ жизни – эти слова мы часто слышим в современном обществе. «Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это его успех, его личный успех» - это слова нашего президента России, В.В.Путина. 

Дошкольный мир – этот та отправная точка в жизни ребенка,  с которой формируются основы экологического сознания дошкольников и начинается отношение к здоровому или нездоровому образу жизни. Задача взрослых на этом этапе жизни малыша - сформировать правильное отношение к своему здоровью. 

В нашем детском саду № 264 ведется планомерная, целенаправленная работа по формированию экологического сознания дошкольников и здорового образа жизни среди всех участников образовательных отношений. Сформировать привычку к здоровому образу жизни – это главная и жизненно важная задача ДОУ.  

Мы понимаем, что самыми главными учителями для наших воспитанников являются родители и педагоги. Семья и ДОУ призваны в дошкольном детстве «заложить» основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.  

Наш детский сад является школой здорового стиля жизни для детей, где любая  деятельность носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует  воспитанию экологического сознания и потребности к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. 

Одним из приоритетных направлений образовательной работы детского сада является физическое направление. Работа строится в трех направлениях: с педагогами, с детьми, с родителями.  

Повышению профессиональной компетентности педагогов в ДОУ уделяется особое внимание. С  педагогами проводятся тематические педсоветы (согласно годового плана), семинары-практикумы по физической и экологической культуре, консультации по интересующим темам с приглашением специалистов. Воспитатели и специалисты детского сада  посещают городские и районные методические объединения, где пропагандируют свой опыт работы, занимаются  самообразованием, проходят курсы повышения квалификации и др. 

Педагоги  детского сада  личным примером способствуют поддержанию здорового образа жизни, участвуют в городских, районных, республиканских  спортивных мероприятиях: «Фестиваль «Здоровье», «Кросс наций», «Лыжня России», «Папа, мама, я – спортивная семья», соревнованиях  по волейболу.  Воспитатель, Камалова Е.А., и ее семья  являются победителями районного и городского конкурса «Папа, мама, я – спортивная семья». 

ДОУ является стажерской и пилотной площадкой по сетевому взаимодействию с ДИПО ИРО РБ по физическому направлению. Цель  сотрудничества - повышение профессионального уровня педагогов. Педагогами детского сада разработаны и апробированы исследовательские проекты: «Здоровейка», «Один день из жизни семьи Гильмановых», «Витаминка» и др.; цикл тематических занятий с внедрением  здоровьесберегающих технологий: сохранения и стимулирования здоровья; обучения здоровому образу жизни; также внедряются   коррекционные технологии.   

Педагоги детского сада проводят мастер – классы, открытые занятия для слушателей курсов повышения квалификации инструкторов по физической культуре Республики Башкортостан.  В рамках сотрудничества с ДИПО ИРО РБ был разработан исследовательский проект «Математика в бассейне». Инструктор по физической культуре, Николаева Е.В., стала победителем республиканского конкурса «Педагог – исследователь». 

Педагогический коллектив и сотрудники детского сада ведут многоплановую работу по сохранению и укреплению не только физического, но и психического здоровья своих воспитанников. Педагоги ДОУ взаимодействуют с Республиканским учебным  научно – методическим центром  (РУНМЦ). В рамках взаимодействия  проходит работа по определению и коррекции психоэмоционального фона в коллективе педагогов, воспитанников.  

Педагог – психолог ДОУ, Мухаметкулова В.И, проводит  обучающие  тренинги, мастер – классы, круглые столы, используя различные технологии, такие как: музыкальное воздействие; сказкотерапия; логоритмика; цветотерапия; арт-терапия; психогимнастика.  

Вышеперечисленные технологии способствуют ранней социальной адаптации; создают позитивное отношение к собственному телу, развивают способность управлять им;  умение понимать друг друга; учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; воспитывают доверительное отношение друг к другу; развивают невербальное воображение, образное мышление. 

Педагог – психолог и воспитатели детского сада стали участниками первого фестиваля медицинских работников «Арт - терапия», где представили свой опыт работы по работе с песком, его влиянии на физическое и психическое здоровье ребенка. 

Воспитателем, Адигамовой Г.Р.,  разработана и внедрена в работу авторская программа «Песочная радуга», которая была представлена в республиканском конкурсе «Воспитатель года РБ». Адигамова Г.Р. стала победителем в номинации «За творчество в профессии». 

В настоящее время в детском саду работает сетевая экспериментальная площадка БГПУ им. М. Акмуллы по теме «Применение информационных технологий в психолого – педагогическом сопровождении развития способностей и одаренности обучающихся в образовательном комплексе «детский сад – лицей». 

В детском саду  внедряются  информационно – коммуникационные технологии.  Педагоги и воспитанники используют в образовательном процессе   интерактивную доску,  мультимедийную установку, компьютеры, ноутбуки, планшеты. 

Информатизация открывает для педагогов новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику инновационных идей.  Однако, возникает вопрос о соблюдении требований к организации работы с интерактивным оборудованием — любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка. 

Поэтому мы следим за поддержанием  оптимального микроклимата. Неоднократно  проветриваем кабинет до и после занятий, а также проводим влажную уборку до и после занятий. Занятие с одной подгруппой длится от 20 до 25 минут. При этом дети проводят за экраном не более 7—10 минут. Согласно санпина. Все эти меры предупреждают негативное воздействие компьютеров на организм ребенка. 

Основными   формами  работы с воспитанниками по внедрению здоровьесберегающих технологий  являются: познавательные занятия, чтение художественной литературы, беседы, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, а также игры с элементами массажа,  релаксационные упражнения, спортивные занятия, посещение  бассейна, проведение праздников, соревнований. Воспитанники детского сада  ежегодно  участвуют в  олимпиаде «Мы Гагаринцы», где занимают призовые места  на муниципальном этапе.  

 Нетрадиционными методами  оздоровления воспитанников ДОУ является использование камешков Марблс в воде, в тёплое время года - игры с водой, самомассаж, ходьба босиком по песку. 

Работая с семьями воспитанников,  мы учитываем  личностный фактор. Для  формирования  основ экологического сознания дошкольников  и пропаганды ЗОЖ в семье помимо традиционных форм работы, таких как: собрания, консультирование, индивидуальные беседы, анкетирование и др.,  используем  положительный пример семей, где выросли профессиональные спортсмены.  Педагоги  приглашают  спортсменов в детский сад  на встречу с детьми и родителями. Встречи  проходят в нетрадиционной, дружеской обстановке и положительно влияют на формирование осознанного отношения к своему здоровью как у воспитанников, так и у родителей.  

Недавно в гостях побывал биатлонист, победитель заключительной гонки первого этапа Кубка мира в Эстерсунде и чемпион мира, обладатель золотой медали - Антон Бабиков. Детям было интересно узнать о победе чемпиона, как он к ней готовился. 

Именно в семье на ранней стадии развития ребенка должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и личным примером активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.  

Комплексно проводимая работа с детьми, педагогами и  с семьями воспитанников дает положительные результаты по формированию здорового образа жизни дошкольника.

.  .  .