Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Урало-Сибирская роспись»

Дата публикации: 2018-05-01 17:45:09
Статью разместил(а):
Васильева Наталья Александровна

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе

«Урало-Сибирская роспись»

 Автор: Васильева Наталья Александровна

МБДОУ № 73

 

Участники развивающего занятия: дети 5 лет.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Художественно – эстетическое развитие»:

-Познакомить с историей Урало-Сибирской домовой росписью.

- Развивать умение писать элементы Уральской росписи: ягодки, прописки, листья.

-Воспитывать интерес к Уральской росписи, любовь к родному краю.

Задачи ОО в интеграции:

 «Речевое развитие»: активизация словаря; Урало – Сибирская роспись, .

«Художественно – эстетическое развитие»: развивать художественно-эстетическое восприятие,

эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений.

«Познавательное развитие»: развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о Урало-Сибирской росписи.

Предпосылки учебной деятельности: формировать умение выполнять задание по заданному образцу ; умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих личностных качеств; формировать потребность ребенка  в общении со сверстниками и взрослыми; участие в совместной деятельности, адекватно понимает оценку взрослого и сверстника; формировать умение анализировать.

Оборудование для педагога: рисунки уральской росписи, презентация «Урало-Сибирская роспись. Готовые шаблоны посуды, разделочных досок раскрашенные в жёлтый цвет, мольберт, шкатулка, фишки для поощрения.

Оборудование для детей: 1/2 альбомного листа на каждого ребенка, гуашь, палитра, кисти №2, ёмкость под воду, влажные салфетки.

 

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) 

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель:

 Дети,  посмотрите, к нам на за пришли гости. Давайте, им улыбнёмся, с ними поздороваемся.

Дети, я очень рада видеть вас.

 Орг. момент 

Воспитатель: 

Ребята встанем в круг

А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.  

Психогимнастика:  «Лучик» 

К солнышку потянулись 

Лучик взяли, 

К сердцу прижали 

И друг другу отдали. (Дети выполняют) 

 

- Ребята а сейчас сядем рядком да, поговорим ладком

-Ребята, кто мне скажет? В какой стране мы живём?

Дети: Мы живём в России

- А какая у нас область?

Дети: Область у нас  Челябинская

-Ребята, кто мне скажет как называется, наш регион?

Дети: Южный Урал

Воспитатель: Молодцы

-А вы знаете, что в очень далёкие времена , правил царь Пётр 1. (Слайд№2)

Он послал людей из Сибири на Урал строить заводы, добывать железную руду.

Для людей переселившихся на Урал строили дома и украшали их резьбой снаружи

(слайд №,3,4).

Построив дома дереводелы уходили ,а люди оставались жить в этих домах и начинали грустить. Как вы думаете почему?

Послушайте сказку о том как ещё люди украшали избы, чтобы в них легко и уютно жилось.  

Воспитатель рассказывает сказку (сказка к конспекту прилагается) (слайд №6)

 по окончании сказки воспитатель задаёт вопросы детям

   -Понравилась сказка?

Дети: нам понравилась

-Кто мешал Еремею в доме спокойно жить?

Дети: мешали жить Кикимора болотной

-Кто помог эту нечисть прогнать?

Дети:  помог прогнать эту нечисть домовой

Что же Еремей увидел в своей избе когда проснулся утром? (роспись)

Дети: Еремей увидел роспись

Воспитатель:

-В жизни почти так и было в след за дереводелами потянулись красильщики- мастера которые расписывали избы из нутрии такими узорами.

-Такую роспись называли Уральской домовой.

-Как вы думаете почему роспись называли домовой ?

Дети:Потому что она украшала стены ,простенки, потолки 

Неподалёку от Челябинска есть село Нижняя Синичиха , там есть музей этой росписи.

Семантика росписи 

Каждый элемент в росписи прочитывался и имел своё смысловое значение.

Птицы - являлась символом счастливой жизни, они оберегали от злого человека, от несчастий. (слайд №7).

 Лев - охранял, оберегал семью

Цветы на дереве – родители, бутоны и ягодки-дети.

- Люди стали украшать не только стены, а  так же расписывали и посуду,  разделочные доски (слайд №8) , (слайд №9)

-Ребята,  какие элементы росписи использовали  мастера?

Дети: цветы, листья, ягоды

-Это Растительный орнамент,

- Ребята,  какие краски в Урало-сибирской росписи использовали мастера

Дети: (дети перечисляют цвета)

- А что вы чувствуете,  когда видите эту роспись?

-Сегодня мы с вами будем  расписывать посуду.

-Когда я пришла  утром на работу наши повара  были опечалены, все разделочные доски которые они используют для приготовления пищи, были некрасивые

- Ребята давайте поможем нашим поварам украсим доски Урало –Сибирской росписью

-Дети: конечно поможем

- Мастера расписывали стены как вы думаете чем? Пальцами

- Чтобы у нас всё получилось, давайте разомнём наши руки и ноги, я приглашаю вас поиграть а игру

«Затейники » (старшая группа)

Задача: учить детей ходить по кругу, взявшись за руки вправо, влево. Повторять движения за водящим. Развивать внимание, память, творчество. 

Описание игры: Выбирается  водящий – затейник, который встает в центр круга, образованный детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят:

«Ровным кругом друг за другом

мы идём за шагом шаг.

Стой на месте дружно вместе

Сделаем вот так…»

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение и все должны его повторить. Игра повторяется с другим затейником.

Правила: точно выполнять движения за затейником.

- Понравилась игра?

                                              

Социально-коммуникативное развитие/Познавательное развитие (коммуникативно-игровая деятельность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-коммуникативное развитие/Познавательное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественно –эстетическое развитие/Познавательное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественно –эстетическое развитие/Познавательное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественно –эстетическое развитие/Познавательное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие / Физическое развитие / Социально-коммуникативное развитие (игровая деятельность)

 

Ритуал приветствия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр слайдов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр слайдов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр слайдов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр слайдов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

«Затейники»

 

Слово.

Движение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово движение 

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками: потребность в общение со сверстниками, умение вступать в контакт, сплочение детского коллектива, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам деятельности.

Активизация словаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками: потребность в общение со сверстниками, умение вступать в контакт, сплочение детского коллектива, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам деятельности.

Активизация словаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками: потребность в общение со сверстниками, умение вступать в контакт, сплочение детского коллектива, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам деятельности.

Активизация словаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивать внимание, память, творчество.

 

Активно взаимодействует со взрослым и сверстниками, участвует в совместной игре. Сформирована мотивация. Развиты мыслительные функции.  Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. Обладает развитым воображением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активно взаимодействует со взрослым и сверстниками, участвует в совместной игре. Сформирована мотивация. Развиты мыслительные функции.  Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. Обладает развитым воображением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активно взаимодействует со взрослым и сверстниками, участвует в совместной беседе. Сформирована мотивация. Развиты мыслительные функции.  Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. Обладает развитым воображением.

 

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель:

-А теперь можно приступать к важному делу, присаживайтесь пожалуйста за столы

-посмотрите, что лежит у вас на столе

Дети: На столе шаблон разделочной доски

- У меня на мольберте два образца разделочной доски.

- Я украсила их ягодами, разного цвета, сейчас я покажу как, это нужно делать:

III.Практическая часть. (слайд №9). (слайд №10).

- Дети, мастера расписывали посуду  пальцами

Мы тоже попробуем

Обмакну  указательный палец в основной цвет (красный), затем в белый и пропишем ягодку.(в центре)

Таким образом выполняем ягодку. Не забывайте вытирать палец о влажную салфетку

Листок выполняем таким образом . Раскрасим его зелёным цветом в виде змейки. затем в центре пропишем пальчиком змейку белого цвета, затем пропишем середину ягодки, теперь нужно выполнить чёрным цветом : душку, травку в верхней части ягодки, внизу тоже будет травка.

- Ребята кто желает продолжить расписывать доску на мольберте?

- Выходи Серёжа

- Ребята Серёжа справился с заданием, Молодец!

-Чтобы у нас тоже всё получилось, давайте разомнём наши пальцы

Упражнение – разминка с кисточкой: 

Кисточку возьмем вот так, (показывают движениями рук)

Это трудно? Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз побежала наша кисть.

А потом, а потом кисточка бежит кругом.

- Пальцы размяли, теперь можно приступить к росписи разделочной доски

Дети оформляют доски

-Дети кто всё сделал прикрепите свою работу на мольберт,

- Теперь давайте полюбуемся нашими красивыми работами.

Игра «Наведи порядок»

 

 

 

                                               

 

 

Познавательное развитие / Художественно-эстетическое развитие/ Социально-коммуникативное развитие (игровая деятельность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие/ Познавательное развитие. / Речевое развитие (Двигательная деятельность)

 

 

 

 

 

Социально - коммуникативное развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическое развитие / Речевое развитие (Двигательная активность)

 

 

 

 

Художественно – эстетическое развитие.

Показ элементов росписи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

«Быстро встаньте, улыбнитесь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Наведи порядок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаблоны

Досок, палитра, гуашь, кисть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово. Движение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаблоны

Досок, палитра, гуашь, кисть

 

 

 

 

Движение. Слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальные ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

.

активизация словаря; Урало – Сибирская роспись, .

 

развивать художественно-эстетическое восприятие,

эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений.

 развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о Урало-Сибирской росписи.

 

 

 

 

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Формирование познавательных действий, становление сознания

Развитие воображения и творческой активности

 

 

 

 

Развитие двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Ориентировка в пространстве.

 

 

Воспитывать нравственные качества (доброжелательность, умение сопереживать, помогать)

 

Развитие мелкой моторики, умение координировать речь и движение. Активация словаря.

 

Вызвать у детей положительный отклик на предложение выполнить рисунок; закреплять умение последовательно и аккуратно закрашивать предметы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развита крупная моторика. Владеет основными движениями. Контролирует свои движения и управляет ими.

 

 

 

 

 

Активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместной игре.

 

 

 

 

У ребенка развита мелкая моторика. Может контролировать движение пальцев рук. Активно использует речь.

 

 

 

 

Ребенок обладает развитым воображением. Развита мелкая моторика. Проявляет ответственность за начатое дело.

 

 

 

 

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель:  

Воспитатель:

-С какой росписью познакомились?

-Почему её назвали домовая роспись?

-Что рисовали на стенах?

-Что ещё украшали этой росписью?

Выставка и оценивание работ.

- Дети чем мы сегодня рисовали?

-А кому мы помогли?

- Ребята кому было сегодня трудно?

 

 

 

 

Художественно – эстетическое развитие.

Социально-коммуникативное  развитие/Речевое развитие (коммуникативная  деятельность)

Беседа. 

 

Слово. Движение. Индивидуальные ответы детей.

Развитие социального и эмоционального интеллекта

Формирование адекватной самооценки

 

Использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний 

Обладает адекватной самооценкой

Умеет подчиняться правилами

Складываются предпосылки грамотности

 

СКАЗКА.

Жил в наших краях старик один и звали его Еремей. Зверя, птицу в лесах добывал, рыбу в реках, озёрах ловил, тем и кормился. Домишка хоть у него крепкий был, да тёмный неуютный. Плохо в нём жилось Еремею .Сядет Еремей чаю попить , а тут нечисть начинает всякая выползать, то кикимора болотная говорит зачем без меня чай пить сел. То пауки да по стенам бегают. Терпел, терпел Еремей да вон из дому то и убежал. Бродил по лесу Еремей, устал сел на пенёк ,вдруг видит стоит неподалёку от него человек росту небольшого. Ты кто спрашивает Еремей.

Я – домовой отвечает человек..Только не при деле стою жду может кто в к себе домой позовёт. А ты, что тоже бездомный?

Да дом -то  есть только не гоже там и рассказал Еремей всё. Эта беда не беда помочь могу ,только позови. Согласился дед. Пошли они к дому и слышат будто дом ходуном ходит. Домовой хитёр был и позвал он на помощь сову . Сова как ухнет Кикимора то и покатилась из дома прямо в болото. Домовой не растерялся расстегнул жилетку, а от туда голуби полетели белые испугались пауки да расползлись . Тут домовой как присвистнет и полезли по стенам вьюны да цветы красивые.  (Слайд №5)

Еремей стал домового то благодарить , а тот говорит ему подожди иди ложись спать утро вечера мудренее.

Утром проснулся Еремей и избу свою не узнал, все стены ,углы и простенки, потолки да двери узорами изукрашены! И так ему хорошо да легко на душе, что не высказать словами  (слайд №6) .

.  .  .