Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Урало-Сибирская роспись»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе
«Урало-Сибирская роспись»
Автор: Васильева Наталья Александровна
МБДОУ № 73
Участники развивающего занятия: дети 5 лет.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Художественно – эстетическое развитие»:
-Познакомить с историей Урало-Сибирской домовой росписью.
- Развивать умение писать элементы Уральской росписи: ягодки, прописки, листья.
-Воспитывать интерес к Уральской росписи, любовь к родному краю.
Задачи ОО в интеграции:
«Речевое развитие»: активизация словаря; Урало – Сибирская роспись, .
«Художественно – эстетическое развитие»: развивать художественно-эстетическое восприятие,
эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений.
«Познавательное развитие»: развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о Урало-Сибирской росписи.
Предпосылки учебной деятельности: формировать умение выполнять задание по заданному образцу ; умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих личностных качеств; формировать потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми; участие в совместной деятельности, адекватно понимает оценку взрослого и сверстника; формировать умение анализировать.
Оборудование для педагога: рисунки уральской росписи, презентация «Урало-Сибирская роспись. Готовые шаблоны посуды, разделочных досок раскрашенные в жёлтый цвет, мольберт, шкатулка, фишки для поощрения.
Оборудование для детей: 1/2 альбомного листа на каждого ребенка, гуашь, палитра, кисти №2, ёмкость под воду, влажные салфетки.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ННОД |
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы работы |
Наличие средства у детей |
Образовательные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам на за пришли гости. Давайте, им улыбнёмся, с ними поздороваемся. Дети, я очень рада видеть вас. Орг. момент Воспитатель: Ребята встанем в круг А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Психогимнастика: «Лучик» К солнышку потянулись Лучик взяли, К сердцу прижали И друг другу отдали. (Дети выполняют)
- Ребята а сейчас сядем рядком да, поговорим ладком -Ребята, кто мне скажет? В какой стране мы живём? Дети: Мы живём в России - А какая у нас область? Дети: Область у нас Челябинская -Ребята, кто мне скажет как называется, наш регион? Дети: Южный Урал Воспитатель: Молодцы -А вы знаете, что в очень далёкие времена , правил царь Пётр 1. (Слайд№2) Он послал людей из Сибири на Урал строить заводы, добывать железную руду. Для людей переселившихся на Урал строили дома и украшали их резьбой снаружи (слайд №,3,4). Построив дома дереводелы уходили ,а люди оставались жить в этих домах и начинали грустить. Как вы думаете почему? Послушайте сказку о том как ещё люди украшали избы, чтобы в них легко и уютно жилось. Воспитатель рассказывает сказку (сказка к конспекту прилагается) (слайд №6) по окончании сказки воспитатель задаёт вопросы детям -Понравилась сказка? Дети: нам понравилась -Кто мешал Еремею в доме спокойно жить? Дети: мешали жить Кикимора болотной -Кто помог эту нечисть прогнать? Дети: помог прогнать эту нечисть домовой Что же Еремей увидел в своей избе когда проснулся утром? (роспись) Дети: Еремей увидел роспись Воспитатель: -В жизни почти так и было в след за дереводелами потянулись красильщики- мастера которые расписывали избы из нутрии такими узорами. -Такую роспись называли Уральской домовой. -Как вы думаете почему роспись называли домовой ? Дети:Потому что она украшала стены ,простенки, потолки Неподалёку от Челябинска есть село Нижняя Синичиха , там есть музей этой росписи. Семантика росписи Каждый элемент в росписи прочитывался и имел своё смысловое значение. Птицы - являлась символом счастливой жизни, они оберегали от злого человека, от несчастий. (слайд №7). Лев - охранял, оберегал семью Цветы на дереве – родители, бутоны и ягодки-дети. - Люди стали украшать не только стены, а так же расписывали и посуду, разделочные доски (слайд №8) , (слайд №9) -Ребята, какие элементы росписи использовали мастера? Дети: цветы, листья, ягоды -Это Растительный орнамент, - Ребята, какие краски в Урало-сибирской росписи использовали мастера Дети: (дети перечисляют цвета) - А что вы чувствуете, когда видите эту роспись? -Сегодня мы с вами будем расписывать посуду. -Когда я пришла утром на работу наши повара были опечалены, все разделочные доски которые они используют для приготовления пищи, были некрасивые - Ребята давайте поможем нашим поварам украсим доски Урало –Сибирской росписью -Дети: конечно поможем - Мастера расписывали стены как вы думаете чем? Пальцами - Чтобы у нас всё получилось, давайте разомнём наши руки и ноги, я приглашаю вас поиграть а игру «Затейники » (старшая группа) Задача: учить детей ходить по кругу, взявшись за руки вправо, влево. Повторять движения за водящим. Развивать внимание, память, творчество. Описание игры: Выбирается водящий – затейник, который встает в центр круга, образованный детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят: «Ровным кругом друг за другом мы идём за шагом шаг. Стой на месте дружно вместе Сделаем вот так…» Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение и все должны его повторить. Игра повторяется с другим затейником. Правила: точно выполнять движения за затейником. - Понравилась игра?
|
Социально-коммуникативное развитие/Познавательное развитие (коммуникативно-игровая деятельность)
Социально-коммуникативное развитие/Познавательное развитие
Художественно –эстетическое развитие/Познавательное развитие
Художественно –эстетическое развитие/Познавательное развитие
Художественно –эстетическое развитие/Познавательное развитие
Познавательное развитие / Физическое развитие / Социально-коммуникативное развитие (игровая деятельность)
|
Ритуал приветствия
Просмотр слайдов
Просмотр слайдов
Просмотр слайдов
Просмотр слайдов
Физминутка «Затейники»
|
Слово. Движение.
Индивидуальные ответы детей.
Индивидуальные ответы детей.
Индивидуальные ответы детей.
Индивидуальные ответы детей.
Слово движение |
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками: потребность в общение со сверстниками, умение вступать в контакт, сплочение детского коллектива, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам деятельности. Активизация словаря.
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками: потребность в общение со сверстниками, умение вступать в контакт, сплочение детского коллектива, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам деятельности. Активизация словаря.
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками: потребность в общение со сверстниками, умение вступать в контакт, сплочение детского коллектива, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам деятельности. Активизация словаря.
Развивать внимание, память, творчество.
|
Активно взаимодействует со взрослым и сверстниками, участвует в совместной игре. Сформирована мотивация. Развиты мыслительные функции. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. Обладает развитым воображением.
Активно взаимодействует со взрослым и сверстниками, участвует в совместной игре. Сформирована мотивация. Развиты мыслительные функции. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. Обладает развитым воображением.
Активно взаимодействует со взрослым и сверстниками, участвует в совместной беседе. Сформирована мотивация. Развиты мыслительные функции. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. Обладает развитым воображением. |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ННОД |
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы работы |
Наличие средства у детей |
Образовательные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
Воспитатель: -А теперь можно приступать к важному делу, присаживайтесь пожалуйста за столы -посмотрите, что лежит у вас на столе Дети: На столе шаблон разделочной доски - У меня на мольберте два образца разделочной доски. - Я украсила их ягодами, разного цвета, сейчас я покажу как, это нужно делать: III.Практическая часть. (слайд №9). (слайд №10). - Дети, мастера расписывали посуду пальцами Мы тоже попробуем Обмакну указательный палец в основной цвет (красный), затем в белый и пропишем ягодку.(в центре) Таким образом выполняем ягодку. Не забывайте вытирать палец о влажную салфетку Листок выполняем таким образом . Раскрасим его зелёным цветом в виде змейки. затем в центре пропишем пальчиком змейку белого цвета, затем пропишем середину ягодки, теперь нужно выполнить чёрным цветом : душку, травку в верхней части ягодки, внизу тоже будет травка. - Ребята кто желает продолжить расписывать доску на мольберте? - Выходи Серёжа - Ребята Серёжа справился с заданием, Молодец! -Чтобы у нас тоже всё получилось, давайте разомнём наши пальцы Упражнение – разминка с кисточкой: Кисточку возьмем вот так, (показывают движениями рук) Это трудно? Нет, пустяк! Вправо-влево, вверх и вниз побежала наша кисть. А потом, а потом кисточка бежит кругом. - Пальцы размяли, теперь можно приступить к росписи разделочной доски Дети оформляют доски -Дети кто всё сделал прикрепите свою работу на мольберт, - Теперь давайте полюбуемся нашими красивыми работами. Игра «Наведи порядок»
|
Познавательное развитие / Художественно-эстетическое развитие/ Социально-коммуникативное развитие (игровая деятельность)
Художественно-эстетическое развитие/ Познавательное развитие. / Речевое развитие (Двигательная деятельность)
Социально - коммуникативное развитие.
Физическое развитие / Речевое развитие (Двигательная активность)
Художественно – эстетическое развитие. |
Показ элементов росписи
Физкультминутка. «Быстро встаньте, улыбнитесь»
Игра «Наведи порядок»
|
Шаблоны Досок, палитра, гуашь, кисть
Слово. Движение
Шаблоны Досок, палитра, гуашь, кисть
Движение. Слово.
Индивидуальные ответы детей.
. |
активизация словаря; Урало – Сибирская роспись, .
развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире, произведениях искусства и собственных творческих работах; способствовать освоению эстетических оценок, суждений. развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о Урало-Сибирской росписи.
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности
Развитие двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Ориентировка в пространстве.
Воспитывать нравственные качества (доброжелательность, умение сопереживать, помогать)
Развитие мелкой моторики, умение координировать речь и движение. Активация словаря.
Вызвать у детей положительный отклик на предложение выполнить рисунок; закреплять умение последовательно и аккуратно закрашивать предметы. |
Развита крупная моторика. Владеет основными движениями. Контролирует свои движения и управляет ими.
Активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместной игре.
У ребенка развита мелкая моторика. Может контролировать движение пальцев рук. Активно использует речь.
Ребенок обладает развитым воображением. Развита мелкая моторика. Проявляет ответственность за начатое дело.
|
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание ННОД |
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы работы |
Наличие средства у детей |
Образовательные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
Воспитатель: Воспитатель: -С какой росписью познакомились? -Почему её назвали домовая роспись? -Что рисовали на стенах? -Что ещё украшали этой росписью? Выставка и оценивание работ. - Дети чем мы сегодня рисовали? -А кому мы помогли? - Ребята кому было сегодня трудно?
|
Художественно – эстетическое развитие. Социально-коммуникативное развитие/Речевое развитие (коммуникативная деятельность) |
Беседа.
|
Слово. Движение. Индивидуальные ответы детей. |
Развитие социального и эмоционального интеллекта Формирование адекватной самооценки
|
Использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний Обладает адекватной самооценкой Умеет подчиняться правилами Складываются предпосылки грамотности |
СКАЗКА.
Жил в наших краях старик один и звали его Еремей. Зверя, птицу в лесах добывал, рыбу в реках, озёрах ловил, тем и кормился. Домишка хоть у него крепкий был, да тёмный неуютный. Плохо в нём жилось Еремею .Сядет Еремей чаю попить , а тут нечисть начинает всякая выползать, то кикимора болотная говорит зачем без меня чай пить сел. То пауки да по стенам бегают. Терпел, терпел Еремей да вон из дому то и убежал. Бродил по лесу Еремей, устал сел на пенёк ,вдруг видит стоит неподалёку от него человек росту небольшого. Ты кто спрашивает Еремей.
Я – домовой отвечает человек..Только не при деле стою жду может кто в к себе домой позовёт. А ты, что тоже бездомный?
Да дом -то есть только не гоже там и рассказал Еремей всё. Эта беда не беда помочь могу ,только позови. Согласился дед. Пошли они к дому и слышат будто дом ходуном ходит. Домовой хитёр был и позвал он на помощь сову . Сова как ухнет Кикимора то и покатилась из дома прямо в болото. Домовой не растерялся расстегнул жилетку, а от туда голуби полетели белые испугались пауки да расползлись . Тут домовой как присвистнет и полезли по стенам вьюны да цветы красивые. (Слайд №5)
Еремей стал домового то благодарить , а тот говорит ему подожди иди ложись спать утро вечера мудренее.
Утром проснулся Еремей и избу свою не узнал, все стены ,углы и простенки, потолки да двери узорами изукрашены! И так ему хорошо да легко на душе, что не высказать словами (слайд №6) .