Воспитание экологического сознания дошкольников

Дата публикации: 2018-05-01 11:51:29
Статью разместил(а):
Шишебарова Наталья Валериановна

Воспитание экологического сознания дошкольников

Автор: Шишебарова Наталья Валериановна

 

 Каждая наука, активно развиваясь, невольно изолируется от остальных. Стремление человечества познать мир, порой затмевает самого человека. По одному из определений, экология – это наука о законах, управляющих жизнью растений и животных в естественной среде обитания. О человеке в нем речь не идет. Складывается впечатление, что человек занимает позицию наблюдателя, а не является частью природы.   Длительное время человек и природа воспринимались как две разные составляющие мира. И сколько бы нам не внушали про любовь к окружающему миру, пока человек не осознает, что этот мир и есть он сам, эти внушения останутся только словами.

В последнее время пришло осознание того, что отсутствие личностного компонента в экологии парадоксально. А все потому,  что научный прогресс утрачивает всякий смысл, ибо  начинает работать против человека. Современная  образовательная система использует гуманизацию  и гуманитаризацию обучения и воспитания,  придерживаясь взгляда: человеческая цивилизация будет существовать, если мы научимся  воспитывать человека в любви к природе, к людям,  к самому себе. Формирование экологической культуры - это решение трех задач: пропаганда последствий загрязнения окружающей среды, экологизация экономического и производственного сектора, формирование экологического сознания.  Самая важная из них – третья задача, т.к. при ее решении, остальные отпадут за ненадобностью. Экологическое сознание  – это конечный  продукт нравственно-экологического воспитания.  На самых первых ступенях развития детей:   в семье, детском саду, школе - необходимо создать особые условия, при которых нормы нравственного отношения к природе станут в каждом ребенке внутренней потребностью личности.

Педагогический опыт указывает на то, что в воспитании нравственной  личности, используя определенный набор методов и приемов работы, нельзя добиться качественного результата на одном занятии. Подобная работа должна проводиться системно, с использованием  разнообразных  форм работы, видов детской деятельности, с  участием различных специалистов учреждения, через сотрудничество с социумом. При этом необходимо помнить о личностно-ориентированном подходе к детям. Необходимо организовать  взаимодействие  педагога с ребенком так, чтобы они оказались друзьями, сотрудниками на пути познания.

Прекрасные результаты дают творческое сотрудничество и взаимное уважение. Не секрет, что некоторым педагогам сложно перестроить образовательный процесс из традиционной передачи готовых знаний к развивающему обучению, к организации самостоятельного поиска знаний детьми. Они используют обучающие моменты в виде сплошных запретов: не рвать, не ломать, не обижать, не загрязнять и т.д. Многочисленные исследования психологов доказали, что сознание человека, а тем более ребенка,  не воспринимает частые отрицания. При большом количестве запретов в виде отрицаний, у ребенка могут формироваться и проявляться неадекватные реакции,   которые впоследствии зачастую приводят к психическим проблемам. Поэтому целесообразнее начинать экологические правила поведения в природе словами: «Можно!»,  «Нужно!» и т.д.  Лишь бы это было интересно ребенку, доступно, практично. Ребенок,  играя, всегда с радостью усвоит то, что сделает сам, даже относительно запретов.

Рассуждая о необходимости воспитывать и формировать личность, педагоги решают, какие ее сферы подвергнуться воздействию: рациональная, волевая, эмоциональная, личностная. Прежде всего,  ребенку надо дать понять, что окружающий мир и люди в нем – это зеркало, глядя в которое, он познает себя. Принцип зеркальности – один из самых сильных в психологической практике. Пользуясь им, мы способствуем росту экологического сознания, и тогда,  главной целью образования и воспитания становится  самая важная цель – познание самого себя через природу.

Для достижения этой цели система образования должна стать нравственно-ориентированной, где дети учатся использовать законы природы и общества, естественным образом вписываясь в требования и тех, и других. Сочувствие и сопереживание, умение поставить себя на место другого живого существа или предмета дают богатый опыт в выборе нравственного пути и решения посредством такого выбора внешних и внутренних проблем.

Большую помощь воспитателям и педагогам-психологам оказывают игры-беседы с перевоплощениями, предложенные Е.А. Алябьевой. Игры построены на анимизме детского мышления (одушевлении,   очеловечивании ребенком предметов), поэтому основой для игр является сказочное перевоплощение. Эти игры также можно использовать для коррекции негативных черт характера, развития эмоциональной сферы детей. Эти игры помогают детям понять себя и других, увидеть необычное в обычном, осознать мотивы поведения, воспитывают бережное отношение ко всему, что их окружает. Практика показывает, что положительная реакция обязательно проявляется.

После того,  как ребенок прочувствовал состояния, которые могут «испытывать» объекты и предметы,  он обязательно задумается, прежде чем обидеть, разрушить, уничтожить и т.д. В этих играх присутствует элемент психодрамы. То, что пропущено через чувства ребенка, обязательно оставляет след. Во всех играх присутствуют экологические образы: деревья, насекомые, растения, животные, птицы и др. Именно в них и предлагается ребенку перевоплотиться. Сначала   педагог использует небольшой  описательный рассказ, как бы вводя детей в ситуацию. Это может быть и жаркий летний день  на лугу, и улица большого города, и старый забор с паутиной, и  лесная тропинка, и горы,  пруд и др. Затем предлагает ребенку перевоплотиться (представить себя)  в маленькое деревце, в паучка, бабочку, муравья, цветок и даже лягушку. Дальше ребенок – персонаж наделяется внешними особенностями, особенностями поведения, самыми разными чертами характера (не всегда привлекательными),   привычками.

Педагог создает вокруг   ребенка-персонажа    проблемную ситуацию, например,  через отношение  окружающих к нему (не замечают,   смеются, могут обидеть), через природные явления, которые кажутся  настоящими испытаниями для персонажа (резкий ветер, гроза, дождь с градом). Когда  ребенок принял  на себя  образ, оценил ситуацию, в которой оказался, педагог интересуется его  мечтами, какую пользу он  приносит, что хорошего мог бы рассказать о себе, с кем дружит, чего   опасается, за что сердится и др. Вопросы – размышления помогают детям лучше разобраться в возможностях, желаниях, потребностях, особенностях окружающих объектов и предметов.

В поиске ответов на вопросы взрослого для ребенка открываются простые истины: окружающие объекты и предметы такие, потому что, по - другому,  быть не может и принять их надо такими,  какие они есть.   Вопросы – ситуации заставляют детей задуматься в определении собственных чувств, выборе  правильного поведения  и   позволяют ребенку сказать об этом  от лица персонажа. Вопросы-ситуации также  позволяют детям от лица персонажей выразить людям просьбы о помощи, советы, предложения о том,  как сделать   окружающий мир безопасным, дружественным. Ответы на эти вопросы, с умелой подачи взрослого,  и являются для детей сигналом к созидательным  действиям  или,  наоборот,  к прекращению разрушительных  действий.

Эти игровые приемы позволяют ребенку попытаться  примерить на себя чужой образ объекта, предмета, прочувствовать его характер, эмоциональное состояние. Способность поставить себя на место другого,  учит детей быть терпимыми, сопереживать. Помогать им в этом   надо с раннего детства, потому что дети, как никто другой, чувствуют душу в каждой травинке,  с которой разговаривают, которую отлично понимают. К сожалению,  такая радость общения, с возрастом утрачивается.  Поэтому целесообразно сегодня вести работу,  как по воспитанию экологического сознания детей, так и  работу по  изменению сознания родителей и педагогов в сторону нравственного отношения к миру, пока это не  станет   внутренней потребностью каждого.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений.- М.: ТЦ Сфера, 2002.-96с.

2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика Синтез, 2002. – 128 с.

3. Назарова Л.Д. Экология души: формирование нравственной позиции человека по отношению к миру.- ООО «ТЦ Сфера»  ж. «Управление ДОУ», 2007, №3.