Современная детская песня в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Дата публикации: 2018-04-25 18:04:12
Статью разместил(а):
Долотказина Марина Викторовна

Современная детская песня в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Автор: Долотказина Марина Викторовна

МДОУ № 73, г. Златоуст, Челябинская область

 

         Во все века люди высоко ценили духовно - нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Искусство продолжает достаточно широко проникать в общество, но все меньше влияет на духовное и социальное становление человека, становясь в большей мере средством релаксации и снятия напряжения. Дети все более раннего возраста увлекаются так называемой «попсовой» музыкой. 95% отечественной музыки пишется в примитивном миноре, что оказывает влияние на распространение среди подростков социальной апатии, нигилизма.

           В текстах популярных рок-групп практически отсутствуют нравственные общечеловеческие ценности, которые в той или иной степени высмеиваются и девальвируются. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше корректируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев.

         Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому, воспитанию нашего подрастающего поколения необходим поворот к жизненно - важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.

         Особая роль в духовно-нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду, в последующем - в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

         Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. Песня открывает перед ребенком красоту мира. В детском саду дети слушают музыку природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски слова, ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии. Слушая музыку природы, дети эмоционально готовятся к групповому пению. Важно добиться того, чтобы они различали в природе музыку, созвучную песне, которую будут петь.

            Моя главная цель, как  музыкального руководителя, не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. Ведь то, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Один из путей интенсификации духовно-нравственного воспитания - это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, классической и современной академической музыкой, авторской песней и т.п. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.

            Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. В ещё не столь отдаленные времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления. Ребёнок обязательно слышал колыбельные песни матери, народную музыку. Дети много и часто слышали музыку в исполнении членов семьи, во многих семьях устраивали коллективное домашнее музицирование. Детей также в обязательном порядке обучали игре на музыкальных инструментах. В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения ребёнок получал духовно и нравственно ценные музыкальные впечатления.

         «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии и звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.

         Каждое музыкальное произведение имеет некую «чувственную программу», разворачивающуюся во времени. Музыка может изображать какие - либо конкретные явления: шум ветра, плеск ручейка пение птиц – путём звукоподражания. Но и явления природы могут быть изображены по-разному: чириканье птички может быть радостным или встревоженным, шум волн умиротворённым или грозным. 

         Ведущим компонентом народной культуры, имеющим больше воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства.      Фольклор как форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее и, отображая новый социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время. 

         Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти- в труде, в праздники и в быту. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребёнка, условиям  жизни семьи и общины. Поэтому она имела ярко выраженный воспитательный характер, использовалась в формировании тех или иных качеств ребёнка

         Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие её музыки и слов, нравственное влияние содержания, коллективное воспитательное воздействие при исполнении, эстетика восприятия песни, оптимизм и другие настроения в зависимости от назначения песни. Поэтому в детском возрасте (в детском саду, семье) возможно, самое разное использование песни – от её разучивания до анализа содержания, музыки и настроения. 

         Детская народная песня, начиная от колыбельной, имеет  обычно очень простой музыкальный строй и почти не требует музыкального сопровождения. Она может исполняться детьми с голоса воспитателя детского сада, матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песню танцевальными движениями. Кроме того, народную колыбельную песню ребёнок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей. 

         Сегодня колыбельную песню, одну на всю страну, поёт телевизор: «Спят усталые игрушки…» По словам некоторых молодых мам, он с успехом заменяет их, освобождая минут 10, которые они раньше тратили на укачивание своего ребёнка. Грустно это слышать, потому что эти мамы не понимают, чего они лишают ребёнка. Ведь колыбельная неотделима от матери, её любящего сердца, поскольку важны не только музыка и слова, но и богатейшая гамма материнских чувств, которые, как невидимые нити, связывают самых близких людей: мать  её ребёнка или педагога-воспитателя и малыша. Не случайно горцы говорят про плохого человека: «Наверное, мать не пела над его колыбелью». Поэтому воспитательное значение колыбельной песни для развития ребёнка должно стать предметом обсуждения на родительских собраниях, в индивидуальных беседах воспитателя с родителями.  

         Содержание песен и авторских, и народных несет нравственный заряд. Дети из песен узнают, как живут люди, как заботятся друг о друге. Через содержание музыкальных произведений дети знакомятся с взаимоотношениями, обычаями, обрядами, с трудом взрослых и т.д. Так, например, в песне «А я по воду ходила...» поется о труде девушки, а в песне «Голубые санки» — о дружбе мальчика Вани и девочки Марины, которые быстро едут с горы на санках, сделанных старым дедушкой для маленького Вани.

        Воспитание любви, заботы, хороших, добрых взаимоотношений, общая деятельность объединяют детей, приобщают ребенка к нравственно-эстетической культуре. Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте. С поразительной быстротой дошкольники овладевают музыкальным наследием русского народа, что проявляется как в познавательном, так и в эмоциональном их развитии. Ведь искусство выражает все стремления и порывы человеческой души. Народные песни связаны с различными сторонами жизни народа. В них передаются его мечты, раздумья и надежды, которые воплотились в художественных образах русских народных песен.

         В процессе музыкального воспитания необходимо учить детей анализировать современные эстрадные песни (лучше всего начать с песен, предпочитаемых детьми), развивая тем самым человека, способного критически мыслить, а не просто воспринимать всю ту информацию, которая поступает через средства массовой информации. Особое внимание, следует уделять анализу текста песни, так как именно в нём заключено содержание основных идей, пропагандируемых автором, и, в дальнейшем, так легко усваиваемых детьми. Например, знакомясь с «Песенкой друзей» муз. В. Герчик у ребят можно спросить: «Чему нас учит эта песня?» (дружить – отвечают дети, не обижать своих друзей, не давать их в обиду)

         Не будем забывать, что песня состоит из двух взаимосвязанных "компонентов": музыки и текста (слов), поэтому и анализировать мы их должны во взаимосвязи, одновременно противопоставляя друг другу.

         Современным детям необходимы песни – детские,  светлые, задорные. Песня, это путеводная звезда, без неё нам взрослым было бы скучно жить на свете, а юному поколению тем более. В наше непростое время детям не хватает духовности, тепла и доброты. Все меньше внимания уделяется именно детской песне, все больше детишки спешат подражать взрослым, перепевая их песни. Помочь возрождению музыкальной детской культуры можно только сообща, безусловно, нужен энтузиазм не одного человека, а общества в целом.