Конспект НОД по окружающему миру «Зимние встречи в лесу»
Конспект НОД по окружающему миру для детей 5-6 лет
«Зимние встречи в лесу»
Автор: Володькина Ирина Фёдоровна
МДОУ «Сотницынский детский сад»
посёлок Сотницыно, Рязанская область
Образовательные области:познавательное развитие.
Интеграция видов деятельности: познание, коммуникация, социализация, физическая культура.
Вид занятия:познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром.
Формы образовательной деятельности: фронтальные.
Цель: способствовать познавательной деятельности детей направленная на знания о жизни диких животных и птиц зимой, о том как живая природа приспосабливается к условиям зимы.
Задачи :
Образовательные:
- организовать знакомство детей с дикими животными, их особенностями, со средой обитания и питания;
Воспитательные:
- организация понимание детей в зависимисти сохранение диких животных, от поведения человека в их среде обитания;
Развивающие:
- организовать практические действия детьми по отработке умения проводить несложные опыты, логические умозаключения;
- организовать контроль самостоятельных действий детей по ориентировке на листе (лабиринт).
Словарная работа:активизировать употребление прилагательных,глаголов в речи детей;ввести в активный словарь детей слова: лесные жители, лес, время года «зима».
Планируемый результат:
-знает характерные признаки зимнего времени года и соотносит c этим периодом особенности жизни диких животных и птиц,знает о повадках диких животных, чем питаются;
- появляется стремление бережно относится к природе, животным, птицам;
- ребенок может поддерживать беседу,проявляет любознательность;
- способен рассуждать и давать адекватные объяснения;проявляет интерес к выполнению игровых и физических упражнений.
Подготовительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц–хваста», «Лиса и кувшин», рассматривание картин, иллюстраций о диких животных, птиц. Чтение произведений Е.Чарушина «Трус», В.Бианки «Лис и мышонок», И.Соколов «Лоси», загадывание загадок о диких животных, чтение стихотворений про зимний лес,беседы на тему: «Время года-Зима», «Лес».
Оборудование: картина зимний лес, картинки с изображением следов разных животных; письмо от Старичка-Лесовичка, раздаточный материал на каждого ребёнка картинки для дидактических игр «Чей след?», «Кто чем питается?»; картинки с лабиринтом, карандаши, презентация.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.
Зима настала - снег лежит,
Давно уж птицы улетели.
Метелица в лесу кружит,
Под снегом распушились ели.
Нет у зайчика избушки,
Кто ему построит дом?
Он лежит,прижавши ушки,
Под ореховым кустом.
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении (о зиме).
Воспитатель: Как живется диким животным зимой? (ответы детей).
2. Сообщение новой темы.
Воспитатель: Сегодня утром я получила письмо от Старичка-Лесовичка, где приглашает нас на прогулку в зимний лес. Пойдёмте?(ДА).
Сначала мы с вами пойдем по дорожке. Дети идут спокойным шагом, снегу становится всё больше и больше, теперь мы идём по глубокому снегу, поднимаем ноги высоко, в коленях сгибаем. Вот очутились мы с вами в лесу. Посмотрите на экран,какой красивый лес!
Воспитатель: А вы как думаете какими словами можно назвать его?
(Зимний, красивый, снежный, волшебный).
Воспитатель: Да,он волшебный и я думаю,что нас ждет много сюрпризов, и мы встретим много интересного.
Воспитатель: Скажите, а кто живет в лесу. Лес для зверей - это родной и любимый дом,а мы пришли в гости, поэтому должны соблюдать опредёлённые правила.
Какие правила поведения в лесу вы знаете? (Нельзя шуметь,чтоб не спугнуть зверей,птиц. В лесу не надо убегать далеко, иначе можно заблудиться).
Как красиво в лесу, спокойно, тихо, а какой в лесу свежий воздух.
Ещё зимой на снегу появляются узоры из следов разных животных.
Давайте решим логическую задачу. Кто здесь прошел?
Поделимся на 2 команды чья команда быстрее отгадает чьи это следы.
Дидактическая игра «Кто какой след на снегу оставил».
- Как вы думаете чей след здесь лишний? (Медведя)
- Лесовичок очень удивляется, почему следы медведя и еще одного животного,
кого? (Ежа) он никогда не видел в лесу зимой. Как вы думаете, почему?
(ответы детей). Молодцы.
Старичок-Лесовичок задает вам вопросы и просит ответить:
3. Беседа «Что я знаю и чего не знаю о жизни диких животных зимой»:
- Кто меняет шубу зимой?
- Где и как добывают лоси корм?
- Как их выручают длинные ноги с раздвоенными копытами?
- Почему говорят, что волка ноги кормят?
- Почему зимой волки особенно опасны?
- Чем питается белка зимой?
- Хорошо или плохо приходится животным в студёную пору?
- Все ли животные хищники?
4. Дидактическая игра «Кто хищник, кто травоядный, кто всеядный?».
- Перед вами картинки животных разделите их на хищников, травоядных, всеядных. (Дети за столом делят картинки на 3 группы и объясняют почему они так разложили).
5. Лесовичок-старичок будет доволен, что вы так много знаете о лесных жителях. Но он просит помочь зайцу добраться до леса (дети садятся за столы и разгадывают лабиринт).
Кто-нибудь знает одинаковые ли лапы у зайца? (Ответы детей).
У зайца передние лапки – короткие, а задние – длинные. Когда он бежит, то задние лапки вперёд выкидывает. Вот получается, что следы от задних лапок оказываются впереди следов от передних. Заяц как будто сам себя обгоняет. И ещё: он может, не проваливаясь, проскакать по снегу, там где без лыж человеку не пройти. Почему, кто знает? Правильно, подошвы зайчишкиных лап покрыты густыми и мягкими волосиками, а пальцы широко расставлены – чем не лыжи! Попробуй догони! А от кого он убегает, кто знает?
Мы можем сделать с вами опыт, у меня в коробке снег: вот идет лось у него копыта и что происходит (палочка опускается в снег и проваливается), а теперь бежит заяц (к палочке прикреплен ватный диск) лапы зайчика не проваливаются.
Физкультминутка:
Зайцы скачут – скок-скок!
Да на беленький снежок
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
- Зимой в лесу голодно, но животные находят корм.
Лесовичок приготовил угощение для лесных друзей.
Но получат они его, только тогда, когда вы расскажете, чем питаются дикие животные зимой. А помогут вам картинки c дикими животными и корм.
Ребенок должен взять картинку дикого животного, подобрать для него корм.
Ответьте на вопросы:
Зайцы питаются зимой чем……….корой и ветками деревьев.
Белки зимой питаются………. семенами шишек.
Лисы зимой ловят …….мышей-полевок, зайцев.
Волки зимой питаются ………зайцами и другими животными.
Олени и лоси зимой питаются ………. ветками деревьев,травой, ягелем, который откапывают копытами из-под снега.
Воспитатель: читает стихотворения «Покормите этих птиц» А. Яшин.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо
Не богаты их корма.
Горсть одна и не страшна
Будеть им зима.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
-Но не всем птицам страшна зима. Есть такие птицы, которые остаются и зимуют у нас.
-А какие птицы остаются у нас на зиму и какие прилетают к нам зимовать,вы узнаете,отгадав загадки.
Загадывание загадок:
1. Возле дома,по дорожке,
Скачет, собирая крошки.
Друг синицы, голубей,
Серый, шустрый … (Воробей)
2. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (Снегири)
3. Белые щёчки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Жёлтая грудка -
Это … (Синичка)
4. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым
Кле-кле-кле поет со свистом? (Клёст)
- Молодцы ребята,вы отгадали все загадки о птицах.
- Давайте ещё раз назовём зимующих птиц (ответы детей).
- Молодцы.
- Давайте с вами поиграем.
Дидактическая игра «Кто здесь обедал?» (карточки на каждого ребёнка, карандаш, соедини птицу с кормом).
6. Подведение итогов.
- Лесовичок будет доволен, что вы так много знаете о лесных жителях.
- Вспомните, ребята: где мы путешествовали сегодня? Кого мы встретили в лесу?
А кого не встретили? Почему? Как нужно относиться к животным?
Рефлексия:
Ребята, о чём мы с вами сегодня беседовали?
Что вы узнали нового?