Условия повышения эффективности экологического образования в ДОУ
Условия повышения эффективности экологического образования в ДОУ
На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен мировым сообществом как "столетие окружающей среды". В этих условиях проблема экологического воспитания подрастающего поколения обретает особую значимость. Экологическое образование детей — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой.
Как отмечает А.В.Гагарин экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на усвоение систематизированных знаний о природе, умений и навыков природоохранительной деятельности, формирование общей экологической культуры.
По мнению учёных, наиболее значимые задачи, которые стоят перед экологическим воспитанием, — это воспитание любви к природе, стремление к общению с ней; вооружение знаниями об основных закономерностях развития природы; воспитание экологической культуры; воспитание гражданской ответственности за состояние природы. Таким образом, система экологического образования призвана, не просто соответствовать реалиям времени, а быть ориентиром на будущее, создавать материальные предпосылки для гармоничного развития человека.
Понятие "экологическое образование" применительно к детям дошкольного возраста по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду, чем воспитание бережного и заботливого отношения к природе. Экологическое образование дошкольника можно рассматривать как процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к природе, которое проявляется в поведении детей.
Н.А.Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Успех экологического образования во многом определяется постановкой этой работы в дошкольном учреждении, где значительная часть детей проводит свое детство и где впервые создаются условия для проведения систематической, целенаправленной работы в данном направлении.
Этимология понятия "условие" позволяет трактовать его, с одной стороны, как обстоятельство, от которого зависит что-либо (в нашем случае — реализация экологического образования в дошкольном образовательном учреждении) и, с другой, как обстановку для какой-нибудь деятельности, в которой что-либо осуществляется.
Оптимальными психолого-педагогическими условиями организации экологического образования дошкольников являются:
- эколого-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения;
- организация познавательной и экологической деятельности детей на основе их сенситивности к разным формам освоения мира природы.
Основное содержание экологического образования дошкольников — формирование у дошкольников осознанного отношения к природным явлениям и объектам, формирование в сознании детей представления о мире, как целостном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с этим миром.
Формируя систему знаний о природе, воспитатель учит детей:
- видеть и понимать связи между явлениями;
- эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает;
- практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.
Необходимым условием экологического образования дошкольников является создание развивающей экологической среды в ДОУ:
- cоздание в группе уголка живой и неживой природы;
- на территории дошкольного учреждения создание внешних природных зон (сад, огород, экологическая тропа, зона отдыха, "птичья столовая");
- включение экологических занятий в образовательный процесс ДОУ;
- взаимодействие с родителями с целью интеграции экологического образования с семейным воспитанием.
Технология экологического образования детей дошкольного возраста имеет следующие структурные компоненты: игры с экологическим содержанием; элементарная поисковая деятельность детей (опыты и наблюдения); трудовая деятельность детей на огороде, экологической тропе и т.д.; уход и наблюдения за обитателями уголка природы; кружковая работа; работа с родителями.
К основным методам и формам экологического образования детей дошкольного возраста относятся: экологические игры, например, «зоологические физкультминутки», настольно-печатные экологические игры типа «Птицы в природе - пирамидки», дидактические игры типа «Угадай, какой я зверь?» и т.д. Экологические игры помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
Специфической чертой методики экологического образования дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, отсюда видна роль, которая в экологическом образовании отводится созданию уголка природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов.
Совместная забота взрослых и дошкольников о растениях и животных в уголке природы является главным методом экологического образования — методом, которым обеспечивается развитие начал экологического сознания, первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в образовании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье. Для родителей можно проводить лекции и консультации по вопросам экологического воспитания ребенка в семье, но наиболее эффективным методом будет привлечение родителей к занятиям совместно с детьми.
Процесс экологического образования дошкольников в ДОУ, будет успешным и обеспечит его целенаправленность и эффективность если в его основу будет положена гармонизация взаимоотношений ребёнка с окружающей природой, имеет современное методическое обеспечение воспитательного процесса, которое учитывает все педагогические условия, обеспечивающие расширение позитивного экологического опыта ребёнка, содержательный аспект экологического образования обеспечивает системность воздействий на развитие личности ребёнка.
Список используемой литературы:
1. Алексеев С.В. Экология: наука и область образования: Методические рекомендации. — СПб.: Специальная литература, 1994. — 56 с.
2. Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования. // Педагогика. — 1997. — № 6. — С.116-119.
3. Гагарин А.В. Воспитание природой: Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания: Монография. — М.: Московский городской психолого-педагогический институт. 2000. — 232 с.
4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 60-68.
5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. — РнД: Феникс, 1996. — 476с.
6. Киселёва Г.М. Теория и методика экологического образования дошкольников. Учебное пособие для ДОУ/ ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», 2005 - 6-13с.
7. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. / Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
8. Пономарёва Л.И. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста о человеке как о части природы. – Тезисы нуч.-пркт. Конф.- Курган, 1998.
9. Рыжова Н.А. Наш дом — природа: Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7. — С.26-34.