Толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья

Дата публикации: 2018-03-31 19:41:50
Статью разместил(а):
Душко Татьяна Владимировна

Толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Душко Татьяна Владимировна

МБДОУ № 36 «Аленький цветочек», г. Калуга

 

Аннотация:  в статье рассматривается не толерантное отношение общества к детям с ограниченными возможностями. Создание условий соблюдения подходов и методов для развития детей с ОВЗ в ДОУ.

Annotation: The article does not consider tolerant attitude to society with children with limited opportunities. Creation of conditions for observance of approaches and methods for the development of children with HIA in the DOW.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, нарушения, образование, инклюзия.
Key words: children with disabilities, violations, education, inclusion.

В Федеральном государственном стандарте написано: инклюзивное образование предполагает, что это образование детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с детьми у которых нет ограниченных возможностей здоровья. В действительности сама концепция инклюзивного образования направлена на то, чтобы педагоги направили комплексный подход  и психолого-педагогическое сопровождение, ориентируясь на личностную индивидуальность каждого ребёнка.

  Когда то Л.С. Выготский, знаменитый психолог обозначил эту категорию детей, как аномальные дети. Он вложил в это понятие, что такие дети нуждаются в особом педагогическом подходе для их социализации. Л.С. Выготский подчёркивал, что дефект следует понимать, не как биологический эффект, а как социальный вывих. То есть  невозможность социализироваться обычным способом.

В годы перестройки наша страна присоединяется к мировой тенденции отказа от неблагозвучных терминов. Действительно, если мы пришли на помощь каким то людям, то наверное не корректно называть этих людей так, что каким либо образом уничижать человека с которым мы общаемся. Стали предлагаться разные замены некорректным словам в частности: дети с отклонениями в развитии, дети с проблемами в развитии. Но нам, как педагогам следует понимать, что этих детей видят так психологи. Для нас педагогов это дети с особыми образовательными потребностями. Само словосочетание выражает сущность того, как именно мы видим этих детей, как к ним относиться. Когда появилось выражение  « Дети с ограниченными возможностями», оно вызвало иронические суждения по поводу того, что – «А у кого возможности здоровья не ограничены?»

И оказалось, что это не ирония. На самом деле концепция инклюзивного образования к тому и ведёт, что общество должно осознавать, что у каждого человека есть ограничения возможностей. Например ограничения возможностей самореализации способностей... И эти ограничения следует не просто учитывать, а понимать, что это естественное явление и думать о том, что нам делать? Нам нужно требовать от всех, чтобы они были развиты очень хорошо во всех отношениях? Или нам нужно всё-таки принять то, что мы берём за основу? То есть те способности, что у человека есть. И далее стараемся развивать способности с тем, чтобы они были развиты на благо окружающих людей.

Нередко бывает, что уравниваются понятия «Дети с ограниченными возможностями» и «Дети инвалиды» В действительности же понятие «Дети инвалиды» иное понятие.     На сегодняшний день понимание инвалидности это то, что у человека имеются ограничения жизненной деятельности, обусловленное врождёнными, наследственными или приобретёнными заболевания и последствия травм.

 

Дети с ОВЗ Дети инвалиды

·         Нарушение слуха

·         Нарушение зрения

·         Нарушение интеллекта

·         Нарушение поведения и общения

·         Нарушение опорно-двигательного аппарата

·         Нарушение развития речи

·         Последствие травм

·         Саматические заболевания

·          Отклонение в развитии

 

Главной задачей инклюзивного образования, которая стоит перед  педагогом, включение ребёнка в детский коллектив. В Федеральном государственном стандарте прописаны необходимые требования для создания условий развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

·         Комплексный подход

·         Оборудование

·         Безопасная развивающая среда

·         Подготовка педагогов

·         Психологическая подготовка родителей

·         Доброжелательное отношение детей

В законе «Об образовании в РФ» ст.51 прописано, что педагоги обязаны создать необходимые условия для получения образования без дискриминации.  Качественного образования лицам с ограниченными  возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени, способствующие получению образования определённого уровня и определённой направленности. А так же  социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом для улучшения инклюзивного образования в дошкольных учреждениях с детьми с особыми образовательными потребностями, важным фактором являются профессиональное взаимодействие со специалистами. Только совместный коллективный труд позволяет создать стандарты и технологии нового поколения, имеющие огромную значимость в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Список литературы:

Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 26–30. – URL:  Кленова. Н. В. «Дополнительное образование » - 2006. № 3 – стр. 17 - 22