Толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья
Толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Душко Татьяна Владимировна
МБДОУ № 36 «Аленький цветочек», г. Калуга
Аннотация: В статье рассматривается не толерантное отношение общества к детям с ограниченными возможностями. Создание условий соблюдения подходов и методов для развития детей с ОВЗ в ДОУ.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями, образование, инклюзия.
В Федеральном государственном стандарте написано: инклюзивное образование предполагает, что это образование детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с детьми у которых нет ограниченных возможностей здоровья. В действительности сама концепция инклюзивного образования направлена на то, чтобы педагоги направили комплексный подход и психолого-педагогическое сопровождение, ориентируясь на личностную индивидуальность каждого ребёнка.
Когда-то Л.С. Выготский, знаменитый психолог обозначил эту категорию детей, как аномальные дети. Он вложил в это понятие, что такие дети нуждаются в особом педагогическом подходе для их социализации. Л.С. Выготский подчёркивал, что дефект следует понимать, не как биологический эффект, а как социальный вывих. То есть невозможность социализироваться обычным способом.
В годы перестройки наша страна присоединяется к мировой тенденции отказа от неблагозвучных терминов. Действительно, если мы пришли на помощь каким то людям, то наверное не корректно называть этих людей так, что каким либо образом уничижать человека с которым мы общаемся. Стали предлагаться разные замены некорректным словам в частности: дети с отклонениями в развитии, дети с проблемами в развитии. Но нам, как педагогам следует понимать, что этих детей видят так психологи. Для нас педагогов это дети с особыми образовательными потребностями. Само словосочетание выражает сущность того, как именно мы видим этих детей, как к ним относиться. Когда появилось выражение « Дети с ограниченными возможностями», оно вызвало иронические суждения по поводу того, что – «А у кого возможности здоровья не ограничены?»
И оказалось, что это не ирония. На самом деле концепция инклюзивного образования к тому и ведёт, что общество должно осознавать, что у каждого человека есть ограничения возможностей. Например ограничения возможностей самореализации способностей... И эти ограничения следует не просто учитывать, а понимать, что это естественное явление и думать о том, что нам делать? Нам нужно требовать от всех, чтобы они были развиты очень хорошо во всех отношениях? Или нам нужно всё-таки принять то, что мы берём за основу? То есть те способности, что у человека есть. И далее стараемся развивать способности с тем, чтобы они были развиты на благо окружающих людей.
Нередко бывает, что уравниваются понятия «Дети с ограниченными возможностями» и «Дети инвалиды» В действительности же понятие «Дети инвалиды» иное понятие. На сегодняшний день понимание инвалидности это то, что у человека имеются ограничения жизненной деятельности, обусловленное врождёнными, наследственными или приобретёнными заболевания и последствия травм:
- Нарушение слуха
- Нарушение зрения
- Нарушение интеллекта
- Нарушение поведения и общения
- Нарушение опорно-двигательного аппарата
- Нарушение развития речи
- Последствие травм
- Саматические заболевания
- Отклонение в развитии.
Главной задачей инклюзивного образования, которая стоит перед педагогом, включение ребёнка в детский коллектив. В Федеральном государственном стандарте прописаны необходимые требования для создания условий развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Комплексный подход
- Оборудование
- Безопасная развивающая среда
- Подготовка педагогов
- Психологическая подготовка родителей
- Доброжелательное отношение детей
В законе «Об образовании в РФ» ст.51 прописано, что педагоги обязаны создать необходимые условия для получения образования без дискриминации. Качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени, способствующие получению образования определённого уровня и определённой направленности. А так же социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом для улучшения инклюзивного образования в дошкольных учреждениях с детьми с особыми образовательными потребностями, важным фактором являются профессиональное взаимодействие со специалистами. Только совместный коллективный труд позволяет создать стандарты и технологии нового поколения, имеющие огромную значимость в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы:
1. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 26–30.
2. Кленова Н.В. «Дополнительное образование» - 2006. № 3 – стр. 17-22.