Использование авторских рабочих тетрадей в коррекционной работе с детьми
Использование авторских рабочих тетрадей в коррекционной работе с детьми
Автор: Егорова Оксана Юрьевна
МБДОУ № 20 «Кораблик», г.Верхняя Салда
ФГОС ДО внес изменения в профессиональную деятельность педагогов детских садов. Изменились функции педагога: главная - создавать условия к самостоятельному познанию и развитию детей.
Специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Важно, чтобы у ребенка к окончанию подготовительной группы в детском саду были сформированы волевая и мотивационная готовность к обучению в школе.
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования ДОО в соответствии с ФГОС ДО формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. Комплексный подход в коррекционной работе предполагает активное участие родителей, которые в состоянии все знания, навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни.
В организации коррекционной работы с детьми с ОНР одним из важных средств взаимосвязи воспитателя с родителями является индивидуальная тетрадь ребенка. Выполняя вместе с ребенком в тетради задания, родители закрепляют знания, умения и навыки, полученные на занятиях, и тем самым способствуют более успешному и быстрому продвижения ребенка в его развитии. Успех коррекционной работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей к выполнению заданий. Только тесный контакт в работе воспитателя и родителей ребенка с заключением ОНР может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему школьному обучению.
Рабочих тетрадей большое множество, но не всегда содержание удовлетворяет педагогов, так как у каждого ребенка свой путь развития. Здесь на помощь приходят авторские разработки, которые составляются с учетом индивидуального маршрута развития детей с ОВЗ, а конкретно с ОНР.
Авторские рабочие тетради будут полезны как воспитателю, так и родителям.
Задачи, которые решают предлагаемые пособия, это:
- способствовать речевому и интеллектуальному развития дошкольников с ОНР;
- обеспечить тесное сотрудничество воспитателей и родителей в реализации коррекционной помощи детям с ОНР.
В своем выступлении я хочу продемонстрировать и рассказать о следующих авторских рабочих тетрадях, используемых мною в работе:
Тетради для детей среднего дошкольного возраста.
Пособия включают задания по лексическим темам. В рамках каждой темы в занимательной форме представлены разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие у ребенка:
- лексики;
- грамматического строя речи;
- связной речи;
-зрительного восприятия;
- зрительно-моторных координаций;
- внимания;
- памяти;
- логического мышления.
Данные тетради являются адаптированным вариантом предлагаемых пособий на печатной основе для детей с ОНР и предложены нами для родителей. Задания тетрадей рассчитаны на весь учебный год и включают систему упражнений и игр по уточнению и расширению словаря по изучаемым лексическим темам. Отобранный лексико-грамматический материал включается в упражнения по формированию фразовой и связной речи. Предложены задания на штриховку, обводку, дорисовывание, так необходимые для развития мелкой моторики, ориентировки на бумаге и ускорят процесс формирования речи. Предлагаемые задания ребенок с помощью взрослого пытается выполнить в силу своих возможностей.
Задания и упражнения учитывают возможности детей среднего дошкольного возраста с ОНР, поэтому предлагаются в игровой и наглядной формах.
Не все задания могут быть доступны каждому ребенку, поэтому воспитатель, ориентируясь на индивидуальные возможности детей, рекомендует родителям выполнения определенных упражнений и заданий.
К каждой лексической теме подобраны загадки и стихотворения. В соответствии с рекомендациями воспитателя родители могут использовать в работе с этим материалом следующие приемы: отгадывание и заучивание загадок, заучивание стихотворений.
Тетради апробированы и успешно используются нами в настоящее время.
Тетради для старшего дошкольного возраста представлены в виде познавательной газеты «Почемучка» и альбомов сделанных родителями вместе с детьми.
Данный комплект предназначен для детей 5-6 лет с ОНР. На практическом материале лексических тем у ребенка происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи и совершенствуются психические процессы (внимание, зрительное восприятие, память, мышление), развивается мелкая моторика. Также происходит постепенное преодоление нарушений грамматического строя речи.
Цель данных пособий – привлечь родителей к выполнению несложных домашних заданий с детьми. Таким образом, происходит закрепление полученных на занятии знаний, умений, навыков.
Воспитатель информирует родителей о названии лексической темы и отмечает сроки ее изучения на подгрупповых занятиях. В течение этого времени родители дозированно занимаются с ребенком по альбому. Воспитатель на индивидуальных занятиях проверяет выполнение задания, отмечая усвоение материала по теме и обсуждая с логопедом группы характерные для каждого ребенка ошибки. Это позволяет оценить эффективность проделанной и наметить план дальнейшей коррекционной работы.
Выполняя предложенные в альбомах упражнения с опорой на картинки:
- родители получают более доступную информацию о том, что должен знать и уметь их ребенок по каждой теме;
- дети имеют возможность в игровой форме выполнять задания в альбоме под руководством взрослого.
Преимущество этих альбомов в том, что родителям не нужно переписывать домашнее задание, подбирать картинки, рисовать или наклеивать их в тетрадь. Красочные иллюстрации помогают поддерживать интерес ребенка к занятиям. Все это способствует преодолению лексико-грамматических нарушений и развитию навыков связной речи ребенка.
Система упражнений, предложенная в данных альбомах, основана на принципе постепенного усложнения материала. В процессе работы дети овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное речевое общение. Таким образом, у воспитанников улучшается речь, преодолеваются проявления ОНР.
Рабочие тетради для детей подготовительной группы.
В рамках каждой лексической темы в занимательной форме представлены разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие всех сторон речи, психических процессов, мелкой моторики.
Одна из частей пособия направлены на подготовку детей к обучению грамоте. Система упражнений и заданий способствует развития фонематического восприятия, слуховой и зрительной памяти, умение анализировать и синтезировать звуковой состав речи и подготавливает детей к освоению грамоты. Учитывая, что для детей характерны пониженная наблюдательность к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в пособие включены игры на развитие внимания и произвольного запоминания, большое количество ребусов.
Задания и упражнения учитывают возможности и возрастные особенности детей, поэтому предлагаются в игровой и наглядной формах. Все тексты, включенные в данное пособие, не предназначены для чтения детей, их читают взрослые, в случае затруднения рекомендуется совместное выполнение.
В комплекте есть рабочая тетрадь, предназначенная для формирования и развития у детей элементарных математических и геометрических представлений, логического мышления, графических навыков.
Вопросы и задания побуждают ребенка к размышлению, к осознанному понимаю необходимости проведения математических операций. Представленный в тетради материал направлен на формирование умения анализировать, обобщать, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Выполняя под руководством взрослого задания, предложенные в тетради, ребенок приобретает необходимые способности, которые помогут ему успешно учиться в школе.
Таким образом, разработка и применение рабочих тетрадей является эффективным средством самостоятельной работы родителей воспитывающих детей с нарушениями речи. Успехи детей стимулировали родителей к более тесному и активному сотрудничеству с педагогами в ходе различных форм педагогическо-просветительской деятельности: бесед, собраний, консультаций, семинаров, занятий. Это говорит и о результативности проведенного нами коррекционно-логопедического воздействия, а также о качественной апробации рабочих тетрадей, которые мы можем рекомендовать взрослым к использованию в коррекционно-образовательном процессе.