Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине

Дата публикации: 2017-09-12 21:58:22
Статью разместил(а):
Чупрова Наталья Александровна

Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к  малой родине в процессе реализации проекта  с региональным компонентом

Автор: Чупрова Наталья Александровна

старший воспитатель ГБДОУ НАО "Детский сад п. Красное"

 

Информация об опыте

 

   Условия возникновения опыта

       Государственное бюджетное образовательное учреждение ненецкого автономного оруга « Детсий сад п. Красное» расположено по адресу  Ненецкий автономный округ п.Красное, ул.Пролетарская, д.11. 

        В ДОУ функционируют 6 возрастных групп. Наполняемость ДОУ составляет 120 детей, 18 педагогов.

         В ДОУ создана материально-техническая база: имеется 4 кабинета: для специалистов , кабинет  старшего воспитателя, медицинский кабинет, музыкальный зал, физкультурный.

        Заключены договора о совместной работе с учреждениями социума:  С/К « Звёздный», ПЧ №2 п.Красное.

        Работа с детьми осуществляется  по «Примерной  общеобразовательной программе дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ».  В образовательном процессе используются программы дополнительного образования по реализации регионального компонента: О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры», А.Бурениной «Ритмическая мозаика»,  Е.Н. Окотэтто «Ненецкие подвижные игры в детском саду», П.А.Баракулева «Примерные конспекты занятий»,  М.Я.Бармич   «Ебцотано тохолку», С.В. Тайбарей «Программа по ненецкому языку  для подготовительной  к школе группы детских садов Севера». 

      Из 120 детей, посещающих детский сад, 75  являются детьми коренной национальности. При проведении первичной диагностики знаний детей по ознакомлению воспитанников с родным  краем были выявлены следующие результаты:  средний уровень – 49%, низкий уровень – 51%. Такие показатели побудили педагога на более углубленную работу по формированию и закреплению знаний детей о своем крае, в котором живут дошкольники.

Для формирования  у дошкольников  представлений  о своей малой родине была разработана  поэтапная система  формирования  знаний  об  истории и настоящем времени, традициях, достопримечательных местах.   

  Актуальность опыта.

Федеральный государственный образовательный стандарт  включает не только федеральный, но и  региональный компоненты. В настоящее время ощущается необходимость возрождения российской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности не только у взрослых, но и детей.

      ФГОС дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение     регионального компонента в систему образования разного уровня.

      В соответствии с ФГОС ДО содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей  в различных видах деятельности и охватить следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

        В содержании двух образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определено содержание по организации образовательного процесса в направлении воспитания   познавательного интереса к  малой родине. 

        В настоящее время, как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Дети страдают дефицитом знаний о родном городе, крае. А ведь наша история нуждается в том, чтобы нынешние и последующие поколения с интересом изучали и пропагандировали всё, что с ней связано. Пока мы интересуемся своей историей, своим прошлым, не забываем настоящего, – мы живём. Желание познать славное прошлое родных мест даёт импульс для развития любви к своей Родине. Чтобы развить у детей патриотические чувство к Родине, нужно «научить» быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.

          Педагогам дошкольных учреждений предлагается различная педагогическая и учебно - методическая литература, в которой представлены  разработки, рекомендации по ознакомлению детей с родным  краем. Но в этой литературе трудно найти целостный подбор средств, приёмов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

       Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повысить уровень знаний дошкольников о своём  крае, воспитания к нему патриотических чувств и недостаточной технологической проработкой этого процесса. Поэтому педагог постаралась разработать систему работы в этом направлении, которая способствует развитию у детей целостного восприятия окружающего мира, наглядно-образного мышления, творческого воображения, связной  речи, непосредственного эмоционального отношения к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям, стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.  

   Ведущая педагогическая идея опыта заключается  в определении  условий работы по формированию любви к родному краю, к своей малой Родине через внедрение   регионального компонента  в образовательный процесс ДОУ .

       Система  работы направлена на  знакомство детей с правилами культуры поведения в общественных местах  посёлка,  понимания необходимости согласовывать своё поведение с интересами общества, в  воспитании уважения к жителям  посёлка, в стремлении оказать помощь и поддержку другому человеку. Когда дети знакомятся с красотой родного города и посёлка, у них развивается эстетический вкус, желание жить в красоте.  Трудовое воспитание   формируется в ходе совместной с воспитателем самостоятельной трудовой деятельности дошкольников. Ребята  видят результат своего труда, и у них возникает желание трудиться на благо своей малой Родины. Умственное и речевое развитие осуществляется в процессе использования дидактических и словесных игр по данной теме, при выполнении различных индивидуальных заданий. При этом  у детей развивается связная речь, внимание, память, логическое мышление, умение самостоятельно делать какие-либо выводы 

Длительность работы над опытом  составляет  3 года, с сентября 2012 года по сентябрь 2015 года. Работа в этом направлении проводилась  поэтапно. На первом этапе  проходило изучение и подбор методической литературы, создание предметно-развивающей среды, оформление наглядно-демонстрационных и дидактических материалов. На втором этапе осуществлялось внедрение новых форм и методов воспитательно-образовательной работы с детьми и вовлечение родителей в педагогический процесс по данной теме. На третьем этапе устанавливалась динамика усвоения материала по ознакомлению детей с родным  посёлком, краем,  подведение итогов работы и определение её эффективности.

 

Теоретическая база опыта

Методически   работа базируется на современных кон­цепциях и теоретических трудах Е.Н. Окотэтто, П.А.Баракулева, С.В.Тайбарей  М.Я.Барнич    Р.И. Канюкова, Л.Я. Талеева, А.И.Пичкова, П.А.Явтысого 

            Авторы рассматривают дифференцированность и поэтапность  внедрения  регионального компонента в воспитательный  процесс. Отмечают необходимость того, чтобы  у ребёнка формировалось чувство любви к Родине. Воспитание   эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живёт, развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания узнать больше об особенностях края;  стремления принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю, – вот далеко не полный перечень задач стоящих перед воспитателем. 

Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности.

Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности.

Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к  природе; дети получают право на саморазвитие.

 Поэтому одним из основных средств развития знаний у  старших дошкольников о своей малой Родине является метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. По исследованиям психологов  Н.Н.Подъякова,  Д.Б.Эльконина старший дошкольный возраст характеризуется наиболее устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам синтеза; самооценке, стремлением к совместной деятельности. Данные утверждения  позволяют использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста метод проектов.

            Новизна опыта заключается в использовании проектной деятельности  по ознакомлению старших дошкольников с родным  посёлком, краем,  создании развивающей среды, введении в педагогический процесс разнообразных форм обучения и воспитания, комплексное обучение на занятиях и вне занятий.

  

Технология опыта

Цель опыта:   развивать у старших дошкольников интерес к родному краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего/ 

Задачи: 

  • изучение методической литературы по данному вопросу;
  • определение  положительного результата  в воспитании детей при использования в работе      регионального компонента;
  • систематизация методов, приемов и дидактического материала по использованию регионального компонента в работе педагога;
  • определение эффективности предложенных разработок по регионализации учебно- воспитательной деятельности в ДОУ.

Первый этап работы в рамках проекта  включал в себя изучение  методической  литературы по данной теме, подбор вопросов для диагностики знаний, умений и навыков детей, выявление начального уровня знаний о родном крае, у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1).

Второй этап включал в себя организацию работы по проектному методу. Был разработан и реализован педагогический проект  «Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом» (Приложение 2). Основным моментом данного этапа являлась апробация выбранных форм и методов работы.

   Третьим  этапом было проведение мониторинга знаний, умений и навыков детей. Проанализирована динамика формирования знаний по краеведению у детей, которая доказала результативность использования выбранных форм и методов работы, правильность их комбинирования и актуальность использования.

       Для успешной реализации педагогического проекта использовались разнообразные формы организации деятельности: реализации поставленных задач.

 

Таблица 1

Организация учебно-воспитательного процесса

для реализации проекта с региональным компонентом

 

Направление работы

Вид работ

Содержание

Организация предметно – развивающей среды

Оформление «ненецких» уголков в группах

- традиционные игрушки;

- национальная одежда и обувь;

- предметы обихода и т.д.

Работа с родителями

- оформление уголков ненецкого языка,

Открытые мероприятия

 

 

 

 

 

 Пособия   для проведения непосредственно образовательной деятельности данной тематики

- материал для закрепления лексического материала;

- Стихи для заучивания;

- Диалоги

- Словарики лексических групп по следующим темам: «Одежда», «Животные тундры», «Пища и посуда»  

 

 

- создание фото – инфомационных альбомов:

«Птицы нашего края»,

«Рыбы нашего края»,

«животные нашего края»,

«Растения нашего посёлка»,

« Наш посёлок» (Приложение№3)

Организация учебно – воспитательной деятельности

Был разработан перспективный план работы с детьми для старшей и подготовительной к школе группах

(Приложение 4)

Организация занятий по ненецкому языку

Познавательные занятия по ознакомлению детей с  жизнью и бытом 

Конкурсы рисунков на тематику «Родной край»

Осуществляется по программе и методическим материалам «Родной (ненецкий) язык в ДОУ»

Организация работы кружка по ознакомлению с этнографией

Работа кружка строится на основании программы «Как живут дети в тундре?»

 

Межпредметные связи

Соотнесение основных понятий, предусмотренных программами обучения и воспитания в детском саду (на русском и ненецком языках)

Проведение режимных моментов

- проведение режимных пауз;

- ненецкое речевое оформление

 

Игра

- предметы декоративно – прикладного искусства;

- национальные игры;

- речевое оформление игровой деятельности

Итоговое обобщение

Организация праздников и развлечений  - стали традициями ДУ (проводятся ежегодно)

Конспекты праздников и развлечений

см. (Приложение 5).

Обобщение материала учебного года:

- песни на ненецком языке;

- стихи ненецких поэтов;

- инсценирование устного народного творчества

 

По направлениям деятельности  были включены разные формы  работы  с учётом возможностей и особенностей детей  группы.

Развитие речи: Чтение и инсценировка народных сказок

Развитие элементарных математических представлений: составление ненецкого орнамента из геометрических фигур; составление и решение текстовых задач, которые построены на местном материале.

   Знание регионального материала используется на занятиях по ИЗО при аппликации, лепке.   Работа велась по темам:

  1.   Наша Родина – Россия. Ненецкий автономный округ. Посёлок Красное (глобус, карта, картинки о тундре, описание тундры в стихах, рассказах, книга П.А.Явтысого «Морошковый край» и т.д.).
  2. Животный и растительный мир тундры. Особенности времён года на Севере (долгая суровая зима, короткое лето, иногда жаркое, иногда холодное и дождливое, наблюдения детей, картины, рассказы детей).
  3. Растения нашего края. Деревья: ель, карликовая берёза, ольха, ива, рябина, красная и чёрная смородина. Ягоды: морошка, брусника, черника, голубика, вороника (психа). Грибы: белые, красноголовики, моховики, сыроежки, мухоморы (ядовитые). Экскурсии в лес.
  4. Знакомство детей с «Матушкой Печорой» (где берёт начало, протекает, красота, богатство реки, экология). Экскурсии к реке в разное время года, рассматривание картинок рыб – сёмга, нельма, омуль, щука, язь, окунь, ёрш. Труд рыбаков летом, зимой, рыболовецкие участки, где ловят рыбу. Игры с детьми: «Ловля рыбы», «Рыбаки и рыбки».
  5. Жители Ненецкого автономного округа – люди разных национальностей, о приветливом отношении северян друг к другу.
  6. Город Нарьян-Мар – столица округа. Рассматривание иллюстраций в книгах об округе и городе. Улицы города: Ленина, Выучейского. Хатанзейского, Тыко Вылка, Смидовича и др. Почему так названы?  Морской порт, мясокомбинат, почта, телеграф, парикмахерские, магазины, школы, музей, различные дома. Слушание грамзаписей песен о Нарьян-Маре, о тундре:

·         «Оленёнок» Сл. Пичкова А., муз. Пайкина.

·         «Тундра» Сл. А.Пичкова.

·         «Нарьян Мар мой, Нарьян –Мар» Муз. Пономаренко.

·         «Город Ясавей» Сл. Журавлёва, Муз. Черновой

·         «Ехал ненец на оленях» Сл.В Ледкова

·         Ненецкие народные песни.

  1. Посёлок Красное.

Отчего так называется, местонахождение, природа (тундра, сопки, болота, озёра, речка и т.д).

Прогулки по посёлку. Экскурсии: в мехпошивочную мастерскую( рассматривание готовых изделий мастериц, бурки, тапочки, сувенир, обращая внимание на красоту узора, на аккуратность изделия); на пекарню (как пекут хлеб); в школу; в музей, в интернат (чьи дети там живут и почему).

  1. Ненецкие сказки: «Кукушка», «Хозяин ветров», «Сова и куропатка» и другие. Знакомство с ненецкими поговорками, загадками, стихами.

Дидактическая игра Дидактические игры, содержащие местный колорит, помогут дошкольникам познакомиться ближе с материальной культурой ненецкого народа. Многими исследователями отмечена положительная роль дидактической игры на формирование психических процессов памяти, внимания и восприятия.

Игры:

- «Назови цвет»

- «Чудесная сумочка»

- «Назови узор и обведи»

- «Ягоды тундры»

- «Животные тундры»

- «Зимующие и перелётные птицы»

- «Одень куклу»

- «Назови цвет»

- «Чудесная сумочка»

- «Назови узор и обведи»

- «Ягоды тундры»

- «Животные тундры»

- «Зимующие и перелётные птицы»

- «Одень куклу»

- «Деревья нашего края»

- «Профессии»

- «Необходимые предметы и вещи для оленевода»

- «Предметы для охотника»

- «Предметы для рыбака»

- «Найди своего оленя по рогам» и др.

Организация и проведение подвижных игр.

         Подвижные игры занимают центральное место среди игр с правилами, и всегда используются при организации таких режимных моментов, как прогулка и физкультурные занятия. Ненецкие подвижные игры развивают основные движения: ходьбу, бег, лазание, прыжки. Способствуют формированию таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, смелость, настойчивость, решительность.

Знакомство с ненецкими песнями. К истокам ненецкой культуры приобщаем детей и при прослушивании и разучивании  песен на ненецком языке.

          Викторины, конкурсы; беседы (с использованием наглядного материала, схем, рисунков, фотографий); целевые прогулки, экскурсии (к окружающему объекту); обыгрывание различных ситуаций (правила поведения на улицах  поселка и в общественных местах).

               Интегрированное   занятие,  которое готовится  воспитателями  групп совместно со специалистами ДОУ (с воспитателем по ненецкому языку, с музыкальным руководителем, с воспитателем по физической культуре и психологом ДУ)   является неким итогом  работы всех направлений  по воспитанию познавательного интереса к малой родине старших дошкольников.   

              Работа по теме опыта невозможна без тесной связи с семьями воспитанников. С ними была проведена работа о необходимости пополнения предметно-развивающей среды в групповой комнате по ознакомлению детей с родным  краем. Родители приносили разные вырезки из местных газет о каких-либо мероприятиях, которые проходят в нашем городе и фотографии различных выставок, мероприятий, на которых они побывали со своими детьми.     

        Было проведено анкетирование на тему «Знаете ли вы свой город?»,  из которого можно было сделать вывод, что родители имеют весьма поверхностные знания о городе и округе.  На  собраниях родители знакомились  с работой, которая проводится с их детьми в детском саду по ознакомлению с родным городом/поселком. Подчёркивалась необходимость единства воспитательных воздействий на ребёнка в детском саду и дома. У родителей формировалось понятие, что знакомство с родным городом и воспитание патриотических чувств к своей малой Родине очень важно для полноценного развития ребёнка. Педагог давала советы родителям, чтобы взрослые в выходные дни  посещая Н-Мар, знакомили  своих детей с центром нашего города, с его памятниками, так как возможности посетить эти места воспитателю с детьми не всегда есть.

        Для родителей  воспитанников проводились консультации на темы: «Познакомьте ребёнка с родным городом», «Давайте поможем детям полюбить свой город»,  из которой они узнали более подробную информацию о детстве и юности академика, в честь которого назван наш город.  

         В родительском уголке выставлялись консультации на темы «Безопасность детей на улицах города/посёлка», «Трудиться – значит любить свою Родину», «Семья – это маленькое государство», «Зелёные уголки нашего  посёлка», «Как можно провести с ребёнком выходные дни ». Все эти консультации у родителей вызвали большой интерес. Большинство из них старались воплотить в жизнь рекомендации, которые они получали в детском саду.

       В честь Дня  села  каждый год организовывался конкурс «Мой любимый  поселок  Красное». Родителям предлагалось  вместе с их детьми нарисовать    самое любимое  место в  поселке или за ним, где они любят отдыхать.  

        С интересом все вместе участвовали в конкурсе   «Я люблю свою семью», где каждая семья должна была нарисовать свой семейный герб. Семья – это маленькое государство со своими законами, особенностями, интересами.  

       Родители  воспитанников оказывали помощь в изготовлении кормушек для птиц, которые вывешивались  на участке детского сада в холодное время года. Тем самым дети чувствовали заботу своих родителей о птицах, живущих в нашем городе, что немаловажно в воспитании подрастающего поколения. Также родители детей, которые посещают нашу группу, участвовали в благоустройстве территории детского сада, помогая делать территории дошкольных учреждений нашего города красивыми.

                                             

 Результативность

             Представленная в опыте система работы по реализации педагогического проекта  позволила добиться положительных результатов в формировании знаний у детей о своём городе, воспитанию к нему патриотических чувств и развитию у дошкольников связной речи.

         Представленные результаты диагностического обследования знаний дошкольников о родном  крае свидетельствуют в основном о положительной динамике отслеживаемых показателей. Если сравнить выпуск детей 2012 года и 2013 года, можно наблюдать, как повысился их уровень знаний. В 2012 году со средним уровнем выпустились из детского сада 62 % воспитанников, с высоким – 38%, а уже в 2013 году средний уровень составил 53%, высокий – 47%. Сравнивая 2013 год (49 % детей со  средним уровнем,  низким 51%), с 2014 годом, видим положительную динамику результатов: средний уровень детей составил 53%, высокий – 47%.

         У большинства исследуемых детей достаточно хорошо сформированы знания о родном  крае, его истории возникновения и дальнейшего развития до настоящего времени, символике  города  Нарьян-Мара  и нашего  поселка.  Дети закрепили правила поведения на улицах города и в общественных местах, значительно возрос уровень речевого развития дошкольников. Дети уже без особых усилий могут составить небольшой рассказ о своём родном городе/поселке, найти на карте – схеме какой-либо заданный объект, рассказать о животных, которые обитают в нашей местности.

            В процессе наблюдения за детьми в их свободной  деятельности можно увидеть, что они уже самостоятельно могут организовать  ненецкие подвижные игры, поиграть в  дидактические, речевые  игры по теме ознакомления детей с родным краем.

            Таким образом, планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи дали положительные результаты. Опыт позволил убедиться в том, что знакомство детей с родным краем оказывает большое воздействие на чувства детей, при этом развивается и совершенствуется их речь, интеллект, формируется образно-наглядное мышление, воображение и  индивидуальность ребёнка, которая  определяет его жизненный путь и душевные устремления. Ребёнок не только познаёт свой  поселок, но и выражает своё отношение к нему. А это в свою очередь является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию у него нравственных ценностей.     

Уходят наши дети в школу с хорошим багажом знаний о культурном наследии  ненцев, представлении о растительном и животном мире. Знакомив  ребят с богатым, самобытным наследием  ненецкой культуры, мы делаем очень полезное дело. Ведь в фольклоре и декоративно-прикладном искусстве  ненцев заложены ценные педагогические идеи. В жанровом отношении  ненецкий эпос представляют сказания   о реальных событиях, мифы, легенды, множество сказок, бывальщин. Фольклор способствует воспитанию у подрастающего поколения таких нравственных черт, как товарищество, дружба, взаимопомощь, семейные ценности.   

     Работа, проводимая в ДОУ по использованию регионального компонента в  развитии детей, способствует воспитанию любви к природе, развитию сопереживания к ее бедам, желанию бороться за ее сохранение.

 

Список используемой литературы:

  • Алёшина Н. В.    «Патриотическое воспитание дошкольников» - УЦ Перспектива, Москва, 2008 год
  •  Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2007 г.
  • Альбуханов А.И. и Ковязин Н.М. Ненецкий автономный округ. Архангельск, Сев.- Зап. Книж. изд –во , 1977г . с.166
  • Баракулева П.А. Примерные конспекты занятий
  • Библиотека руководителя ДОУ Проектирование развития ДОУ ( методическое пособие)
  • Доронова Т.И. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями - М., 2002 г.
  • Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании.- М., «Мозаика – Синтез», 2012 г.
  • Методические  рекомендации   к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Сост. Л.В.Руссакова.- М.: Просвещение, 1996.-400с
  • Окотэтто Е.Н. Развитие родной речи в младших группах ненецкого детского сада ( пособие для воспитателей детских садов)- Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН. 1994 – с.115
  • Половникова Л.П., Стародумова Л.А., Казюк Н.В.  Познавательный проект « Моя малая Родина» с. 124
  • Сальникова И.И. Человек начитается с детства Воспитатель ДОУ №7/2008 с. 87
  • Трапезникова О.А. Ребёнок в мире искусства родного края Воспитатель ДОУ №7/2008 с. 22
  • Ханзерова В. Учебное пособие для самостоятельно изучающих ненецкий язык Рекомендовано Управлением образования администрации Ненецкого автономного округа г.Нарьян –Мар 1993г.
  • Фольклор коми и ненцев Ненецкого автономного округа ( в записях Фольклорного фонда ИЯЛИ Коми НЦ УрО Ран 1996 – 1973г.г.)/ Сост. А.В. Панюков. – Сыктывкар, 2009. – 500.

.  .  .