Методическая разработка по приобщению татаро-башкирской культуры в ДОУ
Методическая разработка по приобщению татаро-башкирской культуры в ДОУ
Автор: Бикметова Альбина Ниловна
Мы живем и работаем в п. Муслюмово Кунашакского района, Челябинской области, где преобладающим является татаро-башкирское население. Для нашего детского сада одним из приоритетных является работа художественно-эстетическому воспитанию детей с включением национального (татаро – башкирского) компонента.
В июне 1981 года, в с. Муслюмово, был открыт деткомбинат «Солнышко», на 150 мест. А в 2008 году с. Муслюмово было переселено в новый поселок. Так наш сад расположился в центре села, где рядом находятся Дом творчества детей, Дом культуры с народным театром и детской библиотекой. Эти учреждения являются неотъемлемой частью культурной жизни жителей Кунашакского района и поэтому они вошли в сферу нашей деятельности для художественно – эстетического воспитания.
Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают традиции прошлого и настоящего, познают и сохраняют их в настоящем и в будущем.
Наиболее эффективным способом включения традиционной народной культуры в образовательный процесс является метод целенаправленного поступенного, поэтапного приобщения детей к традиционной культуре путем погружения в различные формы деятельности, согласно индивидуальным и возрастным особенностям личности ребенка.
Уже во II младшей группе на занятиях, и особенно в повседневной жизни необходимо планомерность всех направлений патриотического и интернационального воспитания, начиная с воспитания и уважения к родителям и близким людям, с привития интереса к родному краю и родной культуре.
В самом начале работы с детьми с 4-го года жизни тщательно продумали перспективный план работы на весь учебный год. Поэтому, мы постарались создать такую систему национального воспитания детей в разных видах детской деятельности: музыкальной, художественно – речевой, театрализованной, изобразительной, игровой и исходя из этого в детском саду приобщение детей к культуре татарского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми, традициями и обычаями татар которая приобщает к истокам классического и национального искусства, традициям и бытовой культуре своего народа.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы доходчиво раскрыть, наглядно показать значение предметов, явлений, событий, поступков.
Большое значение в национальном воспитании придается организации развивающей предметно-пространственной среды. Работа над темой «Мини-музей в детском саду» складывалась постепенно. После переезда в новый поселок в 2008 году была создана творческая группа, которая в течении года организовала работу по созданию музея. Началась работа с выбора места расположения музея, было определено направление вместе с этим шло оформление документации, по крупицам собирались экспонаты для экспозиции. В 2009 году весь педагогический коллектив детского сада принимает участие в работе музея и посей день. В «Мини – музее» экспонируются подлинные вещи национального быта и прикладного искусства, там же проходят и традиционные выставки: «Татарские тастымалы» (тканые полотенца), тюбетейки, национальная вышивка, и т.д.
Цитируя слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоции: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка», в нашем «Мини – музее» не только можно трогать экспозиции, но и нужно! Наш педагогический коллектив придает особое значение такой возможности «Мини-музея», как максимальное и системное использование принципа наглядности, возможность к ним прикоснуться.
Понятие «музейная педагогика», появилась в 80-х годах и направлена она на решение задач нравственно-патриотического воспитания. Педагоги детского сада «Солнышко» активно используют музейную педагогику в образовательном процессе, которая помогает приобщать детей к истокам национальной и народной культуры, которая в свою очередь содействует сохранению народных традиций. Это и является одним из самых главных компонентов подготовки ребенка к школе.
Таким образом, среда музея ДОУ предназначается для активной, творческой деятельности детей по таким направлениям, как поисковая, научно-исследовательская, экспозиционная, культурно-образовательная. При этом отметим, что данные направления не строго очерчены, они часто интегрируются, взаимопроникают, обогащая и дополняя друг друга. Например, в русле нашего исследования используется экспозиционное направление в следующих вариантах:
- Библиотека. Основу экспозиции составляют портреты детских писателей, так же представлены книги-спутники детства родителей, которые можно прочитать в библиотеке и различные учебные издания.
- Бабушкин сундук. Содержимое чемодана составляют частные коллекции педагогов, родителей и бабушек: коллекция шалей, полотенец с орнаментами татарского народа и т.д.
- мастерская. В данной мини-мастерской расположены поделки из слоенного теста татарских биляшей, балишиков и т.д. деревянные изделия в технике выжигания и т. д.
- Игровая зона. Посвящается ведущей деятельности дошкольников – игре и игрушкам. В коллекцию входят куклы татарского и башкирского народа в национальной одежде, большая колыбель, детский стол с самоваром и кухонной утварью и т.д.
Наряду с музеем в группах оформлены национальные уголки, где помещены предметы народно – прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, татарские национальные инструменты, так же здесь находятся книги татарских писателей, портреты Г. Тукая и М. Джалиля, иллюстрации к сказкам и т.д.
В свободное от занятий время проводятся татарские народные игры. Ребенок начинает двигаться со дня рождения, ибо движение – основа жизни и физиологического развития. Лишь благодаря движению человек существует, развивается, строит свою жизнь, творит и работает. В воспитании детей большое место занимают игры. Игры для них – способ познания мира, школа труда и источник всестороннего и гармоничного развития. И на самом деле, во время игры ребенок постоянно находится в активном движении, что обеспечивает не только его физическое, но и психологическое развитие.
Ребенка играющего в одиночку, очень быстро овладевает скука, он устает, не испытывает от игры наслаждение. А играя группой, дети создают удивительный ансамбль; ребенок определяет свое отношение к коллективу, учится оперировать коллективной мыслью, в его душе воспитывается чувство товарищества, дружбы. Любая область познания мира имеет основным источником жизни и историю народа. Исходя из этого, и организация игровой деятельности детей должна начинаться с популяризации национальных игр, существовавших в народе веками и не потерявших воспитательного значения и поныне.
Как видно из татаро-башкирского народного эпоса, легенд и сказок, игры, различные состязания – испытания издавна занимали очень большое и важное место в жизни народа. Для древних людей была нелегким делом охота на диких животных, зверей и различную дичь, являвшихся основным источником существования. Все это требовало от охотника меткости в стрельбе, ловкости, внимательности, терпеливости и целеустремленности.
Исходя из содержания, народные игры делятся на две большие группы: драматические (сюжетные или исполнительные) и подвижные (основанные на правилах) игры. Кроме этого, детские игры группируются и по временам года, ибо один из них организуется лишь зимой, другие – весной, третьи – летом и осенью. Игры можно подразделять и по возрастным особенностям детей. Для младшего возраста, например, свойственны простые виды драматических игр.
Источником жизни ребенка является семья. Именно поэтому дети младшего возраста в своих играх в большинстве случаев пытаются воспроизводить события, происходящие в семейной жизни, образ жизни своих родителей. В их игровом репертуаре можно наблюдать игры, отражающие профессию родителей (учитель, врач, продавец, тракторист, летчик, строитель и т.д.). Девочки обычно любят играть в куклы. Куклу они, как настоящего ребенка, одевают, кормят, выводят на улицу, укладывают спать… Во время таких игр ребенок, стремясь подражать родителям, повторяет их движения, поступки и этим заявляет о своем желании участвовать в жизни взрослых. А это, во – первых, воспитывает чувство уважения к профессии родителей и, во- вторых, способствует быстрому разностороннему развитию ребенка.
Когда ребенок подрастает, у него увеличивается опыт наблюдения, усложняется и содержание игры. Ребенок не желает играть в одиночку, приглашает друзей. На основе этого у них формируется единый взгляд на те или иные явления действительности. Дети начинают усваивать нормы человеческого общения.
Иные родители заведомо отрывают своих детей от коллектива, позволяя играть лишь в одиночку. В результате ребенок замыкается в себе, становится необщительным. В нем рождается чувство недоверия по отношению к товарищам, неуверенность в себе в ситуации взаимодействия с другими людьми.
Игры детей старшего возраста отличаются от игр детей младшего возраста богатством и многообразием своего содержания. По мере взросления ребенка игра становится богаче, расширяется и его фантазия. Он, изменив содержание какой- либо известной игры, на ее основе создает новую или же обогащает содержание этой игры, что показывает рост творческих способностей ребенка.
С учетом национального состава воспитанников детского сада в нашем дошкольном учреждении были выбраны знаменательные даты, относящиеся к истории того или иного народа. Составлен план проведения дней национальных культур. Благодаря элементам предметно-развивающий среды, познавательным занятиям, сюжетно-ролевым играм, меню национальной кухни, знакомим детей с традициями русского и татарского народов. Чтобы воспитывать человека- патриота, знающего свой родной край-малую родину, уважающего свой народ, его культуру, традиции, обычаи, ежегодно проводим национальные праздники «Наурыз», «Сабантуй», «Карга боткасы». Готовятся к праздникам все: родители, дети, педагоги. Разучивали песни, подбирали игры, татарские пляски, оформляли празднично участок. В доступной форме рассказали об истории каждого праздника.
Праздник - это средство приобщения младших поколений к национальным традициям, обрядам, ритуалам и в то же время форма духовного обогащения ребенка, его становления как личности. У каждого праздника свои, особенные обрядовые тексты песни, стихов, сказаний, легенд, свои игры, словесные и несловесные ритуалы, в которых обычно воспроизводится уклад жизни, основные правила. Праздники дают возможность не только отдохнуть, ощутить “ Роскош” человеческого общения, но и посостязаться в различных играх, показать свою силу, ловкость, смекалку, изобретательность, свои” Песенные или стиховые” таланты.
Восстанавливая народные традиции в детском саду, мы стремимся к конкретной цели – приобщить наших воспитанников к истокам татарской культуры через организацию детских фольклорных праздников. Любой праздник, по определению русского философа, культуролога Бахтина М. М., является первичной формой культуры.
Праздник - это универсальная форма, которая позволяет ребенку ощутить себя частью сообщества людей, принять участие в сотворчестве, в общем деле подготовки праздника и одновременно проявить свою индивидуальность, внести свой вклад в общее дело. Что является важными психологическими процессами социализации и индивидуализации личности формирующимися в данный возрастной период.
Необходимыми условиями организации педагогического процесса
являются:
1. Использование современных технологий организации педагогического процесса: интегрированных занятий по подготовке каждого праздника на различных видах деятельности дошкольников.
2. Знакомство с различными формами традиционной народной культуры: прикладным художественным творчеством; словесным, музыкально-игровым фольклором; элементами труда и быта татарского народа; традиционным народным костюмом; содержанием и смыслом традиционных народных праздников.
3. Актуализация традиционного народного праздника в условиях современности путем использования современных, доступных пониманию
ребенка смысловых сюжетов встроенных в традиционную форму народного праздника.
4. Использование аутентичных форм традиционной народной культуры: этнографического музыкального и игрового фольклора, народного изобразительного искусства.
5. Проведение традиционных народных праздников совместно с родителями.
Непрерывность жизни в календарной обрядности подчеркивается той ролью, которая принадлежит в ней так называемым «знаковым» категориям состава семьи – старикам и особенно детям. Участие в народных праздниках представителей всех поколений, в том числе детей всех возрастов символизирует тесную связь между ними в постижении народной культуры, вечное продолжение человеческого рода и неразрывность семейных уз. Все это в полной мере свойственно и праздничной обрядности татарского народа, что особенно выпукло сегодня проявляется в идее и практике проведения праздника Сабантуй.
Сабантуй
Слово "сабантуй" происходит от тюркских лексем "сабан" - плуг и "туй" праздник. Отмечается он в июне в честь завершения весенних посевных работ. Этот праздник находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества, ведь он - настоящий драгоценный камень национального единства и дружбы. Он идёт еще из далёкой древности. Верили тогда люди, что землю надо ублажать, попросить, чтобы она дала хороший урожай, тогда будет много хлеба. И вот ранней весной, чуть только сойдёт снег, устраивали сабантуй. Прямо в поле варили кашу и вместе с яйцами и зерном закапывали ее в землю, чтобы земля была доброй и щедрой. Готовились к празднику осени. Кызлар /девушки/ вышивали награды для будущих победителей. Джигиты /юноши/ - целый год набирали себе силу, развивали ловкость, смелость. Прошли столетия с тех давних пор, а праздник сохранился. Только проводится летом.
Празднование сабантуя носит в идее своей двойственный характер. С одной стороны, он является мирным земледельческим праздником, но с другой стороны - он носит характер спортивного праздника: традиционные виды спорта - скачки, борьба, бега, состязания в силе и ловкости играют здесь главную роль.
В нашем детском саду к этому празднику мы начинаем готовится с весны. Предварительно, на музыкальных занятиях, разучиваем песни, танцы и игры. И соответсвенно в содержание праздника включаем материал, уже знакомый детям.
Праздник устраиваем на полянке детского сада, приглашаем родителей, а так же гостей с местного сельского совета. Место проведения празднично оформляем воздушными шарами, цветными лентами. В праздновании сабантуя принимают участие все дети нашего сада, кроме ясельной группы. Открывает сабантуй ведущий под звуки праздничной музыки. Он поздравляет всех собравшихся на поляне с национальным праздником труда. После торжественного открытия следует его развлекательная часть. Дети с большим удовольствием выступают на поляне, поют песни, танцуют и играют в народные игры. Здесь дети ощущают себя частью сообщества людей, где одновременно проявляют свою индивидуальность, вносят свой вклад в общее дело. Что является важным психологическим процессом социализации и индивидуализации личности формирующимися в данный возрастной период.
В нашем саду этот праздник проходит по настоящему. Как принято не один сабантуй не обходится без конных скачек. В народе говорят: «Сабантуй не без коня», так и мы проводим этот вид состязания. Детям предлагается игра «Скачки на конях», и всегда эта игра доставляет огромное удовольствие всем детям.
Этот праздник еще и очень веселый, так как мы довольно много проводим различного рода шуточные состязания. Их наши дети любят больше всего это такие состязания, как бег в мешках, бег с полными ведрами воды на коромысле, бег с яйцом в ложке, бег по двое в паре, когда нога одного участника привязана к ноге другого. Наши мальчики очень любят игру как перетягивание каната, палки. Еще больше смеха вызывает бой мешками сидя на бревне, набитые сеном или травой. Все эти игры и состязания перечисленные мной выше, требуют от детей смелости, быстроты, настойчивости в преодолении трудностей.
И самым главным состязанием на сабантуе является – куреш, татарская национальная борьба на поясах. Здесь уже испытывают силу не только мальчики, но и их папы и братья. Следую отметить, что этот поединок демонстрирует не только силу, мужество, ловкость, мастерство батыров, но и уважительное отношение к сопернику, что очень важно в воспитательном процессе дошкольников.
Все это проходит конечно же не без участия родителей, для них мы готовим конкурс песен и национальных плясок. Это все способствует рождению настоящего праздника. Ведь действительно «подлинный» праздник – это когда не смотрят, а действуют, играют, радуются и веселятся все. Так же чаще всего мы вовлекаем родителей в персонажи праздника, такие как – Кыз (девушка), Егит (парень), Шурале (леший), которые продолжают веселье.
В заключении нашего национального праздника мы расстилаем скатерти и раскладываем угощения. Это вкусные национальные лакомства, такие как чак-чак, балишь, ичпочмак и т.д., которые пекут наши родители. Все это сопровождается чаепитием из самовара.
Я считаю, что в результате так и впитывается с детских лет татарские традиции, народный дух, наши дети не утрачивают связь с корнями своего края. У меня нет сомнений, что сабантуй останется любимым праздником наших детей.
«Наурыз-байрям»
Это не единственный национальный праздник, который мы проводим в нашем дошкольном учреждении. Немаловажным для нашего сада является праздник «Наурыз-байрям» - (в переводе означает – «новый день»). Это праздник весны. Отмечается он 21 марта в день весеннего равноденствия. Считается, что этому празднику очень много лет, но международным он официально стал только в 2009 году, когда так же как и «Сабантуй» включен был в ЮНЕСКО в список культурного наследия человечества.
Весенние обряды справляют по солнечному календарю, который называется древнеиранским (шамси). В нем первые дни каждого месяца совпадают с новолуниями. При этом ежегодно эти даты смещаются на десять-одиннадцать суток. Праздник начинается тогда, когда солнечный диск входит в созвездие Овна. Ранее этот момент определялся звездочетами – мунадгижимами – людьми очень почитаемой профессии на Востоке. В настоящее время это событие высчитано астрономами и указано в календаре с точностью до минуты. Помимо этого, о данном моменте оповещается по телевидению и радио.
От нашего Нового года этот праздник имеет значительное отличие. Его отмечают не ночью, а при свете дня. Однако, как и у нас, это событие семейное. При наступлении торжественного момента все должны находиться дома за праздничным столом. Вся семья непременно собирается вместе, чтобы встречать Наурыз. Традиции предусматривают присутствие на праздничном столе, кроме еды, семи предметов. При этом их названия должны обязательно начинаться на букву «с». Вся еда должна непременно подчеркнуть земледельческую направленность праздника весны. Например, яйцо, зелень и хлеб символизируют плодородие.
Перед началом нового года принято устраивать в доме генеральную уборку, а также обновлять гардероб всех членов семьи. Те, кто отмечает праздник Наурыз-байрам, до дня весеннего равноденствия должны отдать все долги, простить обиды и помириться с недоброжелателями.
Наурыз — день добра, а ночь накануне праздника принято называть «ночью счастья». Доброй приметой и прекрасным началом нового года была встреча рассвета. Ведь это праздник света, радости, обновления природы, ее воскрешения, день пения птиц и цветения цветов.
Наурыз — очень символичный праздник и относительно его празднования в народе существует много примет, пословиц и поговорок и загадок:
· Пока пальцы не сойдутся вместе, руки не согреются!
· Если шестеро врозь, Лежащее во рту теряют;
Если четверо заодно. Улетевшее в небо достают.
· Где ходит доброта, там отсутствует нужда.
· Любовь к родине у семейного очага зарождается.
· Отец – неприступная гора, мать – родник у подножия горы, дитя – тростник, растущий на берегу реки.
В пословицах восхваляется трудолюбие, храбрость, честность, уважение к старшим и другие положительные свойства человеческого характера. В них заложена воспитательная значимость для нравственного воспитания детей. Поговорка формирует речь, делает ее выразительнее. Вместе они украшают речь человека, делают ее образной и живой, поэтому включение ребенка в мир пословиц и поговорок является эффективным средством обогащения его речи.
Загадки - это своеобразные тексты на сообразительность. Они способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроты умственных реакций, так как они загадываются всем детям, и каждый ребенок в отдельности старается первым дать правильный ответ. Загадка позволяет воспитателю, без тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
Как и ко всем остальным праздникам, наш педагогический коллектив начинает подготовку к «Наурыз-байрям» заранее. Музыкальный руководитель подбирает подходящий песенный репертуар и разучивает их, а так же занимается постановкой танцев.
В отличие от праздника «Сабантуй», «Наурыз-байрям» проходит в празднично украшено актовом зале детского сада. Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные с содержанием праздника, что достигается активным привлечением их ко всем моментам подготовки и проведения праздника. На этом утреннике принимают участие только средняя и старшая группы. Подготавливая сценарий утренника в детском саду, музыкальный руководитель старается объяснить в них, чему посвящен тот или иной день праздника, тем самым воспитывая в детях трепетное отношение к разнообразным сферам нашей жизни.
После предварительного знакомства детей с праздником, начинаются многочисленные репетиции художественных номеров. Не обходится этот праздник и без игр, так как они вносят оживление и радость. Их следует оформлять несколько ярче (костюмы, их элементы, атрибуты и т.д.), чем на повседневных занятиях.
Значительное слово в программе праздника выделяется художественному слову. Дети читают стихи, инсценируют сказки, рассказы. Выразительное исполнение произведения чрезвычайно важно, так как лучше доходят до ребенка и глубже запечатлевается.
Важно здесь и непосредственное участие родителей. Нередко детям необходимо подготовить различные костюмы, декорации или другую атрибутику. И, конечно же, родители проверяют, достаточно ли хорошо ребенок выучил стих, песню, какую долю участия принимает ребенок в утреннике.
Педагоги и родители – взрослые, которые воспитывают одних и тех же детей. В принципе, у них одинаковые задачи, они ориентированы на создание благоприятных условий для развития, обучения ребенка. Чаще всего и те, и другие учитывают интересы и возможности ребенка, его социальную ситуацию развития. Однако, на практике педагоги ориентированы на решение задач образовательной программы детского сада, а родители строят образовательный маршрут ребенка в соответствие со своими педагогическими воззрениями. В результате, образование, которое организуют для ребенка взрослые, часто является разным в подходах и условиях детском саду и семье.
Задача педагогов - постоянно повышать уровень педагогической культуры родителей, их авторитета в семье, с учетом национально региональных особенностей, а также совершенствования средства, методы и приемы воздействия родителей на развитие личности ребенка.
Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания прошла длинный путь своего развития в России и за рубежом. Взаимодействие в образовательном процессе представляет собой систему взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей, где социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая обеспечивает механизм его осуществления, а педагогическая создает ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогического взаимодействия.
Многие молодые семьи не придерживаются культурно-исторических традиций своего народа, отчего страдает культурное развитие ребенка. Не каждая семья способна сегодня организовать свой досуг, объединив интересы всех членов семьи, задуматься о ребенке, живущем ожиданиями игры, сказки, путешествия. От участия родителей в работе дошкольной организации выигрывают все. Дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители благодаря взаимодействию с педагогами и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогическим коллективом. Педагоги в процессе совместного общения получают бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.
Участие родителей в жизни собственных детей помогает им отличить мир детей от мира взрослых; относиться к нему, как к равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; увидеть сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Важно развивать доверительные отношения с ребенком, искренне участвовать в его делах, разделять его радости и горести.
Ценный опыт социально значимого поведения получают дети и взрослые в ходе совместных акций, направленных на развитие взаимодействия детского сада и семьи, объединение усилий родителей и сотрудников. Привлечение родителей, детей и педагогов к совместному обустройству детского сада; «Традиции моей семьи» - члены семей воспитанников делятся семейными традициями, рассказывают о родословной; «Папа, мама, я – дружная семья» - спортивные соревнования между семьями воспитанников; «Красота нашего края» - экскурсии, туристические походы с участием членов семей воспитанников и т.д. Педагоги во время прохождения акций получают возможность лучше узнать семьи воспитанников, определить сильные и слабые стороны домашнего воспитания, характер и меру профессиональной помощи семье, а иногда учатся и у родителей. Таким образом, совершенствуется и семейное и общественное воспитание.
Разнообразить жизнь в дошкольной образовательной организации, внести свой вклад в культурное развитие малышей способны не только родители, а также бабушки и дедушки, тети и дяди — носители уникального культурного опыта. Они являются свидетелями многих исторических событий: войн, созидательного труда, социально значимых научных открытий. Поэтому необходимо использовать, в работе с семьей, культурно-историческое наследие семьи, ее мощные духовные ресурсы.
Детский сад должен понимать необходимость постоянной оценки качества взаимодействия с семьей, разнообразить формы работы с семьями и педагогами по повышению педагогической компетентности.
Методическая служба, организующая освоение педагогами и родителями новой модели взаимодействия, способна переломить традиционную для дошкольных организаций ситуацию, когда отсутствует взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания ребенка, и открыть неизвестные ранее возможности развития отношений в системе «педагог—ребенок—родитель».
Такая установка в сотрудничестве детского сада и семьи ребенка предъявляет к педагогам требования работы в инновационном режиме.
Однако анализ готовности воспитателей детского сада к работе в новых условиях показал, что готовы к новому сотрудничеству только 50% педагогов. Воспитатели детского сада не мотивированы на содержательное общение с родителями, считают, что родителям не интересны вопросы традиционного воспитания и образования ребенка, которыми заняты педагоги детского сада, так как рассматривают детский сад только как место присмотра и ухода. Самое большее, что ждет семья от посещения дошкольной организации, это подготовка ребенка к школе. Педагоги убеждены, что большинство родителей не знают своих детей, не знакомы с современными технологиями образования. Педагоги, особенно со стажем 20 и более лет продолжают организовывать и проводить разные формы работы с семьей ребенка, предпочтение составляют фронтальные формы, указания, задания родителям. Главные критерии оценки эффективности работы с родителями педагоги называют обязательность, ответственность семьи в выполнении заданий, поручений, которые дает воспитатель.
Дошкольный возраст - период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность является основополагающим условием для развития творческой инициативной личности.
Реализация данных целей, в процессе ознакомления с национальными традициями позволяет адекватно содержанию культуры организовать педагогический процесс в ДОУ.
Итак, изучив роль и место национальных традиций в воспитании детей дошкольного возраста можно утверждать следующее:
В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь воспитать интерес к родной культуре и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.
В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.