Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект НОД «В гостях у бабушки Марпиды»

Дата публикации: 2018-03-22 17:30:03
Статью разместил(а):
Щербакова Ольга Вячеславовны

Конспект интегрированной НОД

для детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям

«Познавательное развитие» и

«Художественно-эстетическое развитие»

«В гостях у бабушки Марпиды»

Авторы: Никитенко К.С. и Щербакова О.В.

МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №17», г. Сыктывкар

 

Цель: на примере ткачества, как одного из видов народного творчества, приобщать детей к истокам коми народной культуры.

Задачи:

1.      Познакомить с историей ткачества.

2.      Обогащать словарь детей названиями предметов быта наших предков

пызандöра – скатерть;

вевттьöд – салфетка;

кок ув дöра – половик;

кыан стан - ткацкий станок.

3.       Развивать творчество детей, стремление подражать народным умельцам.

4.      Воспитывать интерес к коми народному творчеству.

Развивающая среда: действие происходит в мини- музее (коми изба); экспонаты (прялка, элементы ткацкого станка, образцы ткани, одежды, скатерть, салфетки, коврики); картинки по теме.

Предварительная работа: рассматривание образцов тканей, одежды; знакомство с ткацким станком (иллюстрации); чтение познавательной литературы; работа с нитками (наматывание на основу, скручивание, продевание нити).

Рекомендации: данную деятельность рекомендуем проводить с подгруппой детей (10-12 человек), так как во второй части требуется индивидуальная помощь детям.

Ход:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. А куда, отгадайте сами.

В этом доме нет людей.

Живёт в нём множество вещей.

Дружит латка с чугунком,

Прялка с веретеном.

Пестерь, чуман, туесок,

Рядом глиняный горшок.

Медный самовар старинный

Стоит как богатырь былинный.

В центре дома стол большой,

Рядом чёрный стул резной.

Полотенца бранные,

Скатерть самотканая.

Эти вещи не пылятся,

Бережно они хранятся.

Эти вещи - экспонаты.

В, что за дом пришли ребята?

Думай, отвечай быстрей!

Коми - керка: наш…(музей)

Воспитатель: И как всегда мы узнаем много интересного от хозяйки музея Марпиды.

Дети вместе с педагогом подходят к мини-музею.

Воспитатель: В Коми-Зырянском царстве, в Усть-Сысольском государстве на перекрёстке двух дорог стоит избушка, в которой живёт Марпидушка.

Дверь тихонько отворилась,

И стакрушка появилась…

Марпида встречает гостей, рассаживает на лавках.

Марпида: Ребята, обратите внимание, что изменилось в этом доме после последнего вашего посещения?  

Дети: Появилось много изделий из ткани.

Марпида:

В светлой горнице кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой…

- Так украшали дома по большим праздникам, например: Пасха или Троица.

- Посмотрите, на иллюстрации сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и Медведь», «Три Медведя», «Пера-богатырь», «Пера и Зарань», «Богатырь Кудым-Ош»).

Они вам хорошо знакомы. Как они называются? Что вы видите на этих иллюстрациях?

Дети: Предметы деревенского быта и убранства, образцы одежды.

Марпида: На этих картинках есть одно отличие. Какое? 

Дети: На одних картинках есть половики и скатерти, а на других – нет; на одних изображены люди в нарядной одежде, а на других в повседневной.

Марпида: Не во всех домах стелили половики - кок ув дöра - в повседневные дни.

Пол был ״голый״.  

Перед трапезой стол накрывали скатертью – пызандöра, стелили салфетки – вевттьöс.

- В русских, коми народных сказках хорошо показан быт народа.

- Посмотрите ребята на изделия, которыми украшены дома, на одежду.

 Что вы можете про них сказать? 

Дети: Вещи старинные, изготовлены своими руками.

Марпида: Все эти изделия ткали на станке

- Ткачество – это одно из великих открытий человека наряду с добыванием огня, изготовления посуды, орудий труда. Из чего делали одежду первобытные люди?

Дети: Из шкур животных, растений.                                                                                                                                                                                                                                                   Марпида: В древности люди мастерили себе одежду из шкур животных, применяли растения. Со временем народные умельцы изобрели инструменты, которые помогали ремесленникам. Первыми орудиями труда швеи были заточенный камень и рыбья кость. Как вы думаете, какие современные предметы они заменяли?

Дети: Ножницы и железную иглу.

Марпида: Заточенным острым камнем резали шкуры животных как ножом, а рыбья кость служила иголкой. Проходили столетия, люди постепенно приспосабливались и делали новые открытия. Они заметили, что стебли некоторых растений прочные, легко гнутся, их можно использовать для шитья. Из шерсти домашних животных можно скатать нить. Каждая семья жила своим трудом: сами выращивали растения, пряли, ткали.                                                                        Крайне трудоемка была работа с льном, она требовала длительной обработки: теребление, вымачивания, сушки, трепания, для того, чтобы освободить серебристые волокна из стебля растения. Затем эти волокна пряли. Из получившейся нити можно было делать ткань. Так появилось ткацкое производство. А вы знаете, что в дикой природе тоже есть свой ткач? Кто это?                                                                             

Предположения детей.

Физкультминутка «Паучок».

В природе всем известен ткач – Паук – затейник и ловкач. (Дети идут по кругу, взявшись за руки)                                                       Поймает в сетку мошку, И, ну, качать в ней крошку. (Покачивание из стороны в сторону, стоя на месте).

Заплетает паутинку, На деревьях паучок. (Кружение вокруг себя)                                                                                                             Словно осени снежинки, Он развесил на сучок. (Потянуться вверх на носочках)                                                                               Кружевных узоров мастер, Он работает весь день,

Все в лесу уже украсил,  Даже старый дряхлый пень! (Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Марпида: Домашнее ткачество – непростое ремесло. Это тяжелый, кропотливый труд, требующий особой аккуратности. Ткачество с древних времен было женским занятием. В каждой крестьянской избе имелся ткацкий станок - кыан стан, на котором женщины изготавливали домотканое полотно. Ткацкий станок – это сложное приспособление. Посмотрите, из чего он сделан? (картинка с изображением ткацкого станка)

Дети: Из дерева.

Марпида: Совершенно верно. Ткацкий станок сделан из дерева. Некоторые части у него не подвижные, а другие приводятся в движение с помощью человека.

На ткацком стане вырабатывали грубую мешковину и толстое сукно для верхней одежды, половики, нарядную пестрядь, белоснежный холст, для рубах, узорные бранные полотенца. Материалом для тканья были лен и конопля. Пряжу окрашивали домашним способом и получали узорные ткани. В создании ткани участвуют две нити – основа и уток, которые пересекаясь, создают ткань. Основа расположена по длине ткани, а уток – по ширине. (картинка)  

Мастерицы коми края владели несколькими видами техники тканья: закладной, бранной, что позволяло ткать белые, цветные и орнаментальные холсты. Широкое распространение имела пестрядь – холст в клетку разных размеров и цветовых сочетаний. Пестрядь использовалась главным образом для изготовления повседневной одежды: мужских и женских рубах, сарафанов, детской одежды. Тонкие и изящные по фактуре, в нарядную крупную клетку, пестряди шли на изготовление полотенец.

Каждую деревенскую избу украшали половики – домотканые пестрые дорожки. Ткались они из разноцветного лоскута по льняной или хлопчато - бумажной основе. У каждой мастерицы были свои излюбленные цвета. В смене цвета нити не существовало ни какой системы, половики напоминали живописное поле и всегда превосходно украшали дом.

 Марпида: Ткани ручной работы были главным имуществом семьи, определяли ее статус. Каждая хозяйка должна была уметь ткать, вязать, вышивать, чтобы в семье была одежда, украшен дом, было приданное дочерям, атрибуты для ритуалов.

Марпида:  А вы хотите попробовать себя в роли ткачей?

Давайте пройдём за столы и изготовим красивые салфетки- вевттьöс- для украшения вашего дома.

Весь материал подготовлен заранее.

Методика работы:

Для ткачества и «ткацкого станка» понадобится:

- кусок картона 12Х20 см и две картонные полоски для верхней и нижней части,

-ножницы или канцелярский нож,

- пряжа (любых цветов, для детей лучше яркие цвета),

- пластиковые иглы или скрепки (чтобы это было безопасно для детей),

- скотч, помпончики (по желанию).

 Делаем «станок»:

1. Отмечаем линейкой места на верхнем и нижнем крае картона, где будем делать надрезы (туда потом будут вставляться ниточки).

2. Используем ножницы или канцелярский нож для надрезания отмеченных мест.

3. Наклеиваем на верхнем и нижнем крае картонки заготовленные полоски.

4. В каждый из надрезов вставляем по ниточке, закрепив каждую вверху и внизу картонки. Сильно не натягиваем. Сзади закрепляем скотчем.

 Приступаем к ткачеству:

1. Отрезаем нитку примерно 2 метра в длину. Заправляем ее в пластиковую иглу (скрепку). На кончике нитки завязываем плотный узелок.

2. Начинаем зигзагом прошивать первый ряд.

3. Следующий ряд начинать надо с ниточки, которую вы не подцепляли иголкой в первом ряду, чтобы стежки были расположены в шахматном порядке. Следить за этим, чтобы у детей все получалось. Если что-то получается не ровно, можно аккуратно поправлять нить пальцами. Но только осторожно, чтобы не растянуть изделие.

4. После того, как одна ниточка закончилась, берём нить другого цвета. Так результат получится интереснее. Использовать можно много цветов в одной поделке. Закрепляем конец каждой нити, которая висит узелком, а лишнее отрезаем.

Снимаем изделие со «станка»:

1. Осторожными движениями отклеиваем скотч, которым били закреплены нитки основы. Очень аккуратно снимаем пряжу со «станка».

2. Теперь ниточки, которые остались висеть с каждой стороны, связываем между собой.

3. Заднюю часть изделия можно склеить специальным клеем для текстиля, а можно проклеить липкой лентой (как на фото ниже).

4. Можно украсить салфетку помпонами или бисером.

После выполнения работы дети размещают изделия на выставке.

Марпида: Вам понравилось у меня в гостях? Что нового вы узнали?

Дети делятся впечатлениями.

Воспитатель: Спасибо, Марпидушка! Мы будем с нетерпением ждать следующей встречи. Ведь у вас в коми - керке ещё столько интересного.

Марпида: Всегда рада гостям. У меня ещё много историй: о художественной обработке бересты, гончарстве, резьбе по дереву, обработке меха. Приходите!

Воспитатель: А мы зарисуем всё, о чём сегодня узнали. И назовём наш альбом «Зарни кияс» («Золотые руки»).

.  .  .