Знакомство детей с народными календарно-обрядовыми праздниками

Дата публикации: 2018-03-20 12:31:55
Статью разместил(а):
Федонюк Любовь Анатольевна

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными

календарно-обрядовыми праздниками

Автор: Федонюк Любовь Анатольевна

МБДОУ д\с №20 «Снегурочка», г. Оха.

 

Введение

Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохранение предшествующими поколениями может любить родину, узнать ее

стать подлинным патриотом.

С. Михалков.

 

Мы живем в интересное, но в сложное время, когда на многое мы начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и пере­оцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, как оказывается, знаем поверхностно.  И чтобы нашим детям не начинать с чистого листа свой путь, а иметь представление о том, как жили русские люди, чем они занима­лись, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Поэтому нам се­годня, для восстановления связи времен, вернуть утерянные ценности, необходимо обратиться к истокам, а поможет нам в этом поиске знакомство с календарно-обрядовыми праздниками. Ведь содержание праздников это жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Этому же способствует модернизация дошкольного образования, происходящая сегодня. ФГОС ДО нацеливает педагогов на переход от традиционной установки к творческой работе педагога с детьми в новых условиях открытого общества, таких как: ответственность, толерантность, инициативность, самостоятельность и др.

Развитие творческой личности становится приоритетной целью образования в современном обществе. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте. Поэтому я считаю, что без знания исторических корней своего народа, трудно реализовать такую неотъемлемую часть воспитания дошкольников, как нравственность, толерантное отношение к людям других национальностей. А наша страна – это огромная многонациональная страна. Думаю, что через ознакомление дошкольников с народными традициями, обрядами и праздниками, можно воспитать толерантное отношение к представителям других национальностей. Поэтому главным направлением своей работы я выбрала тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками». 

Изучив программу О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», посчитала, что эта программа поможет мне в работе с детьми. Основой этой программы авторы является концепция эстетического воспитания. Согласна с мнением авторов программы: народные обряды и праздники отлично развивают эстетическое восприятие дошкольников. В программе О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой отражены принципы народности, которые предлагается комплексно использовать в разных видах искусства. Работа ценна тем, что, участвуя в календарных народных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси прежде, как они умели работать и веселиться. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества, усвоения нравственных навыков поведения.

Работая с детьми, по теме знакомства с народными календарно-обрядовыми праздниками, рассказывала им и о народных промыслах России, знакомила с обычаями, традициями, трудом русского народа, связывала это с народным календарем, с поэтическим народным творчеством: устным народным фольклором, шутками и прибаутками, народной музыкой, народными играми. 

Считаю, что актуальность темы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, так как обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.  

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в ДОУ. 

Предмет исследования: знания детей о народных календарно-обрядовых праздниках.  

Цель: воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ 

Задачи по реализации цели:

1. Познакомить детей с русскими народными календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года.

2. Знакомство с обычаями и традициями проведении календарно-обрядовых праздников, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения предков за характерными особенностями времён года, погодными явлениями, поведением птиц, животных, насекомых.

3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;

4. Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь. 

5. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций. 

Гипотеза исследования: знания старших дошкольни­ков о народных календарно-обрядовых праздниках будут более полными и осознанными, если:  

- организовать работу знакомства детей с календарно-обрядовыми праздниками в соответствии с требованиями ФГОС;

- создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу уважения, доверия, открытости, готовность к творческому самосовершенствованию, как со стороны детей, так и родителей.

- проводить работу с детьми на занятиях и вне их по знакомству детей с бытом, традициями и календарно-обрядовыми праздниками;

       - усилить их эмоциональную насыщенность путем включения в систему педагогических воздействий различных видов искусств в комплексе (художественного, музыкального, изобразительного и т.д.);

- воспитывать у дошкольников гордость за свой народ, свою страну;

В процессе проведения работы по теме руководствовалась следующими принципами:

- практичности и научности;

- системности, логичности, целостности;

-  инновационности (использование ИКТ);

- технологичности (результаты моей работы могут быть использованы другими педагогами);

- управляемости (система управления детским коллективом).

В своей деятельности я руководствовалась: 

1. Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ.

2. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г.

3. Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655.

4. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013 г. № 155.

5. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (СаНПиН 2.4.1.3049-13).

6. Образовательной программой МБДОУ детский сад №20 «Снегурочка».

7. Уставом МБДОУ детский сад №20 «Снегурочка». 

Кроме основных Федеральных и иных нормативных актов в области образования, преобразующее воздействие на систему дошкольного образования, связанного с инновационным развитием, оказывает реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим, основной целью моей деятельности является создание оптимального комплекса педагогических условий, способствующего высокой эффективности воспитательно-образовательной деятельности с детьми в целях реализации ФГОС ДО, т.к. одним из целевых ориентиров ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования является инициативность и самостоятельность ребёнка в разных видах деятельности, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и к другим, проявление в различных видах деятельности фантазии, творчества.

Во ФГОС ДО говорится, что к концу дошкольного периода воспитанник должен обладать развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности. Уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; участвовать в совместных мероприятиях; уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.

Поэтому считаю, что знакомство дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками является, как развитию вышеназванных качеств, так и частью воспитания у них патриотизма и чувства гордости за свой народ, за свою многонациональную страну, а это одно из важнейших направлений в реализации ФГОС ДО.

 Направленность работы состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Интегративная деятельность, которую рекомендует использовать ФГОС, связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Инновационный подход позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Работая с детьми, я старалась увлечь их в то волшебное путешествие, где каждый шаг ставил новые вопросы и приносил новые открытия - в необычном странствии по бесконечно переменчивому миру с включением народных традиций, праздников, гуляний. 

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - это народ без будущего.

Концептуальные основы.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, так как знание отечественного наследия воспитывает уважительное отношение к людям всех национальностей, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям надо знать и изучать культуру своих предков. Так как знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. 

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Педагоги, психологи занимались и занимаются проблемами нравственности, т.е. формированием эмоционально–положительного отношения к людям разных национальностей. Воспитанию у детей этики межнационального общения посвятили свои исследования Е.И.Радина, Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П. Усова и др. Народные праздники, как совместная деятельность дошкольников и взрослых оказывают положительное влияние на усвоение детьми нравственных норм, воспитание толерантности к людям других национальностей.

Работу по знакомству детей с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками я проводила по следующей модели:

- изучение авторских программ, инноваций;

- планирование работы с детьми;

- создание предметно–развивающей среды в группе;

- знакомство дошкольников с русскими народными календарными праздниками;

- активное использование возможностей музыкального воспитания детей.

Работа с родителями осуществлялась через:

- родительские собрания;

- консультации;

- беседы;

- изготовление костюмов и атрибутов к праздникам.

 

Совместная работа педагога и детей.

Педагогика сотрудничества взрослых и детей;

Проведение занятий, организация театрализованных игр;

Беседы, консультации, создание костюмов, атрибутов и т.д.

Формы работы с детьми по знакомству с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками: 

1. Беседы. 

2. Занятия на основе метода интеграции. 

3. Рассматривание изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток. 

4. Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства. 

5. Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду. 

6. Дидактические игры.

7. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки. 

8. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен. 

9. Использование народных игр, в том числе хороводов. 

В работе используются различные методы и приемы:   

1. Метод наглядности (рассматривание изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и др. наглядных пособий). 

2. Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения). 

3. Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения, совместное разучивание народных танцев, песен). 

4. Частично-поисковый. 

5. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия). 

6. Сотворчество. 

7. Мотивационный (убеждение, поощрение). 

Большое и разностороннее влияние народных праздников на личность ребенка позволяет использовать их как сильное педагогическое средство воздействия на детей, так как русские народные праздники имеют нравственную направленность.

Подготовка и участие детей в русском народном празднике позволяет формировать основы русской народной культуры, опыт этического поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, толерантного отношения к людям других национальностей. Исходя из этого следует:

- подготовку к празднику осуществлять постепенно, на занятиях по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, в процессе всех видов продуктивной деятельности, физкультурных, музыкальных занятиях, а также вне;

- содержание каждого праздника должно способствовать воспитанию нравственного поведения;

- подготовка к празднику не должна быть длительной и напряженной, утомляющей детей;

- максимальное вовлечение всех детей в народном празднике;

- включение в программу праздника подвижных игр, хороводов, танцев, разученных с небольшими подгруппами детей или со всей группой, выступления взрослых в качестве героев представления;

- праздники проводятся в первой или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут, но не более 1 часа в зависимости от содержания самого праздника;

- после праздника в последующие дни по желанию детей повторялись песни, хороводы, игры, которые им больше всего понравились и запомнились. Это позволило закрепить праздничные впечатления, еще раз получить удовольствие от выступления;

- фиксация наиболее запомнившихся моментов праздника в продуктивной деятельности (рисование, раскрашивание);

- дети принимали посильное участие в подготовке народных праздников и развлечений, это является важным условием воспитания нравственного и толерантного поведения;

- все народные праздники и развлечения доставляли детям радость, создавали веселое настроение; развивали инициативу и самостоятельность; воспитывали такие положительные черты, как дружелюбие и заботливое отношение к окружающим;

- праздники обогащали жизнь детей радостными переживаниями; в ходе народных праздников и развлечений, дети больше проявляли творческую активность, удовлетворялась их любознательность, а познавательные процессы получали новые стимулы для развития.

Распространение опыта.

Распространение опыта в рамках дошкольного учреждения; 

Распространение опыта среди профессионального сообщества; 

Ресурсное обеспечение проекта

Тематический план занятий, календарь праздников, беседы.

Подбор художественных народных произведений, песен, закличек, игр.

Подбор методической литературы.

Создание мини-музея «Русская изба».

Картотека сценариев праздников.

Этапы реализации работы

На I этапе (аналитическом) был проведен анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к русской народной культуре, через знакомство с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками. Была подобрана литература, выявлен уровень сформированности основ русской народной культуры у детей. На родительском собрании родителям было предложено принять участие в работе по проблеме ознакомления дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками.

На II этапе (организационном) был составлен календарь народных праздников, с которыми планировалась знакомить детей в процессе работы в соответствии с возрастными особенностями, составлен перспективный план календарных праздников по временам года. Подбирались темы бесед, занятий, потешки, заклички, игры, которые соответствовали календарным праздникам. Оснащение и организация работы мини-музея «Русская изба».

На III этапе (практическом) была разработана и апробирована система работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре.

Работа проводилась в соответствии с образовательными областями, рекомендованными ФГОС:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- НОД «Из истории русского народного костюма», «Как на святки в вечерок девицы гадали», «Масленица» (приложение№1презентация), «Вербное воскресенье» (приложение№1-2), Пасха — Светлое Христово Воскресение» (приложение№1-2), «Троица» (приложение№1презентация) и др.;

- Совместная деятельность воспитателя с детьми (наблюдения за сезонными изменениями в природе, создание мини-музея «Русская изба»;

- Беседы («Что нам осень принесла», «Зимние забавы», «Праздник масленицы» и др.)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

- Подвижные игры;

- Дидактические игры;

- Сюжетно-ролевые игры;

- Театрализованные игры;

- Чтение художественной литературы, заучивание наизусть потешек, закличек, пословиц и поговорок и т.д.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

- Рисование («Осенняя березка», «Масленица – барыня», «Пасхальное яйцо» и др.); (Приложение №2, фото )

- Аппликация («Осенний ковер», «Игрушки для зверят на рождество», «Проводы зимы», «Рождественские ангелы»  и др.);

- Лепка («Пасхальный кулич», «Дымковский козлик на ярмарке» и др.);

- Ручной труд («Куклы из соломы», «Куклы наших прабабушек», «Рождественские подарки», «Веточку вербы» и др.); (Приложение №2, фото)

- конструирование из конструктора ЛЕГО («Русская изба», «Мебель наших предков», «Русская печь» и пр.)

Выставки совместного труда детей и родителей («Барышня осень», «Новогодние поделки», «Пасхальные куличи и яйца», «Чьи блины вкуснее» и др.)(Приложение №2, презентация «Фото)

- Музыкальные занятия, включающие тематику календарно-обрядовых праздников;

- Совместная деятельность с педагогом: разучивание попевок, потешек, закличек, колядок, хороводов под музыку; игра на шумовых народных инструментах.

- Развлечения: «Осенены», «Рождественские колядки», «Масленица» и др. (Приложение №1, презентация)

- Театральные представления : « Лисичка со скалочкой», «Крошечка-ховрошечка», «Гуси-лебеди» и др.

Велась работа и с родителями.  Был составлен тематический план, который представлен в таблице 1.

Таблица 1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Время проведения

Содержание

Работа с родителями

1

Сентябрь

Совместное творчество детей и родителей: Выставка «Дары осени»

Анкетирование

(приложение2) 

2

Октябрь

Праздник «Осенины»

Родительское собрание: «Знакомимся с народными праздниками»

(приложение2) 

3

Ноябрь

Привлечь родителей к подбору и оформлению тематических альбомов по календарно-обрядовым праздникам «Святки», «Масленица», «Пасха»,

«Праздник жаворонков» и др. 

Провести вечер вопросов и ответов, «Русский народный фольклор в жизни детей старшего возраста. 

4

Декабрь

 Творчество  родителей: «Изготовим карнавальный костюм» Совместное творчество детей и родителей.

Выставка « Новогодние чудеса»

Беседа «Поют ли ваши дети русские народные  песни?» 

5

Январь

 «Гадание» (с родителями). Развлечения «Пришла колядка, отворяй ворота»

Консультации для родителей «Организация народных игр в семье» (приложение2) 

6

Февраль

Праздник «Масленица-кривошейка, встречаем тебя хорошенько» Посиделки  с блинами (дети и родители) (март)

 

7

Март

 Совместное творчество детей и родителей (апрель)

Консультация «Участие ребенка в народных праздниках» 

8

Апрель

Выставка «Расписное яйцо» (совместное расписывания яйца, разными материалами в разной технике)

Беседа «Как мы отмечаем Пасху»   

9

Май

Развлечение «Троица» изготовлении костюмов и атрибутов к праздникам.

( Июнь) Привлечение родителей к оформлению цветников.

Провести совместно с родителями вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки?» (игры, упражнения в смекалке, ловкости) 

 

 Родители принимали активное участие в изготовлении костюмов и атрибутов к праздникам.

Ожидаемые результаты от проведенной работы 

Дети: 

Формирование чувств национального достоинства;

Устойчивый интерес к культуре русского народа;

Широкое использование в повседневной жизни всех видов фольклора.

Воспитатель:
Компетентность в вопросах русской национальной культуры.

Освоение инновационных методов работы по знакомству детей с бытом, традициями и обрядами русского народа.

Родители: 

Активное участие в работе по знакомству с календарно-обрядовыми праздниками. Осознанная помощь воспитателю.

 

На IV этапе (итоговом) был проведен итоговый мониторинг выявления сформированности основ русской народной культуры у детей, что и подтвердило эффективность проведенной работы.

Анализ результатов работы с детьми.

В начале учебного года с целью выявления уровня знаний о народно-обрядовых праздниках детей проводила диагностическую беседу с детьми. Так дети у меня в подготовительной группе были разные, диагностировала дошкольников по одним и тем же критериям. Результаты беседы оценивались по следующим критериям:

1. Знание названий народных праздников;

2. Знание названий и назначение предметов русского народного быта (лучина, плуг, кокошник и др.); 

3. Знание русских народных и музыкально-фольклорных игр, изучаемых в рамках ФГОС; 

4. Знание русских народных песенок, потешек, закличек, изучаемых в рамках ФГОС; 

5. Знание различных видов фольклора (пословицы, приметы, хороводы) и используют его; 

6. Наличие представлений о женском и мужском русском костюме;

7. Знание народных примет и умение их соотносить с увиденным в природе;

8. Понятие о том, что люди на земле могут и должны жить в дружбе; 

9. Имеет представления о нравственных ценностях людей, стремится следовать им.

Таблица 2

Критерии оценки знаний детей о народно-обрядовых праздниках 

п/п

Критерии

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

1

Знание народных праздников и обычаях с ними связанных (Осенины, Покров, Крещение, Благовещенье и др.)

Называет основные народные праздники

Называет не все народные праздники

Не знает основные народные праздники

2

Знание названий и назначение предметов русского народного быта (лучина, плуг, кокошник). 

 

Имеет представление о названиях и назначение предметов русского народного быта (лучина, плуг, кокошник, деревянная ложка  и др.). 

Путается в названиях предметов народного быта и в их назначении

Не называет предметы народного быта, не знает о их назначении

3

Знание русских народных и музыкально-фольклорных игр, изучаемых в рамках ФГОС 

 

Знает русские народные и музыкально-фольклорные игры, их правила. 

 

С помощью взрослого может назвать некоторые игры и вспомнить их правила. 

Не может назвать ни одной игры

4

Знание русских народных песенок, потешек, закличек, изучаемых в рамках ФГОС

Знает и может исполнить народные песенки, потешки, заклички изученные в рамках ФГОС. 

Знает не большое количество песенок, потешек. Путается, нуждаются в помощи взрослого. 

Не знает или не может вспомнить ни одной песенки, потешки, заклички. 

5

Знание различных видов фольклора (пословицы, приметы, хороводы) и используют его. 

Знает и может рассказать любые виды фольклора.

Не может назвать ни одного виды фольклора, изученного в рамках ФГОС. 

Знает не все виды фольклора, изученные в рамках ФГОС. 

6

Наличие представлений о женском и мужском русском костюме. 

Узнает русский народный костюм, выделяет харак-терные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочета-ние цветов). Мо-жет отличить от костюмов других народов. 

Узнает русский народный костюм, но путается в деталях.

Узнает русский народный костюм, но путается в деталях.

7

Знание народных примет и умение их соотносить с увиденным в природе. 

Имеет представление о народных приметах и умеет их соотносить с увиденным в природе. 

Ребенок час-тично знает народные приметы, но не все соотносит, с увиденным в природе. 

Не знает народные приметы и не умеет соот-носить их с увиденным в природе. 

8

Имеет понятие о том, что люди на земле могут и должны жить в дружбе.

Объясняет

почему люди должны жить дружно

Не всегда может объяснить,

почему люди должны жить дружно.

Уходит от ответа.

9

Имеет представления о нравственных ценностях людей.

Стремится следовать им

Не всегда поступает адекватно.

Не старается избегать конфликтные ситуации 

 

Проведенная диагностика показала следующие результаты:

высокий уровень – 10%;

средний уровень – 40%;

низкий уровень   – 50%. 

Анализ диагностики показал, что дошкольники недостаточно знакомы с народными обычаями, обрядами, бытом, праздниками. Высокий уровень знаний показали только 10% детей. А половина детей (50%) практически не знают о прошлом своих предков. Я думаю, что дошкольники, показавшие высокий результат, более сведущи о прошлом только потому, что в этих семьях родители детей поддерживают тесный контакт со своими родителями. А бабушки и дедушки рассказывают внукам о жизни их родителей, т.е. знакомят внуков и внучек с бытом, обычаями, играми их прабабушек и прадедушек.

 

II. Практическая часть

Анализ создавшейся ситуации, показывает необходимость знакомства детей с русской народной культурой. Такой вывод и послужил началом работы по знакомству с русскими народными календарно-обрядовыми праздниками дошкольников.

Ожидаемые результаты от проведенной работы 

Дети: 

Формирование чувств национального достоинства;

Устойчивый интерес к культуре русского народа;

Широкое использование в повседневной жизни всех видов фольклора.

Воспитатель:
Компетентность в вопросах русской национальной культуры.

Освоение инновационных методов работы по знакомству детей с бытом, традициями и обрядами русского народа.

Родители: 

Активное участие в работе по знакомству с календарно-обрядовыми праздниками. Осознанная помощь воспитателю.

Прежде, чем начинать работу с детьми, я составила календарь народных праздников:

6-7 января – Коляда;

Конец февраля - начало марта - Масленица. Дата начала праздника «плавает», она связана с лунным календарем, начинается за 8 недель до первого весеннего полнолуния;

22 марта - Сороки (Встреча перелетных птиц);

Пасха;

Первое воскресенье после Пасхи - Красная горка;

22 мая – Ярило (Встреча с солнцем);

23- 24 июня - Иван Купала;

2 августа - Ильин день;

28 августа - Спожинки (Праздник окончания уборки хлебов);

14 сентября - Семен Летопроводец (Проводы лета, прославление даров осени).

Затем был составлен тематический план, который представлен в таблице 3.

Таблица 3

Тематический план работы по знакомству с календарно-обрядовыми праздниками:

Месяц

Тема мероприятия

Форма мероприятия

Методы и приемы

1.

Сентябрь

Адаптационный период

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

Октябрь

Календарь, календарные песни и годовой круг календарных праздников

Беседа.

Рассматривание иллюстраций.

Дидактическая игра «Собери урожай». Пальчиковая гимнастика «отдели фасоль от гороха».

Хлеб. Жатва. 

НОД «Как хлеб на стол пришел»

Приготовление печенья.  Пальчиковая гимнастика. Динамическая пауза.

«Зерновушка»

Беседа о том, как в древности заботились о хорошем урожае в следующем году.

Поделка куклы «Зерновушка» из разных видов круп

Осенние посиделки

 (календарно-обрядовый праздник «Осенины»)

Музыкальное занятие

Разучивание танца «Барыня»; русских народных игр.

Игрушечных дел мастера.

 

Аппликация «Куклы в русском костюме»

Русские народ-ные игры, хоро-воды (пальчи-ковые игры, динамическая пауза на занятии)

Кукла «Десятиручка-Зерновушка» 

 2-я пол. дня (в течение месяца)

 

3.

Ноябрь

«Кузьминки – об осени поминки» (календарно-обрядовый праздник)

Развлечение «Прощай, Осень»

Изготовление атрибутов к развлечению.

Приготовление винегрета

Кукла «Параскева пятница» 

 2-я пол. дня (в течение месяца)

 

Традиции чаепития.

Рассказ воспитателя об обряде  чаепития на Руси; аппликация: «Чайный сервиз»

Чаепитие во 2-й пол. дня (На столах пироги с капустой).

Подвижные игры: «Капуста», «Чай-чай выручай» 

Познавательное развитие. Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)

 

НОД «Какие изменения про-исходят в природе осенью». «Жизнь животных в ноябре».

Наблюдения, чтение художе-ственной литературы, рассматривание иллюстраций.

 

 

 

Физическое развитие

 

Подвижные игры: «Золотые ворота», «Лошадки», «Бабка Ёжка»

 

 

Познавательное развитие.

НОД «Из прошлого ложки» ( показ презентации  и декоративное рисование по хохломской росписи раскрашивание

«Ложки») 

Декоративное рисование по хохломской росписи разные изделия.

 

 

 

 

4.

 

 

 

Декабрь

Познавательное развитие

НОД «Празднование Нового года прежде». 

Рассказ в-ля, чтение художественной

литературы, рассматривание иллюстраций

Зимняя народная кукла «Спиридон-солнцеворот» 

2-я пол. дня (в течение месяца)

 

Художественно-эстетическое развитие

Знакомство с особенностями содержания колыбельных песен и приговорок 

Музыкальное занятие

«Баю-баю-баю-бай, поскорее засыпай!» 

Драматизация колыбельных песен, приговорок

Ознакомление с художественной литературой.

НОД «Потешный игровой фольклор».

Заучивание потешек к играм.

Речевое  развитие

 

НОД: Литературная викторина «В гостях у сказки»

(презентация).

Чтение сказок, настольные игры,

презентация.

Физическое развитие

Беседа о русских подвижных играх

Подвижные игры: «Бубен-цы», «Игровая», «Золотые ворота» «Гори, гори, ясно»

5.

Январь

Народная кукла «Белый ангел» 

2-я пол. дня (в течение месяца)

 

Зимние праздники. Колядки (календарно-обрядовый праздник)

Развлечение

Изготовление атрибутов к развлечению.

Продуктивная деятельность.

Рисование по замыслу на тему «Зима»

Выставка детских рисунков

Игра-драматизация русской народной сказки «Маша и медведь».

Исполнение русских народных песен «Во поле березка сто-яла», хороводной «Как пошли на-ши подружки».

Рассказывание потешек детьми. Русская народная игра «Ворон» 

Физическое развитие

Беседа о зимних играх русского народа

Игры «Пройди по узенькой дорожке», «Баба Ёжка», «Перетяжки», «Волшебные снежинки».

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

Февраль

Народная кукла «Масленица Домашняя» 

2-я пол. дня (в течение месяца)

 

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное занятие «Гусли звончатые» 

Знакомство с русским народным инструментом гуслями. Разучивание р. н м. «Во поле березка стояла»» 

Прослушивание фонограмм в исполнения артистов р.н.м. на гуслях.

Хоровод «Во поле березка стояла» 

Масленица (календарно-обрядовый праздник)

Развлечение

Изготовление атрибутов к развлечению.

7.

Март

Познавательное развитие

«День весеннего равноденствия»

Беседа о сезонных изменениях в природе. Рисование по замыслу.

Рассматривание иллюстраций

Праздник жаворонков

(календарно-обрядовый праздник)

Развлечение с использованием весенней заклички

Изготовление атрибутов к развлечению.

День весеннего равноденствия «Прогулка в весенний парк»

Наблюдение за изменением сезонных явлений в природе

Игры «Матушка Весна», «Дедушка Рожок»

 

Художественно-эстетическое развитие

 

Музыкальное занятие «Прогулка в весенний лес»

Фонограмма с голосами птиц, пьеса из альбома П.И. Чайковского «Времена года» «Март». Подвижная народная игра «Птицелов».  

Кукла «Веснянка» 

2-я пол. дня (в течение месяца)

 

8.

Апрель

Познавательное развитие

«Вербное воскресенье»

НОД «Празднование Вербного воскресения на Руси», его традициях (презентация и изготовление веточки вербы).

Фонограмма пьесы из альбома

П.И. Чайковского

«Времена года»

«Апрель». 

Кукла «Вербница» 

 

2-я пол. дня (в течение месяца)

 

Физическое развитие

 

 

 

 

 

 

Беседа об особенностях русских народных игр

 

 

 

 

Игры «Ручеёк», «Цепи кован-ные», «Жмур-ки», «Хлоп! Хлоп! Убегай!»

 

Познавательное развитие

«Пасха»

 

НОД «Пасха- Светлое воскресенье» презентация и  раскрашивание пасхальных яиц).

 

Изготовление

пасхальных  яйца.

Пасха (календарно-обрядовый праздник)

Развлечение

Изготовление атрибутов к развлечению.

9.

Май

Познавательное развитие. Продуктивная деятельность «Весна». 

Рисование на темы «Лес весной», «Цветущий луг» (По выбору детей)

Выставка детских рисунков

Весна. Работа в огороде. 

Работа в огороде на участке д/сада

Игры «Зайцы и огородник», «Змейка»

Зелёная неделя (праздник березки)

 

 

 

Развлечение «Во поле береза стояла»

Украшение березки на участке д/с Изготовление атрибутов к развлечению.

Познавательное развитие

«Троица»

 

НОД  «Празднование Троицы Руси», его традициях.

Разучивание стихов, приметы, поговорки.

Кукла «Утешница» 

2-я пол. дня (в течение месяца)

 

«Солнечный коняшка»

НОД «Чтение сказки П.П. Ершова» «Сивка-Бурка»

Изготовление «Солнечного коняшки» из ткани. 

День Купальницы 

Развлечение

Изготовление атрибутов к развлечению

 

 

Физическое развитие

 

Игры «Стадо», «Салка», «Лошадки» 

           

 

Дети, участвуя в русском народном празднике, узнают основы русской народной культуры, опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поэтому мы (воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию) придерживались таких принципов:

- подготовку к празднику осуществляли постепенно, на занятиях по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, физкультурных, музыкальных и др.;

- программу праздника составляли так, чтобы содержание каждого праздника способствовало воспитанию нравственного поведения;

- следили, чтобы все дети были активными участниками мероприятия;

- в программу праздника обязательно включали подвижные игры (по возможности использовали в них нетрадиционное физкультурное оборудование), хороводы, танцы, проблемные ситуации, а также элементы познавательного развития;

- соблюдали регламент проведения праздника;

- после праздника закрепляли праздничные впечатления в различных видах деятельности детей;

- привлекали к посильному участию в подготовке народных праздников и развлечений детей, что в свою очередь являлось важным компонентом воспитания нравственного поведения;

- постоянно помнили, что народные праздники обогащают жизнь детей радостными переживаниями. В ходе праздника или развлечений развивали у детей творческую активность, поощряли их познавательные интересы.

Условия для реализации работы

Работа проводилась в соответствии с образовательными областями, рекомендованными ФГОС, и строилась по плану, который был состален после полученных результатов. Практическая часть была реализована на III этапе работы.

В работе используются различные методы и приемы:   

1. Метод наглядности. 2. Словесный. 3. Практический. 4. Частично-поисковый.5.Проблемно-мотивационный.6. Сотворчество.7. Мотивационный  

Работа по знакомству с календарно-обрядовыми праздниками имеет свои особенности, которые представлены на рисунке 1 (см. ниже):

Особенности данной работы заключаются в том, в ее процессе необходимо знакомить детей не только с самими праздниками, но параллельно с самобытностью русского народа; его жизнелюбивым и открытым характером; воспитательным значением праздников; развивающем характере, который проявляется в тврочестве при его проведении. А о связи праздников с природой говорит то, что они разделены по времени проведения на зимние, весенние, летние и осенние. Это деление связано с проведением весенних и осенних полевых работах, средой обитания животных, сменой времен года и т.д. 

Рисунок 1. Особенности знакомства детей с календарно-обрядовыми праздниками

Всю работу по знкомству с народными календарными праздниками старалась проводить в комплексе, которая включала различные виды деятельности дошкольников. Интегративный характер работы я отразила в таблице 1.

 

Таблица 1

Знакомство дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками посредством интеграции разных видов искусств

Литература

Театр

Изобразительное искусство

Музыка

- рассказывание сказок, легенд;

- рассматривание иллюстраций;

- драматизация сказок, рассказов;

- прослушивание аудиозаписей сказок, легенд в исполнении мастеров художественного слова.

- театральная азбука (мимика, пантомимика, жесты, интонации, выразительность и пр.);

- театрально-игро-вая деятельность;

- творческая мас-

терская (изготов-ление декораций, атрибутов и пр.)

- продуктивная

деятельность детей;

- рассматривание

произведений художников-иллюстраторов о народных празднествах, костюмах и др.

 

 

- развлечения,

- игровая,

музыкальная деятельность под руководством педагога;

- самостоятельная музыкальная; театрализованная деятельность

- совместная музыкальная деятельность взрослых и детей.

 

В процессе проведения работы по знакомству с календарно-обрядовыми праздниками во время занятий с детьми и вне их происходило постепенное знакомство со средствами выразительности создания сказочных образов прошлого; формирование желания и умений использовать полученные знания в собственной творческой деятельности. Изображение детьми различных образов на основе интеграции, по сравнению с созданием подобных образов только на основе восприятия действительности, обогащалось за счет использования интеграционных методов и приемов. Дошкольники опосредованно познавали разнообразие образов, их эмоциональный колорит через литературные и музыкальные произведения, осваивали разнообразный изобразительный материал, новые техники рисования, лепки, конструирования, аппликации. 

Вот так, например, проходило знакомство с куклой «Крупеничка». Сначала она рассказала с помощью загадок о том, что сделана из разных круп. Для этого загадала загадки, отгадки которых попросила нарисовать:

Как во поле на кургане 

Стоит курица с серьгами  (овёс).

В поле метелкой, 

В мешке жемчугом         (пшеница).

В воде растёт,
Уборки ждёт.
Годен для каши,
Ест его Маша.
Годен для плова.
Ест его Вова.                (Рис)

В поле росла, 
Под жерновом была, 
Из печки на стол 
Караваем пришла.       (Пшеница) 

Она здоровье укрепляет, 
Гемоглобин наш повышает. 
Любит варку, любит печку, 
А зовётся она...                    (Гречка) 

 

При изготовлении куклы «Крупеничка» дети при помощи мерки определяли, количество крупы для рук, головы, туловища опытным путем, чтобы части тела были пропорциональными. В данном случае ведущей была опытно-экспериментальная деятельность. Дошкольники подбирали нужные лоскутки ткани, соединяли их. При этом совмещались такие области, как познавательное (ФЭМП), художественно-эстетическое развитие; развивались мелкая моторика рук и глазомер, пространственная ориентация. 

В игровом задании в процессе рассматривания куклы «Крупенички», кукла предлагает «сварить» кашу. Но здесь же сетует, что не знает, отмерить крупу для нее. Дети учат Крупеничку, как отмерить крупу с помощью условной мерки. Затем проводится игра «Варим кашу», дети сами договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа). В соответствии со словами:

Раз, два, три, 

Горшочек, вари!

дети-«продукты» по порядку входят в круг – «горшочек» и присаживаются. Вовремя варки каши (ребятишки по очереди привстают, говорят: «пых»). Когда огонь прибавляется (воспитатель говорит «пых» в убыстренном темпе, дети не привстают, а почти подпрыгивают).

Кашу помешивают                                      (все идут по кругу) 

Каша готова! Ей нужно потомиться          (все присаживаются). 

Раз, два, три,          

Горшочек, не вари!

Крупеничка «пробует» получившуюся кашу, хвалит детей и благодарит их за то, что они научили отмерять крупу для такой вкусной каши. 

В этом упражнении-игре интегрированы следующие области развития, познавательное (ФЭМП), художественно-эстетическое, физическое.

В процессе знакомства с календарно-обрядовым праздником Масленица дети ненавязчиво запоминали очередность и название дней недели. Узнали они и о том, в какие зимние игры играли наши предки, как были гостеприимны, радовались гостям. Любили и любят угощать гостей сытно и вкусно. Говорили: «Угощайтесь, чем Бог послал», «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Не обижайте хозяина, отведайте наши кушанья» (показ  презентации Масленица»»).  

А узнав, что последний масленичный день называется «Прощенное воскресенье» усваивали уроки нравственности: ведь можно и нечаянно кого-то обидеть, значит, нужно обязательно попросить прощения, чтобы отношения с окружающими были добрыми.

Очень эмоционально проходил и праздник «Сороки» (22 марта). В процессе знакомства с эти праздником, рассказала детям русскую народную былину. (Приложение № 2)

«Очень-очень давно, один из военачальников приказал отряду из 40 храбрых воинов принести в жертву богам одного из них. Воины отказались это сделать и тогда всех воинов убили. А своих солдат – защитников всегда любил народ, и стали верить люди в то, что не погибли 40 воинов дружины, а превратились в жаворонков». В этот день - 22 марта вспоминают всех погибших воинов. Предложила прослушать детям песню «Журавли» в исполнении Марка Бернеса, которую в 1968 написал Расул Гамзатов, а перевел ее Наум Гребнев, на музыку положил Ян Френкель.

Дети получили знания о почитании защитников своей страны, узнали, что хозяйки в этот день пекли особые постные булочки – «жаворонков», с распростертыми крылышками, как будто летящих, да еще с хохолками. Постное угощение раздавали детям. Этот праздник помог детям увидеть, как творчески, с фантазией восприняли люди былину о жаворонках.

Как и на всех русских праздниках на Сороки дети водили хороводы, играли в игры. И я предложила детям поиграть в игру «Жаворонок.

Читая сказку П.П. Ершова «Сивка-бурка», рассказала детям легенду, которую очень любили наши предки. Они считали, что этого коня кто-то бережет, кто-то пасет. Русский народ считал, что «…стоит произнести магические слова: «Сивка-Бурка, вещая Каурка, стань передо мною, как лист перед травою». «И вот в то же мановение полуночный ветер разнесет все слова ваши куда надобно (по словам этнографа М. Макарова), и вы уже слышите, как бежит к вам конь, как без крыльев к вам летит непостижимая Сивка-Бурка, вы почувствуете, как из ее ноздрей пышет полымя, а из ее ушей дым валит столбом. Скорее готовьтесь влезть в одно из ушей этого коня; но спешите тотчас же вылезть из другого уха, и вот вы будете такой молодец, о котором не расскажет вам никакая сказка, которого не опишет никакое перо!..» Сказку «Сивка-Бурка дети слушали под фонограмму музыки из балета «Конек-Горбунок», написанного по мотивам этой сказки Р.К. Щедриным. После прочтения сказки, загадала детям загадку:

Всё пустяк для Дурака,
не продаст он лишь конька:
хоть ушастый ростом мал,
расторопен и удал!
Всем известен тот конёк.
Как зовётся?                               ...Горбунок! 

 

и предложила нарисовать отгадку. Дети сделали это с большим удовольствием.  

На музыкальном занятии дошкольники очень хорошо импровизировали с помощью шумовых инструментов ритмический рисунок перезвона.

Вне занятия ребята с удовольствием вспомним содержание всей сказки посредством   раскладывания иллюстрации, которые были перепутаны, в нужном порядке. (Поймал жар-птицу. Привёз царь-девицу, Рыба-кит, Освобождение кита, Сундучок с перстнем, Иван омолодился, Царь сварился, Конец сказки. Свадьба. 

 Вместе с детьми рассмотрели фото памятников «Коньку-Горбунку» в различных городах: Москве, Тобольске, Ялте и др. Таким образом, подвела детей к тому, что наши предки очень почитали Конька-Горбунка и придумали как сделать куклу-игрушку Солнечного коняшку – символ мая. Затем дети изготовили Солнечного коняшку из ткани, который символизировал календарно-обрядовый праздник Купальница. Предложила детям русские народные игры «Лошадки», «Горелки», «Конек-Горбунок прыгает через ручеек», «Поймай Конька-Горбунка» и др. 

Во всех приведенных примерах работы с детьми по знакомству с обрядовыми праздниками четко прослеживается интеграция различных областей развития дошкольников.

Огромное значение для знакомства дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками имеет создании развивающей предметно-пространственной среды. Чтобы она способствовала знакомству детей с народными праздниками, приобрела и изготовила разнообразный наглядно-демонстрационный материал; различные дидактические игры «Чей это костюм?», «Одень куклу» и др.; тематические альбомы по календарно-обрядовым праздникам «Святки», «Масленица», «Праздник жаворонков» и др. Пополнила книжный уголок художественной литературой; тематическими альбомами, которые помогали детям установить не только последовательность народных праздников, но и вспомнить их элементы. Пополнила картотеку русскими народными подвижными играми. Физкультурный уголок пособиями для проведения подвижных игр. Следует отметить, что кукол, которые дети делали во 2-й половине дня, они пожелали забрать домой. Отказать им было невозможно, т.к. им в их изготовлении помогали и родители. Но отрадно то, что когда эти куклы нужны были для занятий или мероприятий, дети приносили их

В создании развивающей предметно-пространственной среды активно помогали не только родители, но и дедушки с бабушками. На родительском собрании родителям было предложено принять участие в работе по проблеме ознакомления дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками. Отрадно, что родители с пониманием отнеслись к моему предложению. 

В первую очередь были задействованы родители, у которых был тесный контакт со своими родителями. Побеседовав с бабушками и дедушками из этих семей, я пришла к выводу, что для того, чтобы повысить знания детей о календарно-обрядовых праздниках, нужно пополнить развивающую предметно-пространственную среду. Был создан «Уголок русской избы» с помощью бабушки Саши (она делилась воспоминаниями о своем детстве) и дедушки (непосредственный исполнитель «уголка русской избы»).

В процессе проведения занятий на основе интеграции с дошкольниками я постоянно использовала опыт и традиции старшего поколения  семей.

Так, например, во время перерыва между занятиями Оля увидела в окно, что вороны сидят на дереве головами в разные стороны и обратила внимание других детей словами: «Смотрите, вороны боятся, что их сдует с дерева ветром». Некоторые дети засмеялись, а Оля сказала, что об этом она узнала от бабушки. В другой раз она же привлекла внимание сверстником словами: «Вороны по снегу гуляют, значит, будет тепло». А однажды Олина бабушка пришла в группу и научила ребят готовить птичьи «пироги»( В любой растопленный жир положить семечки, орехи, сухофрукты, или овсяные хлопья и всё перемешать). Когда после занятия все вышли на прогулку она показала и рассказала, как лучше приготовленные «пироги» развесить на деревья, чтобы зимующим птицам было легче пережить морозы.

        Бабушка Вали рассказала, что она часто рассказывает внучке о народных приметах. Так, например, при приготовлении еды, вдруг говорит: «Вот ведь как соль отсырела – быть дождю». А глядя утром в окно невзначай отмечает: «Туман сегодня густой – жарко будет днем» и т.д. Был случай, что, выйдя в огород, отметила: «Не буду сегодня поливать. Вон как ботва у моркови поникла – будет дождь». Об этом нам поведала Валя. Так ненавязчиво она знакомила внучку с приметами, которые народ хранил веками, и которые очень помогли мне в работе с детьми.

Об очень интересном поведении еловой шишки мы узнали от Машиной бабушки. Маша  рассказала, что для предсказания погоды у бабушки висит на шнурке зрелая еловая шишка: к ненастью чешуйки у шишки смыкаются. Следуя этой традиции, мы тоже в уголке природы повесили еловую шишку. Наблюдая за ее состоянием, все дети убедились, что шишка «говорит» правду. А вовремя прогулок проводили наблюдения за состоянием кроны ели: перед дождем она опускает свои веточки. Такие наблюдения, вроде и не относятся непосредственно к знакомству с календарно-обрядовыми праздниками, но они акцентируют внимание дошкольников на том, что старшие поколения были очень внимательны к окружающей жизни и растений, и животных. Они обращали внимание, когда зима поворачивает на весну: вот и празднование Масленицы; когда прилетают грачи, значит нужно готовиться к севу; когда лучше сеять злаковые, а когда овощи.

Чтобы работа с родителями была более эффективной проводила беседы, консультации, родительские собрания, круглые столы.  В уголке для родителей помещались статьи, стихи, приметы по теме, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома. Стали традиционными беседы за круглым столом (например, «Поют ли ваши дети русские народные песни?»  «Как мы отмечаем Рождество Христово»,  «Пасху» или какой-либо другой календарно-обрядовый праздник. Обсуждение важности сохранения народных традиций); прямой телефон;  консультации и сообщения в уголке для родителей. При проведении с родителями бесед и консультаций постоянно делался акцент на то, что знание истории поколений крайне важно для формирования личности ребенка. Главное, чтобы знание традиций и их соблюдение, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.

 

IV этап (итоговый)

В конце каждого учебного года я проводила диагностическое обследование дошкольников по тем же параметрам, что и в начале учебного года.

высокий уровень – 50%;

средний уровень – 50%;

низкий уровень   – 0%. 

Данные показатели красноречиво говорят о том, что проведенная с детьми работа имела позитивный результат.

Анализ диагностики показал, что дошкольники очень даже неплохо знакомы с народными обычаями, обрядами, бытом, праздниками. После проведенной работы половина детей (50%) имеет высокий уровень знаний, вторая половина дошкольников на среднем уровне познаний (тоже 50%).  

Выдвинутая гипотеза  подтвердилась: знакомство детей, с русской народной культурой, через участие в народных календарных праздниках, будет способствует формированию основ русской народной культуры, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Календарно-обрядовые праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Я считаю, что народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям. За годы межаттестационного периода у меня уже стало традицией проведение таких календарно-обрядовых праздников, как Колядки, Вербное воскресение, Масленица, Пасха, Троица, День Ивана Купалы.

Дети стали проявлять активный интерес к культуре и быту своих предков, их вопросы «Почему?» и «Зачем?» выражают стремление проникнуть в суть познаваемого объекта; у них сформировался эмоционально-практический отклик на окружающую действительность.

По результатам диагностического обследования и анализа уровня знаний детей по знакомству с наследием русской культуры видно, что работа по реализации данной работы приносит свои ощутимые плоды. Для детей характерна выраженная положительная направленность по отношению к окружающему. Мотивом к этому выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

В ходе работы знакомства детей с русскими календарно-обрядовыми праздниками, я стараюсь развивать личность каждого ребенка, который, надеюсь, будет носителем черт русского характера, т. к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Ведь народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Я думаю, что опыт моей работы будет полезен воспитателям не только нашего детского сада, но и другим.

Использованная литература:

1. Адаскина О.Н. Русский фольклор. / О.Н. Адаскина– М.: АСТ, 2001. - 256 с.

2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: Учеб. пос. / В.П. Аникин - М.: МГУ, 1969. - 95 с. 

3. Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. / М.И. Богомолова - Тольятти, 2008. - 71 с.

4. Ефимова Л.В. Русский народный костюм // Государственный Исторический музей. / Л.В. Ефимова - М.: Издательство Советская Россия, 1989. - 314 с.

5. Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. / Л.А.  Иванцова - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с.

6. Картушина М.Ю Русские народные праздники в детском саду. / М.Ю. Картушина– М.:  Творческий центр «Сфера», 2007. – 320 с.

7. Князева О.Л., Махаева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. / О.Л. Князева, М.Д. Махаева– СПб.: Издательство «Детство – Пресс», 2006. – 365 с.

8. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Приобщение детей к истокам русской культуры: Конспекты занятий и сценарии календарно–обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. и доп. / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова– СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 384 с.

9. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. – М.: Издательство: Центрополиграф, 2001. – 224 с.

10. Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. / Е.А. Покровский. – М.: Сфера, 2009. – 192с. 

11. Рада (Гульц Ю.И.) Языческая мистерия славян. Посвящение светлым богам: Очерки. «Славянский кологод: обряды на каждый день». – Воронеж: Река Времени, 2006 – 128 с.

12. Богданова И.А. Сказка про Куклу Зерновушку и Волшебные Игрушки. / И.А. Богданова  Изд-во:  «Сибирская Благозвонница» – 2010. - 200 с.

 

 Приложение 2

 

Анкета для родителей

Ответ

1.

 

Знаете ли вы и любите ли народную

музыку (песня, наигрыши, частушки)? 

Да-

Нет-

2.

Звучит ли в вашем доме народная музыка? 

Да-

Нет-

3.

Часто ли используете в своем разговоре народные пословицы, поговорки. Объясняете ли вы их значение своему ребенку? 

Да-

Нет-

4.

Наблюдаете ли вы за изменениями в природе, знаете ли, народные приметы? 

Да-

Нет-

5.

Как вы относитесь к религии, к верованиям? 

Да-

Нет-

6.

Знаете ли вы народные и христианские праздники? Если да, то, какие? 

Да-

Нет-

7.

Знаете ли вы их содержание? 

Да-

Нет-

8.

Рассказываете ли вы ребёнку о календарно-обрядовых праздниках?

Да-

Нет-

9.

Делится ли ребенок своими впечатлениями с вами после проведения занятий по народному творчеству? 

Да-

Нет-

10

Нужно ли детям знать народные праздники? Для чего?

 

Да-

Нет-

 

Народный православный праздник Сороки.

Вот и подошел день весеннего равноденствия – 22 марта!  (история возникновения праздника «Сороки»,

Православная Церковь в этот день чтит память сорока Севастийских мучеников, пострадавших за Христа. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, их заключили в темницу. Но они не отчаивались, а только молились. И молитва их была услышана. Однажды с неба им был дан глас; «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Как ни пытали воинов, для них не было ничего дороже Христа Бога. Еще стояла зима, был сильный мороз. Воинов посели к озеру и поставили под стражей на льду на всю ночь. А чтобы сломить волю отважных воинов, на берегу растопили баню. Так это и изображено на иконе. И вот ночью, когда холод уже был нестерпим, один из воинов не выдержал и бегом бросился к бане, но тут же, у порога, упал замертво. Но господь не оставлял своих воинов. Вдруг вода неожиданно стала теплой. А единственный неспящий стражник увидел над головой каждого мученика светлый венец, но их уже было не сорок, а тридцать девять. Увидев такое чудо, стражник разбудил остальных стражников и сказал им: «Я - христианин!» и присоединился к мученикам, восполнив их число до сорока.

Дети узнали, что именно отсюда и пошла в народе поговорка – «Свято место пусто не бывает». Наутро истязатели удивились – все мученики живы, а должны были в холодно воде умереть, и их стражник вместе с мучениками прославляет Христа. В лютой злобе мучители казнили Севастийских воинов. За веру, за то, что воины претерпели до конца. Церковь вот уже много веков прославляет святых в день весеннего равноденствия – 22 марта. В этот день служатся Литургии и разрешается облегчить пост. В их честь в Москве был сооружен храм Сорока мучеников Севастийских.

В день памяти Севастийких мучеников, в день весеннего равноденствия на Руси сложился обычай печь жаворонков – булочки в виде птиц.

 

Выступление на родительском собрании.

«Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»

«Детство – важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая,

яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

И от того, как прошло детство,

кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира

– от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш»

В. А. Сухомлинский

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности.

К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом.

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связанно с народной культурой: русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки в народных праздниках заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.

Праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серыми не интересным. Поэтому на смену старым праздникам приходят исконно русские, народные, которые можно встречать и отмечать не только в детском саду, но и дома.

Большой любовью в народе пользуются следующие праздники: Пасха, Рождество, Новый год, Масленица.

Сразу после Новогодней елки родители могут рассказать детям о Рождественских праздниках на Руси, о святочных вечерах. Дети узнают, что в эти дни маленькие девочки и мальчики ходили по домам и пели песни-колядки, в которых славили хозяев и желали им здоровья, богатства. Можно сделать звезду с фонариком и выучить колядку:

Слава дому сему,

Слава дому моему!

Мира, счастья мы желаем

И хозяев восхваляем!

Много лет, здоровья вам!

И большим и малышам!

Следующий большой праздник — масленица. На Руси она начинается за восемь дней до Великого поста, после вселенской субботы. Масленицу отмечают семь дней. Пекут блины, приглашают гостей, сами ходят в гости. Отсюда и поговорка: «Не житье, а масленица».

Масленичным веселым обрядам издревле приписывалась магическая сила. По древнему календарю масленица—рубеж старого и нового года, начало весны.

Желательно познакомить детей с названиями дней масленичной недели, так как каждый из них имеет свое назначение:

Первый день - встреча.

Второй - заигрыш, в этот день все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. С этого дня начинались игрища и потехи. Поездки на лошадях.

Третий - лакомка, с этого дня в деревне начинали кататься на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Четвертый - разгуляй, в этот день было больше всего развлечений: устраивались скачки, кулачные бои и борьба. Строили снежные крепости и брали их боем. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Пятый - тещины вечерки, в этот день зятья угощали своих тещ блинами.

Шестой - золовкины посиделки, в это день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением.

Седьмой - прощенный день, это были проводы масленицы. В этот день сжигали чучело зимы, пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай.

В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог простит»,- отвечали на это. Так заканчивалась Масленица.

Праздник - Троица, он соединяет весну с летом. Символом праздника является березка, поэтому основная его часть ей и посвящается. Дома родители тоже могут устроить праздник вместе с детьми поиграть спеть песни о березке, а в завершении устроить домашний кукольный театр.

Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа. В них формируются такие качества, как любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям своего края.

Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитание и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде летописей и устного творчества.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, красиво двигаться, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Игра всегда была естественным спутником жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.

- Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры - один из жанров русского народного творчества. в них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков, их быте, труде. Игры были непременными элементом народных обрядовых праздников. Игра представляет обильную пищу для работы ума и воображения.

-Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками.

- Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки.

 -Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

-Знакомство с декоративно - прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов.

Уважаемые родители! Мы вас призываем побольше рассказывать своим детям о культуре нашего народа, традициях, праздниках, посещать краеведческие музеи, выставки художественно-прикладного искусства, читать сказки, небылицы, басни т. д.

 

Консультация на тему: « Знакомим детей с народными праздниками и обрядами».

 

Сущность развития личности ребенка, по определению Л.С. Выготского, состоит в присвоении им накопленно­го человеком опыта, как духовного, так и материально­го. Что заложено в начале жизни, то остается навсегда. По­этому особенно важно напитать душу ребенка высоки­ми ценностями, зародить интерес к истории и культуре своей Родины, своего народа. Народная культура несет в себе образец отношений человека к природе, семье, роду, стране, чего так не хватает в нашем современном обще­стве, где нарушена связь времен, изменились отношения, идеалы.

   Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю — узнаю, ког­да делаю — запоминаю». Ребенок должен быть не просто слушате­лем, но и активным участником процесса познания. Особое место занимает знакомство детей с народными праздниками и обрядами, кото­рые близки и понятны им, вызыва­ют яркие эмоции. Праздник для ребенка — это не только удовлет­ворение игровых, двигательных, эмоциональных и социальных потребностей, но и важный при­мер для подражания.

   Праздники играли значитель­ную роль в жизни русского на­рода, прежде всего, они, способ­ствовали консолидации жителей одного села, деревни, городского квартала. Праздник давал пере­дышку в тяжелом труде крестья­нина или ремесленника, психоло­гическую разрядку, а совместное времяпровождение, активное об­щение создавали иллюзию ра­венства, снимало социальную напряженность. Праздники по­зволяли продемонстрировать свои творческие возможности, таланты, способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение окружающих, передать свое умение молодым.

  Тематика и содержание народ­ных праздников определяются традиционным для русской культуры земледельческим кален­дарем, в котором отражен ритм го­довой жизни природы и челове­ка во взаимодействии с ней. Пра­вославный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Каждый народный праздник имеет особую эмоциональную окраску и неповторимый душевный на­строй, связанный с определенным моментом в кругообороте года. Неразрывная связь человека с природой по-своему выражается в ожидании праздника как духов­ного события, является составной частью годового ритма и образом движения в будущее.

   Деление года определяют дни весеннего и осеннего равноден­ствия. Издавна они отмечались праздниками Пасха, Иван Купала, Кузьминки (осенний праздник, связанный с окончанием большин­ства сельскохозяйственных работ), Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и др., все эти праздники проходят ярко и весело. Они проходят с закличками, зазывалками , прибаутками, играми, потехами, песнями и плясками.

   Праздник сближает детей с природой и оставляет глубокий след в их душе. Жизнь ребенка не только наполняется радостью и смыслом, но и богатыми эмоциями, а жизнь стано­вится гораздо здоровее.

   Народные праздники — явле­ние синкретическое, поэтому при­общать детей к народной культуре необходимо одновременно с рас­ширением знаний об окружаю­щем мире, воспитанием потреб­ности общаться с природой, при­ходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности, в еди­ном интегрированном пространстве.

Консультация для родителей «Организация народных игр в семье.

Народная игра-естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Постепенно исчезают такие народные игры, как «салки», «Лапта», «Казаки-разбойники», «Золотые ворота». Все они вместе со считалками, песенками, закличками - величайшее богатство нашей культуры, потому что в них заложена народная мудрость. 

В наше время дети мало знают русские народные игры, редко применяют эти знания в повседневной жизни, а многие недооценивают роль народной игры в развитии ребенка.

В старину говорили «Маленькие дети…играют, как птицы поют». Эти слова ёмко и образно выделяют главное: игра-естественное состояние ребёнка, его основное и любимое занятие. В народной подвижной игре развивается сила вашего ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Одни игры развивают у детей ловкость, выносливость, меткость, координацию, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей. Приучают детей быть честными и правдивыми.

Народные подвижные игры для дошкольников-способ познания окружающего. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Играя с детьми, мы с вами развиваем двигательные умения и навыки, определенные физические качества (быстроту, выносливость, ловкость, силу, меткость); побуждаем их активно и осознано выполнять основные виды движения (бег, прыжки, ползание, лазание, метание, равновесие).

Такие игры доставляют ребёнку много положительных эмоций, особенно дети любят, когда с ними играют родители. Не лишайте его такой радости, помните, что вы и сами были детьми. Родители-первые участники игр своих детей. И чем активнее ваше общение с ребёнком. Тем быстрее он развивается. Дети очень подвижны, неутомимы в своём желании бегать, прыгать, скакать, устраивать себе препятствия, и они получают от всего этого мышечное удовольствие. Взрослые не всегда понимают детей часто не позволяют шалить и резвиться, закладывая установку на малоподвижный образ жизни.

Хорошо бы направить детскую энергию в полезное русло. В чём преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания?

-Преимущество в том, что игры просты и доступны в организации. Они не требуют специального оборудования, специального отведённого для этого времени. С ребёнком вы можете играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде, на даче, в походах. Вместе с детьми изготовьте атрибуты, которые вы будите использовать в играх;

Предлагаю вашему вниманию несколько русских народных игр:

Косичка-игра «Хвостики»; мешочки-игра «Попади в цель», «Городки»; используя маски, дети перевоплощаются, тем самым развивают эмоциональную сферу, творческий потенциал.

Я уверена ребёнок очень рад минутам подаренным ему родителями в игровой деятельности. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем. Таким образом, народная игра поможет вам эмоционально сблизиться с ребёнком, улучшить физическое и психическое здоровье, благоприятно повлиять на его интеллектуальное развитие. Я предлагаю вам память по организации народной игры в семье.

Советы родителям по организации народных игр в семье.

• И для ребёнка и для родителей так важно играть вместе! Так дорого ощущение любви и то особенное понимание ребёнка, которое можно обрести в игре с ним.

• Народная игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей.

• Ваше участие в детской игре –введение туда новых, развивающих и обучающих элементов-должны быть естественным и желанным.

• Не ждите от ребёнка быстрых и замечательных результатов, проявляйте своё терпение.

• Поддерживайте активный, творческий подход ребёнка, поощряйте индивидуальное самовыражение ребёнка в игре.

• Если ребёнок умеет играть, если его радует собственная ловкость и вдохновляет победа над трудностями, ему никогда не будет скучно.

• Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья.

• Используйте народные игры при организации семейных праздников, дней рождений ребёнка.

Играйте с детьми как можно чаще!