Программа психолого-педагогической поддержки познавательной активности детей раннего возраста
Программа психолого-педагогической поддержки познавательной активности детей раннего возраста
Автор: Чепракова Людмила Николаевна
МАДОУ 68 «Чебурашка», Новгородская область, Великий Новгород
Познавательная активность:
Познавательная активность определяется как избирательная направленность активного внимания человека.
(Н.Ф.Добрынин, Т.Рибо),
проявление умственных способностей субъекта познания.
(С.Л.Рубинштейн),
особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий уровень сознания и развития человека.
(Л.А.Гордон),
готовность к энергичному овладению знаниями.
(Н.А.Половников),
проявление преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлениям.
(Л.П.Аристова).
Познавательная активность - это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений.
Познавательная активность в раннем возрасте.
В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами.
Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно – следственные связи между ними, изучает характер движений и соотношений предметов. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый.
Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношение предметов. Тем самым он формирует свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Давайте познакомимся!
Никита Г. (2,6 лет)-спокойный, добрый, любознательный, самостоятельный мальчик.
Не любит, когда кто-то плачет – сразу бежит жалеть.
Любит собирать пазлы, пирамидки, играть с конструктором, но предпочитает делать это один.
Подолгу может играть в центре «Песок-вода», любит экспериментировать с красками и бумагой.
Наблюдения:
В солнечный день на прогулке наблюдали за солнышком. Вечером с ребятами рисовали солнышко (предложены были мелки, фломастеры, краски и манная крупа)
Никита выбрал фломастер, на бумаге нарисовал круг, закрасил его.
«Все!» (пошел играть)
«Никита, у солнышка чего-то не хватает!» (Никита посмотрел на свой рисунок, но дорисовывать ничего не стал).
«Никита, посмотри, какое солнышко нарисовала Полина на манной крупе»(Никита подошел к Полине и на крупе нарисовал круг и лучики Стал показывать свое солнышко. Получилось!»
На музыкальном занятии дети играли на музыкальных инструментах. Никите досталась дудочка, но у него ничего не получалось. Отдал дудочку Ване, а себе взял металлофон (получилось),попробовал играть на барабане (получилось).К дудочке не подходил.
На следующий день мы с ребятами экспериментировали с легкими шариками: дули на них в трубочку и шарики подпрыгивали».Никита долго дул и у него получилось. Предложила ему через некоторое время дудочку. Он с неохотой взял дунул - и она зазвучала.
Д/и «День рождения Мишки». Никита взял стаканчик с водой и добавил в него желтую гуашь, размешал- получилась желтая водичка. Спрашиваю : «Никита, какой сок ты приготовил Мишке?» -Пельсиновый (довольный понес сок Мишке)
Делали разноцветные конфеты (мяли бумагу и делали шарики - опускали их в бутылочку)
Никита оторвал большой кусок бумаги, смял и пытался запихнуть в бутылочку- не получилось .Сделал еще одну попытку- бумага не проходит- оставил занятие и пошел играть в машину.
Результаты наблюдений:
инициативность, активность малыша недостаточна для того чтобы провоцировать совместные действия в игре со сверстником;
действия с предметом ограничиваются простыми манипуляциями.
слабо развита мелкая моторика рук;
при возникновении затруднений может бросить начатое дело.
Для формирования познавательной активности определены следующие задачи:
Развивать мелкую моторику рук, побуждая выполнять более тонкие действия с предметами;
Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, песком, водой и снегом; побуждать к самостоятельному экспериментированию;
Формировать обследовательские действия;
Формировать представления о сенсорных свойствах (цвет);
Формирование целенаправленности и настойчивости действий ребёнка.
Предметно-пространственная среда
Условия создания оптимальной предметно-развивающей среды:
разнообразие и насыщенность,
неординарность и сменяемость предметной среды, предоставление свободы исследования,
резерв свободного места и времени для разворачивания игр,
возможность брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению,
универсальность предметно – игровой среды, позволяющей играть совместно, трансформировать её в соответствии с видом игры и содержанием, учёт опыта детей, способности к комбинированию, созданию нового.
Формы и методы поддержки познавательной активности:
Пальчиковая гимнастика с использованием нетрадиционного материала
(прищепки, карандаши, бумага, пуговицы и т.д.);
Ранний возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире и совершенствования деятельности органов чувств.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Игры с пуговицами.
Использую для развития мелкой моторики, закрепления знания о цвете, величине, формирования умения действовать по образцу («Украсим елочку», «Вырасти цветочек», «Разноцветные дорожки», «Клубочки» и т.д.);
Игры с бумагой.
Использую для развития мелкой моторики, усидчивости
(«Грибок», «Разноцветные конфетки»)
Игры с прищепками.
Эти игры помогают не только закрепить цвет и развить силу мышц пальцев, но и способствуют развитию образного восприятия («Собери ромашку, «Ежик», «Елочка», «Солнышко», «Красный цветочек», «Домик» и т.д.);
Игры с крупой.
Игры для развития мелкой моторики и закрепления цвета.
«Покорми птичку»
(отделение красных и белых зерен)
Цветную крупу использую в продуктивных видах деятельности (аппликации «Веселые уточки» ( желтое пшено) «Снеговик» (манная крупа) «Медведь» (гречневая крупа);
Игры с использованием ниток.
Для развития мелкой моторики, образного восприятия, закрепления знаний о цвете
Используется фланелеграф и нарезанные разной длины разноцветные нитки мулине
Экспериментирование с красками.
Создаёт хорошие условия для развития познавательной активности.
Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки, Никита открывает новые свойства цвета и новые возможности в экспериментировании с цветом.
Специальные игры-задания, направленные на развитие мышления.
Для формирования настойчивости в достижении цели использую детские лото, домино, задания с парными и разрезными картинками, развивающие игры с матрешками, пирамидками, кубиками, геометрическими плоскостными и объемными формами, предполагающие получение определённого продукта.
Все эти игры требуют определённого представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата.
Результативные действия и оцениваются иначе, чем раньше. Отмечаю не только то, что малыш хорошо делает, но и то, чего он смог добиться в результате: «Молодец, ты очень старался и правильно собрал картинку».
Игры-экспериментирования.
Для стимулирования познавательной активности Никиты использую игровые образовательные ситуации с проведением простейших опытов и экспериментов.
Игры - экспериментирования с водой, песком, камешками и др., способствуют сенсорному развитию, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов.
В процессе экспериментирования обращаю внимание на то, что сухой песок рассыпается, а если его полить водой, делается влажным, и тогда можно лепить из него пирожки для кукол, рисовать на нем палочкой.
В играх с водой узнаем, что вода льется, проливается, ее можно переливать из ведра в тазик, она бывает холодной и теплой, чистой и грязной.
В воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают.
Взаимодействие со сверстниками.
Для формирования умения играть рядом со сверстниками использую игры в подгруппах, где ребята делают одну игрушку (например, чтобы собрать гусеницу, каждый сделал свой шарик из мягкого конструктора- соединили шарики вместе и вот она -гусеница
Взаимодействие с семьей.
С целью повышения педагогической компетентности родителей провела беседу с мамой по вопросам значения игр для развития познавательного интереса у Никиты: «Игры с крупой», «Развитие познавательной активности ребенка дома».
На игровом практикуме в непринужденной, доверительной обстановке родители смогли сами поучаствовать в элементарных опытах и экспериментах.
Родителям было предложено изготовить мини-игры для обогащения сенсорного опыта детей.