Программа психолого-педагогической поддержки познавательной активности детей раннего возраста

Дата публикации: 2018-03-19 14:08:03
Статью разместил(а):
Чепракова Людмила Николаевна

Программа психолого-педагогической поддержки познавательной активности детей раннего  возраста

Автор: Чепракова Людмила Николаевна

МАДОУ 68 «Чебурашка», Новгородская область, Великий Новгород

 

Познавательная активность:

„  Познавательная активность определяется как избирательная направленность активного внимания человека.                                              

(Н.Ф.Добрынин, Т.Рибо),

„  проявление умственных способностей субъекта познания.                                             

(С.Л.Рубинштейн),

„  особый сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий уровень сознания и развития человека. 

(Л.А.Гордон),

„  готовность к энергичному овладению знаниями.  

(Н.А.Половников),

„  проявление преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлениям.  

(Л.П.Аристова).

Познавательная активность - это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений.

Познавательная активность в раннем возрасте.

        В этот период познавательная активность детей – это исследовательская деятельность с различными предметами.

          Ребёнок исследует различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые  причинно – следственные связи между ними, изучает  характер движений и соотношений предметов. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый. 

          Ребёнок,   исследуя     различные предметы и их свойства, проводит простые причинно – следственные связи, изучает характер движений   и соотношение предметов. Тем   самым   он   формирует свой интеллектуальный и     творческий   потенциал.

Давайте познакомимся!

Никита Г. (2,6 лет)-спокойный, добрый, любознательный, самостоятельный мальчик.

Не любит, когда кто-то плачет – сразу бежит жалеть.

Любит собирать пазлы, пирамидки, играть с конструктором, но предпочитает делать это один.

Подолгу может играть в центре «Песок-вода», любит экспериментировать с красками и бумагой.

Наблюдения:

В солнечный день на прогулке наблюдали за солнышком. Вечером с ребятами рисовали солнышко (предложены были мелки, фломастеры, краски и манная крупа) 

Никита выбрал фломастер, на бумаге нарисовал круг, закрасил его. 

«Все!» (пошел играть) 

«Никита, у солнышка чего-то не хватает!» (Никита посмотрел на свой рисунок, но дорисовывать ничего не стал). 

«Никита, посмотри, какое солнышко нарисовала Полина  на манной крупе»(Никита подошел к Полине и на крупе нарисовал круг и лучики Стал показывать свое солнышко. Получилось!» 

На музыкальном занятии дети играли на музыкальных инструментах. Никите досталась дудочка, но у него ничего не получалось. Отдал дудочку Ване, а себе взял металлофон (получилось),попробовал играть на барабане (получилось).К дудочке не подходил. 

На следующий день мы с ребятами экспериментировали с легкими шариками: дули на них в трубочку и шарики подпрыгивали».Никита долго дул и у него получилось. Предложила ему через некоторое время дудочку. Он с неохотой взял дунул - и она зазвучала. 

Д/и «День рождения Мишки». Никита взял стаканчик с водой и добавил в него желтую гуашь, размешал- получилась желтая водичка. Спрашиваю : «Никита, какой сок ты приготовил Мишке?» -Пельсиновый (довольный понес сок Мишке) 

Делали разноцветные конфеты (мяли бумагу и делали шарики - опускали их в бутылочку) 

Никита оторвал большой кусок бумаги, смял и пытался запихнуть в бутылочку- не получилось .Сделал еще одну попытку- бумага не проходит- оставил занятие и пошел играть в машину. 

Результаты наблюдений:

„  инициативность, активность малыша недостаточна для того чтобы провоцировать совместные действия в игре со  сверстником;

„  действия с предметом ограничиваются простыми манипуляциями.

„  слабо развита мелкая моторика рук;

„  при возникновении затруднений может бросить начатое дело.

Для формирования познавательной активности  определены следующие задачи:

„  Развивать  мелкую моторику рук, побуждая выполнять более тонкие действия с предметами;

„  Поддерживать интерес и активные действия детей с предметами,  песком, водой и снегом; побуждать к самостоятельному экспериментированию;

„  Формировать обследовательские действия;

„   Формировать представления о сенсорных свойствах (цвет);

„  Формирование целенаправленности и настойчивости действий ребёнка.

Предметно-пространственная среда

  Условия создания оптимальной предметно-развивающей среды:

„       разнообразие и насыщенность,

„       неординарность и сменяемость предметной среды, предоставление свободы исследования,

„       резерв свободного места и времени для разворачивания игр,

       возможность брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению,

„       универсальность предметно – игровой среды, позволяющей играть совместно, трансформировать её в соответствии с видом игры и содержанием, учёт опыта детей, способности к комбинированию, созданию нового.

Формы и методы поддержки познавательной активности:
Пальчиковая гимнастика с использованием нетрадиционного материала
(прищепки, карандаши, бумага, пуговицы и т.д.);

Ранний возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире и совершенствования деятельности органов чувств.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Игры с пуговицами.

Использую для развития мелкой моторики, закрепления знания о цвете, величине, формирования умения действовать по образцу («Украсим елочку», «Вырасти цветочек», «Разноцветные дорожки», «Клубочки» и т.д.);

Игры с бумагой. 

Использую для развития мелкой моторики, усидчивости

(«Грибок», «Разноцветные конфетки»)

Игры с прищепками.

     Эти игры помогают не только закрепить цвет и развить силу мышц пальцев, но и способствуют развитию образного восприятия («Собери ромашку, «Ежик», «Елочка», «Солнышко», «Красный цветочек», «Домик» и т.д.);

Игры с крупой.

Игры для развития мелкой моторики и закрепления  цвета.

«Покорми птичку»

(отделение красных и белых зерен)

Цветную крупу использую в продуктивных видах деятельности (аппликации «Веселые уточки» ( желтое пшено) «Снеговик» (манная крупа) «Медведь» (гречневая крупа);

Игры с использованием ниток.

Для развития мелкой моторики, образного восприятия, закрепления знаний о цвете

Используется фланелеграф и нарезанные разной длины разноцветные нитки мулине

Экспериментирование с красками.

Создаёт хорошие условия для развития познавательной активности.

Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки, Никита открывает новые свойства цвета и новые возможности в экспериментировании с цветом.

Специальные игры-задания, направленные на развитие мышления.

         Для формирования настойчивости в достижении цели  использую детские лото, домино, задания с парными и разрезными картинками, развивающие игры с матрешками, пирамидками, кубиками, геометрическими плоскостными и объемными формами, предполагающие получение определённого продукта.

         Все эти игры требуют определённого представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата.

          Результативные действия и оцениваются иначе, чем раньше. Отмечаю не только то, что малыш хорошо делает, но и то, чего он смог добиться в результате: «Молодец, ты очень старался и правильно собрал картинку».

Игры-экспериментирования.

Для стимулирования познавательной активности Никиты использую игровые образовательные ситуации с проведением простейших опытов и экспериментов.

Игры - экспериментирования с водой, песком, камешками и др.,  способствуют сенсорному развитию, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов.     

В процессе экспериментирования обращаю внимание   на то, что сухой песок рассыпается, а если его полить водой, делается влажным, и тогда можно лепить из него пирожки для кукол, рисовать на нем палочкой.     

 В играх с водой  узнаем, что вода льется, проливается, ее можно переливать из ведра в тазик, она бывает холодной и теплой, чистой и грязной.

 В воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают.

Взаимодействие со сверстниками.

Для формирования умения играть рядом со сверстниками использую игры в подгруппах, где ребята делают одну игрушку (например, чтобы собрать гусеницу, каждый сделал свой шарик из мягкого конструктора- соединили шарики вместе и вот она -гусеница

Взаимодействие с семьей.

„            С целью повышения педагогической компетентности родителей провела беседу с мамой по вопросам значения игр для развития познавательного интереса у Никиты: «Игры с крупой»,  «Развитие познавательной активности ребенка дома».

„           На игровом практикуме  в непринужденной, доверительной обстановке родители смогли сами поучаствовать в элементарных опытах и экспериментах.

„           Родителям было предложено изготовить мини-игры для обогащения сенсорного опыта детей.