Проект "Где прячется здоровье"

Дата публикации: 2018-03-16 05:29:56
Статью разместил(а):
Куликова Наталья Алексеевна

Практико-риентированный  проект

"Где прячется здоровье"

Автор: Куликова Наталья Алексеевна

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 8 "Снеговичок", г. Нижневартовск

 

Краткая аннотация работы:

Наш проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста целью которого является создание условий для реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в  соответствии с ФГОС, интеграцию образовательных областей. Внедрение инновационных форм физического развития во все образовательные области.

Разработать модель внедрения здоровьесберегающих технологий на уровне группы.

 

Описание работы:

Стремительные изменения в системе дошкольного образования, введение новых форм работы в соответствии с ФГОС ДО побуждают педагогов активно использовать такие виды деятельности  в детском саду, которые помогут сохранить и укрепить физическое здоровье детей, помогут дошкольникам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни. Научат оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознавать  ответственность за своё здоровье. 
В Концепции дошкольного воспитания говорится: «Актуальной задачей
физического воспитания, является поиск эффективных средств
совершенствования и развития двигательной сферы для детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях».
           Оздоровительную направленность должна иметь вся организация
жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
Мы целенаправленно и систематически применяем
здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии в своей работе.
Всем известно, что работа по проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольников актуальна, а развитие культуры здорового образа жизни сегодня является одной из основных социальных потребностей детей и родителей. Осуществление здоровьесберегающей деятельности в воспитательно - образовательном процессе является основным требованием к дошкольному образованию. Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование основ здорового образа жизнии,  полноценного развития двигательных способностей воспитанников заключается в постоянном поиске путей реализации оздоровительного влияния физического воспитания и естественных факторов природы на организм ребенка.
Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей воспитания и естественных факторов природы на организм ребенка.

Таким образом, возникает противоречие с одной стороны мы внедряем здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии, а с другой стороны в жизни дошкольного учреждения их использование традиционно лишь в физкультурно-оздоровительной работе. Наше разрешение этого противоречия: разработка и внедрение проекта «Где прячется здоровье"».

Проект для детей старшего дошкольного возраста, цель
которого реализация здоровьесберегающих и здоровьеформирующих
технологий. Разрабатывая проект, мы стремились, чтобы область
физического развития, включала в себя инновационные формы и  методы, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное нравилась детям.

 

Паспорт проекта

Тема: "Где прячется здоровье"

Характеристика проекта: долгосрочный, практико - риентированный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность темы: интеграция образовательных областей в условиях реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

Физическая культура  

Развитие физических качеств накопление
двигательного опыта как важных условий
сохранения и укрепления здоровья детей. 

Здоровье  

Формирование представлений о здоровом образе
жизни, закрепление знаний и понятий о том, как
нужно сохранять здоровье. 

Безопасность  

Формирование основ безопасной
жизнедеятельности в различных видах
двигательной активности. 

Социализация  

Развитие игровой деятельности детей,
приобщение к общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми,
формирование положительного отношения к себе,
гендерной принадлежности. 

Познание  

Развитие сенсорной культуры, расширение
кругозора, в части представлений о человеческом
организме, здоровье и здоровом образе жизни. 

Коммуникация  

Развитие свободного общения со взрослыми и
детьми по поводу здоровья и здорового образа
жизни. 

Художественная
литература 

Использование художественных произведений и
фольклора для обогащения содержания области. 

Художественное
творчество 

Удовлетворение потребности детей в
самовыражении в продуктивной деятельности. 

Музыка  

Использование музыкальных произведений для
развития двигательного творчества детей. 


Цель проекта: создание условий для реализации здоровьесберегающих и
здоровьеформирующих технологий в соответствии с ФГОС.
Задачи проекта:

Ø Изучить опыт по внедрению здоровьесберегающих и
здоровьеформирующих технологий в ДОУ.

Ø Разработать модель внедрения здоровьесберегающих и
здоровьеформирующих технологий на уровне группы 

Ø Апробировать модель на практике с целью проверки 

эффективности;
Гипотеза: интеграция образовательных областей в условиях реализации
здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в ДОУ
становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья
субъектов образовательного процесса, если:

- 1 направление: учитывается состояние здоровья воспитанников и их индивидуальные психофизиологические особенности при выборе форм,
методов и средств обучения;

- 2 направление: используются здоровьесберегающие элементы для
формирования и становления у воспитанников ценностей ЗОЖ;
- 3 направление: ведется структурирование НОД «Физическая культура» в зависимости от физического уровня воспитанников;
- 4 направление: обеспечивается создание благоприятной эмоциональной обстановки в образовательном пространстве для воспитанников и их родителей;
- 5 направление: ведется грамотная работа по пропаганде методов
физического развития среди родителей;

Этапы реализации проекта:

Первый этап

 - включал в себя изучение психолого-педагогической и методической литературы, выявление основных противоречий и проблем
здоровьесбережения дошкольников в системе ДОУ.

Второй этап

 - анализ здоровья дошкольников,

- анализ здоровьесберегающего потенциала подготовительной группы, особенностей образа жизни воспитанников,

- мониторинг физкультурно-оздоровительной работы

- уровень психического развития и эмоционального благополучия группы

- анкетирование родителей

На основе анализа разработать модель реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.
                Третий этап – апробация разработанной модели для реализации данного проекта.

Четвертый этап (заключительный) - проводится анализ полученных результатов.

Пятый этап - презентация проекта "Где прячется здоровье"

 

Ожидаемый результат:

1. Снижение уровня заболеваемости.

2. Сокращение количества простудной заболеваемости детей на 5 – 10%, улучшение индекса здоровья детей на 2%.

3. Повышение уровня физического здоровья детей, рост физической
подготовленности на 5%.

4. Развитие эмоциональной сферы, создание условий психологического комфорта воспитанников в группе.

5. Повышение уровня компетентности и информированности у
воспитанников и их родителей по вопросам здоровьесбережения и влияния
образа жизни на состояние здоровья.

6. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по проблеме.

Критерии оценивания результатов

1. Положительная динамика изменений в состоянии здоровья
воспитанников.
2. Увеличение количества участников в районных спортивных мероприятиях.
3. Рост заинтересованности родителей и воспитанников в соблюдении
здорового образа жизни.

Необходимые ресурсы

Единая спортивная форма

Атрибуты для реализации  инновационных форм  шоу-технологий

 

План реализации проекта «Где прячется здоровье»

 (с учетом интеграции образовательных областей)

1 этап

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, выявление основных
противоречий и проблем здоровьесбережения дошкольников в системе ДОУ 

 

Режим

 

 

Интеграция образовательных областей

 

Здоровьесберегающие и
здоровьеформрующие технологии с учетом интеграции образовательных
областей

Организация
дополнительного
образования(по
запросам
родителей) 

Взаимоде
йствие со
специали
стами 

Взаимодейс
твие с
родителями 

Групповая, подгрупповая

Индиви

дуальная

ОД

2 этап

 

Физическое развитие

Познавательное развитие

Художественно - эстетическое

Речевое развитие

Социально - коммуникативное 

 

Анализ здоровья дошкольников 

Уровень психологического
развития и эмоционального

Благополучия группы 

Мониторинг физкультурно - оздоровительной работы 

"здоровячок" - массаж, самомассаж, стопотерапия;

"Говорушечка" - коммуникативные игры

"Волейбол", "Футбол", "Фитбол мячи"

Анализ здоровьесберегающего потенциала
подготовительной группы, особенностей

Образа жизни воспитанников 

 

Анкетирование

3 этап

утро

Физическое развитие

Познавательное развитие

Художественно - эстетическое

Речевое развитие

Социально - коммуникативное 

 

Гимнастика - Утренняя

Дыхательная

Пальчиковая 

Ритмопластика

Динамические паузы

Физкультурные занятия

 

Релаксация Сказкотерапия
Музыкотерапия Арт - студия
Шоу - технологии 

 

Технология валеологического воспитания

Технология эстетической направленности

Прогулка

Игры

Спортивные

Подвижные

Игры - соревнования

Коррегирующая гимнастика

Подвижные игры

Физкультурные занятия

 

Вечер

Гинмастика бодрящая

Стречинг

Глазодвигательная гимнастика

Занятия из серии "Здоровье"

Шоу - технологии

"здоровячок" - массаж, самомассаж, стопотерапия;

Стречинг

4 этап

Анализ полученых результатов

5 этап

Презентация проекта

                           

 

 Структура работы по реализации здоровьесберегающих технологий в  рамках проекта "Где прячется здоровье"

1. Проектирование работы
· Создание клуба  «Здоровый ребенок» 

 ·План работы с социумом
· Картотеки, мнемотаблицы по видам  здоровьесберегающих педагогических технологий
· Циклограмма оздоровления детей
· Комплекс занятий с педагогом-психологом
2. Консультации для родителей:
· Обучение релаксации
· Сколиоз и плоскостопие
· Сказкотерапия
· Цветотерапия для детей
· АРТ-терапия с детьми
· Выступление на родительском собрании.
· Мастер-класс «Стопотерапия»
3. Интерактивные журналы
· Звуковое дыхание
· Как научить малыша кататься на коньках
· Комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы, голени и формирование сводов стоп.
· Оздоровительные упражнения
· Точечный массаж и дыхательная гимнастика
· Учимся прыгать на скакалке
· Как выбрать правильную обувь и не навредить здоровью ребѐнка.
4. Применение ШОУ-Технологий (сценарии развлечений)
· Спортивный праздник, досуг, фестивали здоровья
· Спортивный праздник в рамках Дня Здоровья «По тропе Здоровья»
· Сценарий Дня здоровья
·  «Викторина о здоровье»

 

Заключение
Положительная динамика результатов будет свидетельствовать о том, что применение здоровьесберегающих педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста укрепит здоровье,  будет способствовать  формированию культуры здоровья.
Сотрудничество педагогов и родителей в этом направлении, их сознательная деятельность к преобразованию здоровьеразвивающего пространства и использованию здоровьесберегающих технологий позволит воспитанникам
укрепить свои внутренние позиции и действовать в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни. Важно, чтобы каждая из применяемых технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе  здоровьесберегающая деятельность в итоге сформирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 

Список литературы:
1. Алямовская В.Г. Психологические аспекты организации питания детей. В кн. «Культура поведения за столом». Сер. «Дошкольное воспитание». М., 2004.
2. Алямовская В.Г. Программа «Здоровье»
3. Алямовская В.Г. Оптимизация оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении., Н.Новгород, 2002
4. Богина Т.Л. Здоровьсберегающие технологии в ДОУ – 2009г. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. М., 2002.
5. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные занятия для детей подготовительной группы детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 384 с.
6. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008. – 176 с.
7. Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. М., Линка-Пресс, 2007. – 96 с.