Речевой этикет педагога как условие создания благоприятного психологического климата в ДОУ

Дата публикации: 2018-03-15 00:36:20
Статью разместил(а):
Лактионова Ольга Михайловна

Речевой этикет педагога как условие создания благоприятного психологического климата в ДОУ

Автор: Лактионова Ольга Михайловна

МАДОУ № 117, г.Ангарск

Для чего современному педагогу речевой этикет? Главная функция - создание благоприятного психологического климата. Речевой этикет - это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно. Особенно это важно в сфере образования. Кому принадлежит ведущая роль в организации общения в группе ДОУ? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах ребёнка и семьи, быть в курсе последних достижений науки.

Одним из главных профессиональных качеств считается – общительность. И это верно, так как воспитателям ежедневно приходится общаться со множеством людей: коллегами, родителями, детьми, администрацией. Но при всем многообразии общения, очень важно, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения. Мало быть общительным, нужно быть еще и тактичным. Пожалуй, редко, кто из нас задумывается, умеем ли мы общаться с окружающими нас людьми. Обладаем мы культурой речевого общения. Являемся мы хорошими собеседники. Ведь нам кажется, что нет ничего проще, чем разговаривать со своими знакомыми, коллегами, воспитанниками и т.д. Представьте себе такую ситуацию…

Утро. В вестибюле детского сада слышатся голоса самых ранних маленьких хозяев, их мам и бабушек. Выходит воспитатель, приветливо со всеми здоровается, участливо справляется о здоровье одной из воспитанниц, а уж затем напоминает матери о медицинской справке с разрешением ребенку посещать детский сад. Наклоняется к девочке и, погладив ее по голове, говорит: “ А ребята заждались тебя, все спрашивали, когда ты придешь. Да ты, никак, выросла, пока дома была?! Тебя не узнать! И платье на тебе новое!”

Всего несколько фраз, обращенных к ребенку, и он чувствует себя обласканным. И расставание с мамой становится делом не трудным. А как приятно маме, что к ее ребенку проявляют внимание.

Правила речевой культуры педагога:

1. Уместность, говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать.

2. Логичность и ясность речи, доступность ,говорить внятно и понятно.

3. Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений

4. Выразительность : уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими

5. Точность речи: говорить с интонацией, выделять слова, важные для содержания.

 6.Мелодичность: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки. 

7. Правильность речи- соответствие принятым языковым нормам.

Таким образом, правильная речь- основа эффективности труда воспитателя.

Примерный кодекс общения:

Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

·       стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

·       находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

·       давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

·       быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

·       в сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

·       овладеть искусством речевого этикета может каждый педагог.

·       алгоритм  беседы:

1. Постановка педагогической цели: «Что я хочу от родителей?»

2. Организация начала диалога. Церемония приветствия.

3. Установление согласия на контакт.

4. Создание обстановки диалога.

5. Проведение диалога.

6. Завершение диалога.

7. Анализ общения (соотнесение педагогической цели  и результата).

Проводить беседу с родителями стоит, если воспитатель хочет лучше узнать ребенка, понять причины его поведения, подобрать индивидуальный подход к нему, поделиться положительными фактами относительно ребенка и т. д., т. е. психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.

2. Организация начала диалога.

Церемония приветствия. Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени–отчеству.

Задание 4. «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями»?

- найти в предложенном перечне пять «нежелательных» фраз.

1. Извините, если я помешала…

2. Я бы хотела…

3. Вероятно, вы об этом ещё не слышали…

4. Вам будет интересно узнать…

5. Я бы хотела ещё раз услышать…

6. Мне представляется интересным то, что…

7. Я пришла к такому выводу, что…

8. Вы хотите…

9. Думается, ваша проблема заключается в том, что…

10. Давайте с вами быстро обсудим…

11. Как вы знаете…

12. Хотя вам это и не известно…

13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…

14. Вы, конечно, об этом ещё не знаете…

15. А у меня на этот счёт другое мнение…

16. Конечно, вам уже известно…

17. Вы, наверное, об этом уже слышали…

 

3. Установление согласия на контакт. Это означает, что воспитатель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.

4. Создание обстановки диалога заключается в том, что продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы воспитатель сидел, а родитель стоял, или чтобы учитель сидел за своим столом, а родитель – на детском стульчике.

Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.

Жесты и позы должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).

Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель  , например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю (имя ребенка), вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» 

Воспитатель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям дошкольника и дать возможность высказаться им.

5. Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.

Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта) или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».

При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений.

Воспитатель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей.

Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени–отчеству к родителю как можно чаще.

Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.

От воспитателя требуется умение слушать. После того как воспитатель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого о воспитаннике и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.

Свое участие в диалоге можно выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…», «Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.

Конкретные советы должны даваться воспитателем только в том случае, если родитель просит у него совета.

Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения. 

Задание 5. Решение проблемных ситуаций

Цель: игровое моделирование способов общения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

1.     Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?

2.     Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

3.     Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

 

6. Завершение диалога. Воспитателю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания-«резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.

Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.

Прощаясь с родителем, воспитателю следует, обращаясь к нему по имени–отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

Задание 6. Из повседневного делового общения по телефону

Приветствие

Вхождение в контакт

Речевые параметры (тембр, голос, интонация, громкость , дикция)

Методика задавания вопросов и ответов на них

Выход из контакта

Эмоциональное состояние собеседника

Этический аспект телефонного общения (вежливость, знание этикетных фраз)

Моделируется ситуация телефонного взаимодействия (два стула ставятся спинками друг к другу). Распределяются роли – роль «родитель», роль «воспитатель». 

Анализ упражнений

1. Что Вы чувствовали?

2. Удалось ли Вам высказаться?

3. Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

Для чего современному педагогу речевой этикет? Главная функция - создание благоприятного психологического климата.

 

Литература:

1.     Акишина, А.А., Акишина, Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. – М.: Русский язык, 1990 – 116 с.

2.     Бабич, О. И.Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт. - сост. О. И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009 г.

3.     Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1987 – 190 с.

4.     Самоукина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.