Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Вазы из колыванских самоцветов»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Вазы из колыванских самоцветов»
Автор: Морозова Лариса Александровна
МАОУ «СОШ №132» имени Н. М. Малахова, г. Барнаул
Задачи: 1. Формировать представления детей о камнерезном искусстве колыванских мастеров
2. Учить детей различать и называть алтайские самоцветы: яшма, кварцит, порфир.
3. Продолжать учить работать цветным пластилином, передавая цветом структуру и расцветку камня.
4. 3акрепит прием намазывания пластилина на пластмассовую чашу.
5. Воспитывать гордость за свой край, богатый полезными ископаемыми, за людей, мастеров - камнерезов, которые прославили Алтайский край.
Материал:
1. Наглядный: образцы-рисунки колыванских ваз, фотоиллюстрации, коллекция самоцветов.
2. Художественный: цветной пластилин.
3. Раздаточный: заготовки пластмассовых ваз из бутылок, рисунки парковых пейзажей.
Предварительная работа:
«Посиделки», беседы: - Демидовы на Алтае, Колывань, Камнерезное дело на Алтае.
Занятие по рисованию «Алтайские горы», «Самоцветы Алтая».
Занятия по обрывной аппликации «Парк осенью».
Рассматривание альбома и книг «Колывань - камнерезная», открытки Эрмитажа.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1 ЧАСТЬ:
На мольбертах выставлены силуэты колыванских ваз.
На доске образцы-рисунки ваз и чаш. На стене планшет с образцами колыванских самоцветов.
Читаю стихотворение:
Кварциты, яшмы и порфир
Известны славой на весь мир.
Из рудников Алтая дети,
Добыты камни были эти.
Вазы сделаны из них-
(показ рисунков образцов)
Так и просятся на стих-
Небывалой красоты,
воплощение мечты,
Душою мастера согреты,
руками и резцом задеты,
До блеска отшлифованы,
Стоят как зачарованы,
Красота родной природы
отразилась в них на годы.
Во всем свете так и знай,
Ими славится Алтай!
Дети входя с рисунками ваз и «самоцветов».
Приветствую их как мастеров-камнерезов из Колывани:
- Мастера пришли не с пустыми руками, а со своими изделиями - вазами и чашами из колыванских самоцветов.
Дидактическая игра: «Найди свою вазу»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, закрепить название самоцветов. Каждый ребенок называет тот самоцвет, из которого «сделана» (нарисована) его ваза.
- Где же делают такие вазы?
- Как из камня получаются необычайной красоты вазы и чаши? (технология производства: очистка камня, вытачивание на станках, шлифовка, промывка, покрытие воском, оправа в бронзу)
- Для чего такие вазы делали? (для украшения дворцов, парков)
- Где в Барнауле видели вазы колыванских мастеров?
Нам с вами архитекторы прислали заказ: для оформления парков нужны вазы из алтайских самоцветов.
- Что же нужно сделать, чтобы ваза действительно являлась украшением парка? (объяснение и показ приемов работы: сбор чаши, намазывание пластилина с учетом расцветки камней)
Закрепление последовательности работы по схеме-модели взаимодействия компонентов деятельности (пять пальцев).
2 ЧАСТЬ:
Далее: самостоятельная деятельность детей, помощь воспитателя индивидуальна.
После выполнения практической работы закрепляем вазы на пьедестале с обязательной табличкой: из какого материала и каким мастером (фамилия, имя ребенка) выполнена ваза.
3 ЧАСТЬ:
Анализ результатов.
- Получилось ли выполнить заказ?
Обыгрывание поделок при конструировании «Городской парк» или «строим город».