Конспект занятия по развитию речи для детей 6-7 лет

Дата публикации: 2018-03-13 17:35:49
Статью разместил(а):
Калгушкина Марина Юрьевна

Конспект НОД по развитию речи

для детей 6-7 лет

«Путешествие на остров»

Автор: Калгушкина Марина Юрьевна

Филиал «Дружба» МБДОУ «Первомайский детский сад»  

Первомайского района Тамбовской области

 

Цель: Развитие речи детей приемами мнемотехники.

Задачи:

1. Формировать умение составлять связный последовательный рассказ по мнемодорожке.

2. Развивать умение объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию.

3. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи изображенных событий.

4. Продолжать формировать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе рассказывания.

5. Формировать умение действовать в команде.

6. Совершенствовать мыслительные процессы, развивать ассоциативное мышление.

Оборудование: проектор, мнемодорожки, иллюстрации острова, сундук с тактильными дисками, мнемотаблица «Остров», подзорная труба, клубок, презентация «Путешествие на остров».

 

Ход НОД

I. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята! Какие вы хорошие, интересные, симпатичные. Я рада, что приехала сегодня к вам. Мне так хочется поскорее с вами познакомиться. Сейчас я попробую угадать, как вас зовут. (Называю их имена.)

- А меня зовут Марина Юрьевна. Вот мы с вами и познакомились.

- Теперь у вас и у меня хорошее настроение. А с хорошим настроением легко и весело путешествовать!

- А вы любите путешествовать? (ответы детей)

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на пароходе и побываем на острове, где спрятаны сокровища. Нас ждут невероятные приключения.

- Вы готовы отправиться за сокровищами?

Дети: Да!

- Тогда вперед!  

(СЛАЙД 1 «Море», СЛАЙД 2 пауза - появляется пароход)

Воспитатель: 

К причалу подан пароход,

Мы вместе поплывем вперед.

Отправимся мы по морям,

Сегодня здесь, а завтра там!

- Представьте, что это - пароход (показываю на стульчики).

- Приглашаю вас на палубу.

- Усаживайтесь поудобнее.

- Сегодня я буду вашим капитаном.

- Все готовы к отплытию?

- Тогда, поплыли!

(СЛАЙД 3)

- Ребята, посмотрите на море.

- Какое оно? (огромное, бесконечное, большое, синее, широкое, глубокое)

- Какая вода в море? Соленая.

- Путь наш не близок. Предлагаю поиграть в знакомую вам игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, а вы заканчивать, подобрав слово наоборот. 

- Вы сказали, что:

- Морская вода - соленая, колодезная – пресная (несоленая).

- Морская вода - теплая, колодезная – холодная.

- Морская вода – мутная, колодезная вода – прозрачная.

- Морская вода - жесткая, колодезная вода – мягкая.

- В море много воды, в колодце - мало.

- Вы отлично справились с заданием, молодцы. 

II. Отплытие на остров. Работа с мнемодорожкой.

- Наше путешествие продолжается. (СЛАЙД 4)

Оглядим простор морской

Мы подзорною трубой.

Слева – море, справа – море,

Волны плещут на просторе.

Ой, я кажется вдали

Вижу краешек земли!

- Как вы думаете, что же это такое? (Остров)

- Да, это остров. Но он еще далеко. Только глядя в подзорную трубу, можно рассмотреть его немного. Я буду называть, что вижу, а вы записывать. А в этом нам поможет карточка-подсказка, на которой 3 дорожки (показываю). Выкладывать будете на второй дорожке, брать карточки из кармашков по порядку. Готовы?

- Итак, на горизонте остров овальной формы.

- Возьмите в первом кармашке обозначение.

- Маленького размера.

- Выберите соответствующую карточку во втором кармашке.

- Зеленый.

- Есть островки воды.

- Виднеется гора.

- Летают птицы.

- Что же мы узнали об острове? Кто может рассказать о нем? (На горизонте виден небольшой овальный остров зеленого цвета с многочисленной растительностью, водоемами, есть гора. Над островом летают птицы.)

- Молодцы. Путь наш очень далек, поэтому предлагаю вам поиграть.

 

III. Пальчиковая гимнастика

Волны (СЛАЙД 5)

Согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Ходят волны на просторе,

Вы узнали? Это — море.

Пароход (СЛАЙД 6)

Поставьте слегка скругленные ладони на ребра. Прижмите их к поверхности стола. Кончик указательных, средних и безымянных пальцев соедините. Большие пальцы поднимите — это труба парохода.

Посмотрите, пароход

По волнам плывет вперед.

Подзорная труба (СЛАЙД 7)

Еще раз сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры». Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним. Теперь один кулачок приставьте к другому так, чтобы получилась труба. Посмотрите в подзорную трубу. Второй глаз должен быть закрыт!

Встал на мостик капитан,

Смотрит здесь, смотрит там.

То в бинокль, то в трубу -

Влево, вправо, за корму.

Кит (СЛАЙД 8)

- Ой, а это кто такой большой-большой плывет по волнам?

Вытяните руки вперед, переплетите пальцы. Руки слегка округлите, изображая овальное тело кита.

Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Фонтаны пускает.

Кто его узнает?

(Кит)

Воспитатель:

- Ура, земля! Мы к ней плывем!

На чудный остров попадем!

- А вдруг, на этом острове спрятаны сокровища?

- Предлагаю причалить и исследовать его.

 

IV. Исследование острова. (СЛАЙД 9)

- Прошу сойти с парохода и осмотреться на острове.

- Только будьте внимательны и осторожны, ведь мы не знаем, что нас подстерегает.

- Смотрите, как много здесь кокосов.

- Ребята, возьмите по одному кокосу.

- Да, это не простые кокосы.

- Предлагаю вам внимательно рассмотреть картинки на кокосах, может, они подробно расскажут о нашем острове?

Мнемотаблица «Остров»

СОЛНЦЕ, ДОЖДЬ.

- Опиши, что ты видишь на иллюстрации?

- О чем это говорит? (Что на острове тепло, часто идут дожди.)

БАНАНОВОЕ ДЕРЕВО.

- Что растет на острове? (На острове тепло, много влаги, поэтому здесь богатый растительный мир.)

ЖИВОТНЫЕ.

- Назови, каких животных ты видишь на картинке?

- Что они делают?

КРОКОДИЛ.

- Кого ты видишь?

- В какой воде живут крокодилы?

ОБЕЗЬЯНА НА ЛИАНЕ.

- Что ты можешь сказать о своей картинке?

ПОПУГАЙ НА ПАЛЬМЕ.

- Опиши иллюстрацию на найденном тобой кокосе.

ПТИЦА НА СКАЛЕ.

- Кто изображен у тебя на картинке?

ВОДОПАД.

- Что изображено у тебя?

ХИЖИНА.

- Что же еще есть на нашем острове?

- Для чего здесь хижина?

- Значит, остров – обитаемый?

КЛУБОК.

- Что это на кокосе у Маши?

- А для чего нужен клубок на острове?

- Вспомните мультфильм про остров сокровищ. К чему вел героев клубок? (К сокровищам).

- Правильно. Но чтобы быстрее найти путеводитель к кладу, попробуем более подробно описать наш остров. (На острове очень богатый животный и растительный мир. Здесь растут пальмы с кокосами, банановые деревья, по лианам лазают обезьяны, на ветках сидят красивые попугаи. В водоеме плавает злой крокодил. Много солнца и воды, поэтому на острове обитает много различных животных, а на скале – птицы. А еще есть интересные домики, по-видимому, хижины папуасов. Это обитаемый остров, на котором есть водопад.)

- Молодцы! Вы хорошо потрудились! Теперь повеселимся. Приглашаю всех потанцевать вместе с жителями острова.

V. Физкультминутка «Чунга-чанга» (СЛАЙД 10-15)

VI. Поиск клада.

- А теперь пора поискать заветный клубок на острове, может он приведет нас к сокровищам? (дети ищут клубок, находят)

- А вот и клубочек, а от него тянется веревочка, смотаем ее.

(СЛАЙД 16)

- Посмотрите, клубок ведет нас в пещеру.

- Ой, а здесь сундучок! Ребята, что же в нем, как вы думаете? (предположения детей).

- Посмотрим? (Открываю)

- Ребята, это же драгоценные старинные сокровища. Вот мы и нашли их.

- Каждый из вас сейчас получит сокровища, закроет глазки и потрогает их.

- Катя, закрой глазки, потрогай сокровища. Что оно напоминает тебе?

Какие ощущения?  

(Тактильные тренажеры).

 

VII. Итог.

- Цель достигнута. Сокровища найдены. Пора возвращаться. Ребята, занимайте свои места на пароходе. Полный вперед! (СЛАЙД 17)

- Внимание! Вижу землю! (СЛАЙД 18)

- Мы прибыли в детский сад.

- Наше путешествие благополучно завершилось. Что же вам запомнилось больше всего?

- Вы очень меня порадовали! Всем спасибо за внимание!