Конспект занятия по развитию речи для детей 6-7 лет
Конспект НОД по развитию речи
для детей 6-7 лет
«Путешествие на остров»
Автор: Калгушкина Марина Юрьевна
Филиал «Дружба» МБДОУ «Первомайский детский сад»
Первомайского района Тамбовской области
Цель: Развитие речи детей приемами мнемотехники.
Задачи:
1. Формировать умение составлять связный последовательный рассказ по мнемодорожке.
2. Развивать умение объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию.
3. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи изображенных событий.
4. Продолжать формировать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе рассказывания.
5. Формировать умение действовать в команде.
6. Совершенствовать мыслительные процессы, развивать ассоциативное мышление.
Оборудование: проектор, мнемодорожки, иллюстрации острова, сундук с тактильными дисками, мнемотаблица «Остров», подзорная труба, клубок, презентация «Путешествие на остров».
Ход НОД
I. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Какие вы хорошие, интересные, симпатичные. Я рада, что приехала сегодня к вам. Мне так хочется поскорее с вами познакомиться. Сейчас я попробую угадать, как вас зовут. (Называю их имена.)
- А меня зовут Марина Юрьевна. Вот мы с вами и познакомились.
- Теперь у вас и у меня хорошее настроение. А с хорошим настроением легко и весело путешествовать!
- А вы любите путешествовать? (ответы детей)
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на пароходе и побываем на острове, где спрятаны сокровища. Нас ждут невероятные приключения.
- Вы готовы отправиться за сокровищами?
Дети: Да!
- Тогда вперед!
(СЛАЙД 1 «Море», СЛАЙД 2 пауза - появляется пароход)
Воспитатель:
К причалу подан пароход,
Мы вместе поплывем вперед.
Отправимся мы по морям,
Сегодня здесь, а завтра там!
- Представьте, что это - пароход (показываю на стульчики).
- Приглашаю вас на палубу.
- Усаживайтесь поудобнее.
- Сегодня я буду вашим капитаном.
- Все готовы к отплытию?
- Тогда, поплыли!
(СЛАЙД 3)
- Ребята, посмотрите на море.
- Какое оно? (огромное, бесконечное, большое, синее, широкое, глубокое)
- Какая вода в море? Соленая.
- Путь наш не близок. Предлагаю поиграть в знакомую вам игру «Скажи наоборот». Я буду начинать предложение, а вы заканчивать, подобрав слово наоборот.
- Вы сказали, что:
- Морская вода - соленая, колодезная – пресная (несоленая).
- Морская вода - теплая, колодезная – холодная.
- Морская вода – мутная, колодезная вода – прозрачная.
- Морская вода - жесткая, колодезная вода – мягкая.
- В море много воды, в колодце - мало.
- Вы отлично справились с заданием, молодцы.
II. Отплытие на остров. Работа с мнемодорожкой.
- Наше путешествие продолжается. (СЛАЙД 4)
Оглядим простор морской
Мы подзорною трубой.
Слева – море, справа – море,
Волны плещут на просторе.
Ой, я кажется вдали
Вижу краешек земли!
- Как вы думаете, что же это такое? (Остров)
- Да, это остров. Но он еще далеко. Только глядя в подзорную трубу, можно рассмотреть его немного. Я буду называть, что вижу, а вы записывать. А в этом нам поможет карточка-подсказка, на которой 3 дорожки (показываю). Выкладывать будете на второй дорожке, брать карточки из кармашков по порядку. Готовы?
- Итак, на горизонте остров овальной формы.
- Возьмите в первом кармашке обозначение.
- Маленького размера.
- Выберите соответствующую карточку во втором кармашке.
- Зеленый.
- Есть островки воды.
- Виднеется гора.
- Летают птицы.
- Что же мы узнали об острове? Кто может рассказать о нем? (На горизонте виден небольшой овальный остров зеленого цвета с многочисленной растительностью, водоемами, есть гора. Над островом летают птицы.)
- Молодцы. Путь наш очень далек, поэтому предлагаю вам поиграть.
III. Пальчиковая гимнастика
Согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
Ходят волны на просторе,
Вы узнали? Это — море.
Поставьте слегка скругленные ладони на ребра. Прижмите их к поверхности стола. Кончик указательных, средних и безымянных пальцев соедините. Большие пальцы поднимите — это труба парохода.
Посмотрите, пароход
Еще раз сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры». Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним. Теперь один кулачок приставьте к другому так, чтобы получилась труба. Посмотрите в подзорную трубу. Второй глаз должен быть закрыт!
Встал на мостик капитан,
Смотрит здесь, смотрит там.
То в бинокль, то в трубу -
Влево, вправо, за корму.
- Ой, а это кто такой большой-большой плывет по волнам?
Вытяните руки вперед, переплетите пальцы. Руки слегка округлите, изображая овальное тело кита.
Через море-океан
Плывет чудо-великан,
Фонтаны пускает.
Кто его узнает?
Воспитатель:
- Ура, земля! Мы к ней плывем!
На чудный остров попадем!
- А вдруг, на этом острове спрятаны сокровища?
- Предлагаю причалить и исследовать его.
IV. Исследование острова. (СЛАЙД 9)
- Прошу сойти с парохода и осмотреться на острове.
- Только будьте внимательны и осторожны, ведь мы не знаем, что нас подстерегает.
- Смотрите, как много здесь кокосов.
- Ребята, возьмите по одному кокосу.
- Да, это не простые кокосы.
- Предлагаю вам внимательно рассмотреть картинки на кокосах, может, они подробно расскажут о нашем острове?
Мнемотаблица «Остров»
СОЛНЦЕ, ДОЖДЬ.
- Опиши, что ты видишь на иллюстрации?
- О чем это говорит? (Что на острове тепло, часто идут дожди.)
БАНАНОВОЕ ДЕРЕВО.
- Что растет на острове? (На острове тепло, много влаги, поэтому здесь богатый растительный мир.)
ЖИВОТНЫЕ.
- Назови, каких животных ты видишь на картинке?
- Что они делают?
КРОКОДИЛ.
- Кого ты видишь?
- В какой воде живут крокодилы?
ОБЕЗЬЯНА НА ЛИАНЕ.
- Что ты можешь сказать о своей картинке?
ПОПУГАЙ НА ПАЛЬМЕ.
- Опиши иллюстрацию на найденном тобой кокосе.
ПТИЦА НА СКАЛЕ.
- Кто изображен у тебя на картинке?
ВОДОПАД.
- Что изображено у тебя?
ХИЖИНА.
- Что же еще есть на нашем острове?
- Для чего здесь хижина?
- Значит, остров – обитаемый?
КЛУБОК.
- Что это на кокосе у Маши?
- А для чего нужен клубок на острове?
- Вспомните мультфильм про остров сокровищ. К чему вел героев клубок? (К сокровищам).
- Правильно. Но чтобы быстрее найти путеводитель к кладу, попробуем более подробно описать наш остров. (На острове очень богатый животный и растительный мир. Здесь растут пальмы с кокосами, банановые деревья, по лианам лазают обезьяны, на ветках сидят красивые попугаи. В водоеме плавает злой крокодил. Много солнца и воды, поэтому на острове обитает много различных животных, а на скале – птицы. А еще есть интересные домики, по-видимому, хижины папуасов. Это обитаемый остров, на котором есть водопад.)
- Молодцы! Вы хорошо потрудились! Теперь повеселимся. Приглашаю всех потанцевать вместе с жителями острова.
V. Физкультминутка «Чунга-чанга» (СЛАЙД 10-15)
VI. Поиск клада.
- А теперь пора поискать заветный клубок на острове, может он приведет нас к сокровищам? (дети ищут клубок, находят)
- А вот и клубочек, а от него тянется веревочка, смотаем ее.
(СЛАЙД 16)
- Посмотрите, клубок ведет нас в пещеру.
- Ой, а здесь сундучок! Ребята, что же в нем, как вы думаете? (предположения детей).
- Посмотрим? (Открываю)
- Ребята, это же драгоценные старинные сокровища. Вот мы и нашли их.
- Каждый из вас сейчас получит сокровища, закроет глазки и потрогает их.
- Катя, закрой глазки, потрогай сокровища. Что оно напоминает тебе?
Какие ощущения?
(Тактильные тренажеры).
VII. Итог.
- Цель достигнута. Сокровища найдены. Пора возвращаться. Ребята, занимайте свои места на пароходе. Полный вперед! (СЛАЙД 17)
- Внимание! Вижу землю! (СЛАЙД 18)
- Мы прибыли в детский сад.
- Наше путешествие благополучно завершилось. Что же вам запомнилось больше всего?
- Вы очень меня порадовали! Всем спасибо за внимание!