Система работы в ДОО по здоровьесбережению

Дата публикации: 2018-03-13 11:27:46
Статью разместил(а):
Кирилюк Наталья Анатольевна

Консультация для воспитателей

«Система работы ДОУ в образовательной области «Здоровье»

Автор: Кирилюк Наталья Анатольевна

 МБДОУ «Детский сад № 74 «Радуга», Н.Новгород

 

Данную консультацию  хотелось бы начать со слов великого русского педагога В.А. Сухомлинского: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». 

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

Все вышесказанное обуславливает необходимость изучения содержания психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье».

«Содержание образовательной области „Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

1.     сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

2.     воспитание культурно гигиенических навыков;

3.     формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Наиболее эффективно образовательные задачи решаются при использовании интегрированного подхода при организации образовательного процесса.

 Процесс интеграции (от лат. inte-gratio - восстановление, соединение) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.

Рассмотрим примерные виды интеграции образовательной области «Здоровье».

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы: 

 «Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшее условие укрепления здоровья детей)

«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека)

«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека).

По средствам и оптимизации образовательного процесса: 

 «Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»)

«Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области  «Здоровье»)

 Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания образовательной области «Здоровье» осуществляется в  моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей,  самостоятельной деятельности детей и взаимодействие с семьями детей.

   Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде организованной  образовательной деятельности:

  • Игра, обучающая по инициативе воспитателя
  • Физкультурные занятия
  • Занятия – развлечения
  •  Игры (дидактически, сюжетно-ролевые, театрализованные и др.)
  •  Чтение   художественных произведений
  • Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:

(экскурсии, физ.досуги, праздники, дни здоровья , тематические досуги и  др.);

так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов: физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды. воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

 +  культурно-гиенические навыки (формирование привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; закрепление умений быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, совершенствование культуры еды)

К самостоятельной деятельность детей относятся самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия

+  культурно-гиенические навыки (закрепление привычки самостоятельно следить за своим внешним видом, умение пользоваться индивидуальными средствами гигиены: расческой, носовым платком, полотенцем).

Сохранение и укрепление здоровья детей является одним из важных направлений работы ДОУ. Поэтому в детском саду должна быть создана система  работы в образовательной области «Здоровье».

Система работы должна быть создана на основе Закона об образовании РФ, Федеральных государственных требований к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106), СанПиН 2.4.1.3049-13, Типового положения о ДОУ

          Содержание образовательного процесса должно соответствовать  с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Основные принципы построения системы работы в образовательной области «Здоровье» в дошкольном учреждении:

- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);

- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

-решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приёмов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);

 - систематичности (реализация оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично);

 - целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);

- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).

Необходимыми условиями для реализации задач образовательной области «Здоровье» являются:

  • материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.;
  • осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной  работы;
  • использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей.

Основными направлениями в реализации  образовательной области «Здоровье» являются:

  • Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
  • Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.
  • Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей.

Систему работы ДОУ в образовательной области «Здоровье» можно представить в виде модели, которая включает в себя взаимосвязанные разделы: материально-техническое оснащение оздоровительного процесса ДОУ, оптимальную  организацию режима дня, организация двигательной деятельности, организацию полноценного  питания, профилактическую работу, систему закаливания, создание представлений о здоровом образе жизни, взаимодействие с семьями воспитанников,  работу с педагогами, мониторинг уровня физического развития, состояния здоровья, психоэмоционального состояния.

1.  Материально-техническое оснащение. 

- физкультурный зал должен быть оснащен необходимым спортивным оборудованием

- спортивная площадка для занятий на воздухе оснащенная необходимым инвентарём и оборудованием.

- в каждой возрастной группе создание спортивных уголков для наиболее полного самовыражения ребёнка двигательной деятельности.

2. Оптимальная  организации режима дня. 

Формирование у детей навыков и привычек здорового образа жизни невозможно без соблюдения режима дня.  

Правильно организованный, он, создает у ребенка ровное, бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию.

Ежедневная организации жизни и деятельности детей должна осуществляется с учетом:

- соблюдения режимных моментов: время приёма пищи, укладывания на дневной сон; общей длительности пребывания ребёнка на свежем воздухе.

      Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну. Перед сном подвижные эмоциональные игры не проводятся.

      Ежедневная  продолжительность  прогулки  детей  в  ДОУ определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий и  составляет  около 3-4 часов. Прогулку  организуют  2  раза  в  день:  в  первую  половину  дня – до  обеда  и во  вторую   половину  дня – после  дневного  сна  и  (или)  перед  уходом  детей  домой. 

 - оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.

 

- организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.

3. Организация двигательной деятельности.

Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.

Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:

- физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;

- сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;

- обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики,

- включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.

Формы организации физического воспитания:

- физические занятия в зале и на спортивной площадке;

- утренняя гимнастика;

- упражнения после дневного сна;

- дозированная ходьба;

- подвижные игры;

- спортивные игры;

- спортивные упражнения;

 - физкультминутки;

 - физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;

- индивидуальная работа с детьми;

самостоятельная двигательная деятельность.

4.     Организация полноценного  питания. 

В ДОУ должна осуществляться работа:

- с сотрудниками по повышению качества, организации питания,

- с родителями воспитанников в целях организации рационального питания в семье,

 -с детьми, посещающими дошкольное образовательное учреждение по формированию представлений о правильном питании и способах сохранения здоровья.

Для  обеспечения  преемственности  питания  родителей  информируют  об  ассортименте  питания  ребенка, вывешивая  ежедневное  меню  за  время  пребывания  в  ДОУ.

 Принципы организации питания:

- выполнение режима питания;

- гигиена приёма пищи;

- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

 - эстетика организации питания (сервировка);

- индивидуальный подход к детям во время питания;

     - правильность расстановки мебели.                                                                                                                                     

5.     Профилактическая работа. 

Обеспечить эффективную оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики.

Она должна включать в себя медицинские мероприятия:

  • плановые медицинские осмотры
  • антропометрические измерения
  • профилактические прививки
  • осмотр детей специалистами для школы
  • изоляции больного ребенка до прихода родителей

Педагоги организуют работу по рациональной организации двигательной деятельности детей.

6.     Система закаливания. 

Главное требование: «Не навреди!»

При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы - постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.

Закаливание детей включает систему мероприятий:

- элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;

- специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

     7. Создание представлений о здоровом образе жизни.

  • Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
  • Пропаганда ЗОЖ:
  • - обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
  • - формирование элементарных представлений об окружающей среде.
  • - формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
  • - развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
  • - формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
  • - выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
  • ОБЖ
  • - обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
  • - систематическая работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
  • Индивидуальные беседы.

 8. Взаимодействие с родителями. 

Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она в тесном сотрудничестве с семьей..

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей включает в себя:

• информационные стенды для родителей; освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;

• информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в дошкольном учреждении;

• приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, и др.) ;

• анкетирование, консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

9.     Работа с педагогами 

Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:

- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии (интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью) у них главная социальная роль;

- просветительная работа;

- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья;

-обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.

10. Мониторинг уровня физического развития, состояния здоровья, психоэмоционального состояния. 

Включает:

- диагностику знания, умения, навыки, предусмотренные программой, наблюдение за поведением ребёнка в повседневной жизни;

 - выявление индивидуальных особенностей развития психических процессов, особенно поведения и эмоционально – волевой сферы.

Итогом обследования является проведение  психолого-педагогического совещания, на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей .

Периодичность мониторинга : 2 раза в год (ноябрь, апрель)

  •       Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются  на  итоговые  и  промежуточные.
  • Промежуточная оценка проводится  один раз в полугодие, итоговая оценка проводится ежегодно в подготовительной группе при выпуске ребенка из детского сада в школу.

Созданная в детском саду система работы в образовательной области «Здоровье» позволяет качественно решать цель охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

 

Используемая литература:

1. Закона об образовании РФ.

2. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 о Федеральных государственных требований к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников

3. СанПиН 2.4.1.3049-13,

4. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

5. И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М. « Мозаика-Синтез», 2009-2010г