Система работы в ДОО по здоровьесбережению
Консультация для воспитателей
«Система работы ДОУ в образовательной области «Здоровье»
Автор: Кирилюк Наталья Анатольевна
МБДОУ «Детский сад № 74 «Радуга», Н.Новгород
Данную консультацию хотелось бы начать со слов великого русского педагога В.А. Сухомлинского: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Все вышесказанное обуславливает необходимость изучения содержания психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Здоровье».
«Содержание образовательной области „Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
2. воспитание культурно гигиенических навыков;
3. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются при использовании интегрированного подхода при организации образовательного процесса.
Процесс интеграции (от лат. inte-gratio - восстановление, соединение) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости.
Рассмотрим примерные виды интеграции образовательной области «Здоровье».
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы:
«Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшее условие укрепления здоровья детей)
«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и ЗОЖ человека)
«Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ)
«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья)
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека).
По средствам и оптимизации образовательного процесса:
«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»)
«Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда)
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»)
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания образовательной области «Здоровье» осуществляется в моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей и взаимодействие с семьями детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде организованной образовательной деятельности:
- Игра, обучающая по инициативе воспитателя
- Физкультурные занятия
- Занятия – развлечения
- Игры (дидактически, сюжетно-ролевые, театрализованные и др.)
- Чтение художественных произведений
- Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:
(экскурсии, физ.досуги, праздники, дни здоровья , тематические досуги и др.);
так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов: физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды. воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;
+ культурно-гиенические навыки (формирование привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; закрепление умений быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, совершенствование культуры еды)
К самостоятельной деятельность детей относятся самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия
+ культурно-гиенические навыки (закрепление привычки самостоятельно следить за своим внешним видом, умение пользоваться индивидуальными средствами гигиены: расческой, носовым платком, полотенцем).
Сохранение и укрепление здоровья детей является одним из важных направлений работы ДОУ. Поэтому в детском саду должна быть создана система работы в образовательной области «Здоровье».
Система работы должна быть создана на основе Закона об образовании РФ, Федеральных государственных требований к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106), СанПиН 2.4.1.3049-13, Типового положения о ДОУ
Содержание образовательного процесса должно соответствовать с основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Основные принципы построения системы работы в образовательной области «Здоровье» в дошкольном учреждении:
- научности (использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);
- активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников);
- сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов медицинской, педагогической, психофизической диагностики; планирование способов, методов и приёмов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);
- систематичности (реализация оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично);
- целенаправленности (подчинение комплекса медико – педагогических воздействий четко определенной цели);
- оптимальности (разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки).
Необходимыми условиями для реализации задач образовательной области «Здоровье» являются:
- материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОУ.;
- осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы;
- использование комплексной системы диагностики и мониторинга состояния здоровья детей.
Основными направлениями в реализации образовательной области «Здоровье» являются:
- Психолого-педагогическая работа направлена на формирование культуры здоровья воспитанников и включает в себя формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
- Профилактическая работа включает в себя систему мероприятий и мер (гигиенических, социальных, медицинских, психолого-педагогических), направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений, обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.
- Оздоровительная работа предполагает проведение системы мероприятий и мер (медицинских, психолого-педагогических, гигиенических и др.), направленных на сохранение и (или) укрепление здоровья детей.
Систему работы ДОУ в образовательной области «Здоровье» можно представить в виде модели, которая включает в себя взаимосвязанные разделы: материально-техническое оснащение оздоровительного процесса ДОУ, оптимальную организацию режима дня, организация двигательной деятельности, организацию полноценного питания, профилактическую работу, систему закаливания, создание представлений о здоровом образе жизни, взаимодействие с семьями воспитанников, работу с педагогами, мониторинг уровня физического развития, состояния здоровья, психоэмоционального состояния.
1. Материально-техническое оснащение.
- физкультурный зал должен быть оснащен необходимым спортивным оборудованием
- спортивная площадка для занятий на воздухе оснащенная необходимым инвентарём и оборудованием.
- в каждой возрастной группе создание спортивных уголков для наиболее полного самовыражения ребёнка двигательной деятельности.
2. Оптимальная организации режима дня.
Формирование у детей навыков и привычек здорового образа жизни невозможно без соблюдения режима дня.
Правильно организованный, он, создает у ребенка ровное, бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию.
Ежедневная организации жизни и деятельности детей должна осуществляется с учетом:
- соблюдения режимных моментов: время приёма пищи, укладывания на дневной сон; общей длительности пребывания ребёнка на свежем воздухе.
Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну. Перед сном подвижные эмоциональные игры не проводятся.
Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий и составляет около 3-4 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна и (или) перед уходом детей домой.
- оптимальная индивидуальная двигательная активность с преобладанием циклических упражнений, достаточная индивидуальная умственная нагрузка и преобладание положительных эмоциональных впечатлений.
- организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями.
3. Организация двигательной деятельности.
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:
- физическая нагрузка адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
- сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
- обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики,
- включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Формы организации физического воспитания:
- физические занятия в зале и на спортивной площадке;
- утренняя гимнастика;
- упражнения после дневного сна;
- дозированная ходьба;
- подвижные игры;
- спортивные игры;
- спортивные упражнения;
- физкультминутки;
- физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;
- индивидуальная работа с детьми;
самостоятельная двигательная деятельность.
4. Организация полноценного питания.
В ДОУ должна осуществляться работа:
- с сотрудниками по повышению качества, организации питания,
- с родителями воспитанников в целях организации рационального питания в семье,
-с детьми, посещающими дошкольное образовательное учреждение по формированию представлений о правильном питании и способах сохранения здоровья.
Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время пребывания в ДОУ.
Принципы организации питания:
- выполнение режима питания;
- гигиена приёма пищи;
- ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
- эстетика организации питания (сервировка);
- индивидуальный подход к детям во время питания;
- правильность расстановки мебели.
5. Профилактическая работа.
Обеспечить эффективную оздоровительную работу можно только при условии содружества медицины и педагогики.
Она должна включать в себя медицинские мероприятия:
- плановые медицинские осмотры
- антропометрические измерения
- профилактические прививки
- осмотр детей специалистами для школы
- изоляции больного ребенка до прихода родителей
Педагоги организуют работу по рациональной организации двигательной деятельности детей.
6. Система закаливания.
Главное требование: «Не навреди!»
При организации закаливания должны быть реализованы основные гигиенические принципы - постепенность, систематичность, комплексность и учет индивидуальных особенностей ребенка.
Закаливание детей включает систему мероприятий:
- элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;
- специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.
7. Создание представлений о здоровом образе жизни.
- Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
- Пропаганда ЗОЖ:
- - обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
- - формирование элементарных представлений об окружающей среде.
- - формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
- - развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
- - формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
- - выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
- ОБЖ
- - обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
- - систематическая работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
- Индивидуальные беседы.
8. Взаимодействие с родителями.
Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она в тесном сотрудничестве с семьей..
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей включает в себя:
• информационные стенды для родителей; освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
• информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в дошкольном учреждении;
• приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, и др.) ;
• анкетирование, консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
9. Работа с педагогами
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построенная на следующих принципах:
- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии (интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью) у них главная социальная роль;
- просветительная работа;
- консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья;
-обучение педагогов приёмам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте, а также методике обучения дошкольников приёмам личной самодиагностики.
10. Мониторинг уровня физического развития, состояния здоровья, психоэмоционального состояния.
Включает:
- диагностику знания, умения, навыки, предусмотренные программой, наблюдение за поведением ребёнка в повседневной жизни;
- выявление индивидуальных особенностей развития психических процессов, особенно поведения и эмоционально – волевой сферы.
Итогом обследования является проведение психолого-педагогического совещания, на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей .
Периодичность мониторинга : 2 раза в год (ноябрь, апрель)
- Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные.
- Промежуточная оценка проводится один раз в полугодие, итоговая оценка проводится ежегодно в подготовительной группе при выпуске ребенка из детского сада в школу.
Созданная в детском саду система работы в образовательной области «Здоровье» позволяет качественно решать цель охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.
Используемая литература:
1. Закона об образовании РФ.
2. Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 о Федеральных государственных требований к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
3. СанПиН 2.4.1.3049-13,
4. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
5. И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М. « Мозаика-Синтез», 2009-2010г