Интегрированное занятие в подготовительной группе "Открываем неизведанное"
Интегрированное занятие в подготовительной группе
"Открываем неизведанное"
Автор: Шкляева Елена Михайловна
МАДОУ "Детский сад "Надежда", г. Кирово-Чепецк
Образовательные области. Приоритетная: познавательное развитие. В интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое. |
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная |
Задачи. Образовательные. · Способствовать закреплению знаний детей о космосе, солнечной системе, планетах и звездах в увлекательной форме · Активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор · Содействовать активному использованию в речи разных типов предложений; учить вступать в диалог со взрослыми; по желанию делиться своими мыслями, чувствами, знаниями, использовать монологическую речь · Создавать условия выполнять простейшие опыты с песком и воздухом · Закреплять умение смешивание красок на ткани Коррекционно-развивающие. · Способствовать развитию зрительного восприятия, слуховой кратковременной памяти, зрительного и слухового внимания, мыслительных операций, конструктивных способностей, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, воображения Воспитательные. · Воспитывать интерес к познанию, любознательность, активность, организованность. · Способствовать развитию коммуникативных навыков через работу в парах · Проявлять своё отношение к прошедшей деятельности. Оздоровительные. · Развивать умение регулировать силу вдоха и выдоха, мелкие мышцы рук |
Предпосылки УУД: 1. Регулятивные: · Умение планировать своё действие в соответствии с конкретной задачей. · Умение работать по инструкции взрослого. 2. Познавательные: · Стимулировать познавательную активность через виды деятельности 3. Личностные: · Создавать условия для продуктивного взаимодействия в парах · Умение формулировать собственное мнение и позицию. 4. Коммуникативные: · Развивать навыки сотрудничества |
Словарь. Предметы: космос, планеты, галактика, астроном, созвездия, двигатель, названия планет, астероид, дыра, звездочет, гиганты, карлики, кратеры, пыль, тайны, открытия Действия: раскрыть, зажать, надуть, отпускать, проделать, запустить, вращаются, познать, пофантазируем Признаки: умный, сообразительные, находчивые, солнечная, лунная, утренняя, вечерняя, космические, горячие, холодные, огромные, раскаленные, реактивный
|
Предварительная работа. До проведения этого занятия дети ознакомлены со следующими темами: «Солнце. Солнечная система», «Созвездия», «Космическое путешествие на Луну» |
Оборудование. 1. Для педагога Демонстрационный материал: презентация «Космос», музыкальная композиция группы «Space», карта Вселенной, карточка с хитрыми вопросами, два листа ватмана с нарисованными на них кругами Луны и Земли, 2 песочницы, песок, карточки планет, книга «Космическое пространство» 2. Для детей. Раздаточный материал: буквы для выкладывания слова Космос, маршрутные листы и символы, шарики – ракеты, листы для графического диктанта, подзорные трубы, фонарики, деревянные палочки, карточки – созвездия, листы черного цвета, клей, пяльцы, белая ткань, краски батика (или гуашь), кисточки, стаканчики для воды, звезды настроений
|
Ход. I. Вводная часть: Организационно-мотивационный момент. Воспитатель предлагает встать детям в круг: Психологический настрой Здравствуй, дружок, (предложить руку ребенку справа) Здравствуй, дружок! (предложить руку ребенку слева) Скорей становитесь со мною в кружок! Давай улыбнемся и скажем: «Привет!» Солнцу: «Привет!» Гостям всем: «Привет!» Форма работы – коллективная, подгрупповая. Педагог: Послушайте музыкальный фрагмент. Возможно, вы догадаетесь, о чём мы будем сегодня говорить. (звучит фрагмент из музыкальной композиции группы «Space») Педагог: Что вы представили, слушая эту музыку? (выслушивает все предположения детей) Упражнение «Космос». Педагог: А теперь проверим правильность ваших ответов. Даю задание собрать слово по буквам, поставив их в порядке увеличения (КОСМОС) (дети все вместе собирают из букв слово) Вопрос: Что такое космос? (ответы детей). Педагог: КОСМОС – это пространство, которое существует за чертой земли. Наша планета Земля – лишь маленькая часть огромной Вселенной, которая хранит много тайн и загадок, и я хочу вам предложить раскрыть некоторые тайны вселенной. II. Основная часть. Активизация усвоенных знаний: Форма работы: подгрупповая. (Дети сидят на стульчиках) Педагог: Как вы думаете, люди каких профессий помогли бы нам раскрыть космические тайны? А вот я пригласила к нам на занятие человека, который изучает звезды и планеты, название его профессии спряталось в ответе ребуса (дети стараются отгадать слово АСТРОНОМ) 1.Беседа Астроном: Здравствуйте, ребята! Я узнал, что в этом детском саду есть группа детей, которые любят наблюдать в утренние часы за солнцем, а в вечерние за звездами и луной. Вы такие любознательные, а я очень люблю умных и любознательных детей.
Астроном: С помощью большой подзорной трубы я постоянно изучаю космическое пространство. Нас окружает Вселенная – это необъятный мир за пределами Земли в которой образовались планеты, звезды, галактики, кометы, черные дыры, астероиды и др. космические тела. Люди смотрели на небо и мечтали полететь в космос. Научились строить ракеты и полетели туда. Мы не можем полететь в космос на настоящей ракете, но я предлагаю вам попробовать запустить свою ракету, открыть неизведанное, и создать свою карту вселенной с её тайнами. (показываю карту на доске) В космос добраться может не каждый. Какой человек может полететь в космос? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый) Давайте проведем космическую разминку для ума. (дети садятся за столы) Игра на слуховое внимание и логику «Хитрые вопросы» Форма работы: групповая, индивидуальная - Почему говорят: «Светит, а не греет»? Про что можно так сказать и когда? (солнце, зимой) - Сколько звёзд в ковше Большой Медведицы? (7) - Куда лететь дальше – с Земли на Луну или с Луны на Землю? (одинаковое расстояние) · - Как называется момент, когда звезды «падают» - (звездопад) · - Чего больше космических кораблей или кораблей? (кораблей) · - Какую планету называют "Голубой планетой"? (земля) · - Как называется место старта космических кораблей? (космодром) Я вижу, что вы много знаете и готовы к открытиям. А чтобы не затеряться в космическом пространстве, вам помогут маршрутные листы. Сейчас и начнем. Вы готовы? 2. Дидактическое упражнение «Ракета» Форма работы – подгрупповая, индивидуальная. Астроном: Ни автомобиль, ни самолет не могут так быстро передвигаться. И только у ракеты такой мощный реактивный двигатель. Педагог: Я предлагаю вам запустить космическую ракету Дидактическая игра «Подбери ключ к ракете» Форма работы – подгрупповая, индивидуальная. (дети подходят к педагогу) Педагог: Для этого нам нужно разгадать ключ к запуску ракеты он зашифрован в словах. Найдите общий звук в словах – это будет ключом к ракете. -Сатурн, Венера, Уран – Н (надувать) - Звезда, воздух, Земля – З (зажать) - Космос, Солнце, метеорит– О (отпускать) Действие по алгоритму (слайд) Педагог: (надуйте воздушные шарики и крепко сожмите горлышко и отпустите). Педагог: Почему наш шарик полетел? Что заставило его лететь?(с помощью воздушной струи шарик полетел) Вывод: Вот и ракета летит быстро и стремительно, потому что летит стрелою вверх и считается самый быстрый вид транспорта на Земле. Педагог: Давайте в маршрутных листах найдем, и обозначим символом, как и куда летит ракета. (дети садятся за столы и подбирают символ к ракете –стрелочка) Астроном: А хотите узнать, куда долетит ракета? 3. Графический диктант «На Луну» Дети садят за столами Форма работы – групповая Астроном: Возьмите листочки в клетку, и мы проследим путь ракеты. Дети: Наша ракета прилетела на Луну. Астроном: Луна - это планета? Обитают ли на Луне живые существа? Дети: (нет – это спутник Земли, здесь нет живых существ) 5.Экспериментальная деятельность: «Лунная пыль» Астроном: Ребята, вы обратили внимание, что вся поверхность Луны покрыта мельчайшей лунной пылью? (слайд) Вместо лунной пыли у нас на Земле– песок. Астроном демонстрирует два листа ватмана с нарисованными на них кругами Луны и Земли и предлагает детям насыпать на оба круга «лунную пыль». Давайте оставим свои следы на Земле и Луне. (Астроном вместе с детьми пальцами делает в песке углубления) Астроном: На Земле дует ветер. А вы ведь знаете, что ветер – это движение воздуха. Как можно создать ветер? (надо сильно подуть). Давайте посмотрим, что произойдет со следами (дети дуют на «следы» – и те исчезают). Дети делают вывод: Если дует ветер, то эти следы на Земле исчезнут. Астроном: Я хочу вам сообщить, что на Луне следы никогда не исчезают. А как вы думаете почему? В чем секрет? Дети: на Луне нет ветра, следы космонавтов останутся на ней навсегда. Вывод: Астроном - правильно ветер-состоит из воздушного потока, значит на Луне совсем нет? (воздуха). Поставьте символ напротив Луны. (дети садятся и кладут символ к луне- перечеркнутое облачко) Астроном: Я вам принес картину Художника, который изобразил Землю и Луну. 6.Игра на развитие мышления «Все в мире перепуталось». Форма работы – групповая Астроном: посмотрите на маршрутные листы, куда мы сейчас отправимся? (к звездам) Днем, когда светло, мы с вами видим на небе Солнце, нашу звезду. А ночью, когда темно, на небе загораются множество звездочек. Астроном: Что вы знаете о звездах? (это огромные раскаленные шары, которые состоят из газа) Астроном: Сколько звезд на небе? (Очень много…) Астроном: Одинаковые ли звезды? (Они все разные, есть звезды белого и голубого цвета – они самые горячие; а еще есть очень большие звезды – гиганты, и есть маленькие – карлики; если звезды менее горячие, то они желтого или оранжевого цвета, а наименее горячие звезды – красного цвета; из звезд образуются созвездия) Астроном: Предлагаю рассмотреть созвездия на карточках. (дети подходят к «столам с темным небом») 7.Экспериментальная деятельность «Дневные звёзды». Форма работы – подгрупповая Дифференцированные задания: 1 подгруппа – подбирает карточку к своему созвездию, изображенному на подзорной трубе. 2 подгруппа – переносит схематично созвездие на карточку трубы. Астроном: Назовите созвездия, которые изображены на подзорной трубе (ответы детей) (предлагаю детям свои созвездия - карточки и приклеить на карту Вселенной.) Астроном: Как вы думаете, светят звезды днем? (ответы детей) Предлагаю вам взять подзорные трубы и проделать отверстия, где изображены звезды. Возьмите в одну руку подзорную трубу, а в другую – фонарик. Включите фонарик и посветите в трубу –сейчас мы светим днем. Наши звезды светят сейчас днем? (светят) А мы их видим? (нет). Астроном: А теперь посмотрим на темное небо (на столах листы черного цвета, на которые дети направляет подзорную трубу) Что сейчас видно? (звезды) Астроном: Так светят звезды днем? Вывод: Днем звезды светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи. Астроном: Поставьте символ напротив нашего задания (дети ставят карточку звезды светят днем). Педагог: А какая из звезд находится всех ближе к Земле? (Солнце) 8. Игра «Парад планет» Форма работы: подгрупповая. Педагог: Самая близкая к Земле звезда – это Солнце. У звезды под названием Солнце есть большая дружная семейка. Девять детишек разного размера. Что же это за детишки? (планеты) Педагог: Какие вы знаете планеты? Педагог: Какая планета расположена ближе всех к Солнцу? (Меркурий) Педагог: А какая дальше всех? (Плутон) Педагог: На каких планетах есть жизнь? (только на Земле) Педагог: Какую планету называют «Утренней…» или «Вечерней Звездой»? (Венеру, потому что ее бывает хорошо видно на небе в утренние и в вечерние часы) Педагог: Какие планеты украшены кольцами? (Сатурн, Уран) Педагог: Выберите себе планету и определите ей соответствующее место на орбите в Солнечной системе. Поместить их на нашу карту Вселенной. (дети помещают планеты на карте Вселенной) Дети совместно обсуждают результат работы. Астроном: Давайте проверим нашу карту с помощью стихотворения-помощника: Он восьмой идет по счету А за ним уже потом и 9 планета Под названием Плутон. Педагог: Все планеты вращаются вокруг солнца, каждая по своей орбите. Посмотрите наши планеты выстроились на одну линию. Как называется это явление? (парад планет) В этом параде сколько планет участвует? (9) Педагог: Значит на маршрутном листе нам необходимо, что положить? (цифру 9 – это количество планет в Солнечной системе) (дети садятся за столы и помещают символ к планетам – цифру 9) Педагог: А теперь давайте пофантазируем. Может ли существовать десятая планета? Давайте мы ее придумаем. 7. Продуктивная деятельность «Рисование планеты приемом батик» · Задание для желающих гостей (2-3 места + материал) (Дети рисуют планету по алгоритму и придумывают ей название) Педагог: Давайте заполним маршрутный лист. Почему вы выбрали слово ЭВРИКА? (потому что сделали открытие новой планеты) III. Заключительная часть. Рефлексия. Педагог: - Все пункты маршрутного листа мы прошли. -Какие тайны и секреты вы сегодня сделали на занятии? (дети называют, опираясь при ответе на свой маршрутный лист) В ходе наших открытий мы создали свою карту Вселенной с ее загадками и неразгаданными тайнами. Давайте возьмем ее в группу, и дальше будем заполнять. Вопросы: - Что было интересного, сложного, необычного, чему удивились? Астроном: Я хочу вам подарить книгу о космическом пространстве с увлекательными путешествиями по планетам, и звезды настроения. Выберите себе любую звезду (дети выбирают звезды)
|