Интегрированное занятие в подготовительной группе "Открываем неизведанное"

Дата публикации: 2018-03-10 07:50:47
Статью разместил(а):
Шкляева Елена Михайловна

Интегрированное занятие в подготовительной группе

"Открываем неизведанное"

Автор: Шкляева Елена Михайловна

МАДОУ "Детский сад "Надежда", г. Кирово-Чепецк

 

Образовательные области.

Приоритетная: познавательное развитие.

В интеграции: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое. 

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная

Задачи.

Образовательные.

·         Способствовать закреплению знаний детей о космосе, солнечной системе, планетах  и звездах в увлекательной форме

·         Активизировать словарь дошкольников, расширять их кругозор

·         Содействовать активному использованию в речи разных типов предложений; учить вступать в диалог со взрослыми; по желанию делиться своими мыслями, чувствами, знаниями, использовать монологическую речь 

·         Создавать условия выполнять простейшие опыты с песком и воздухом

·         Закреплять умение смешивание красок на ткани

Коррекционно-развивающие.

·           Способствовать развитию зрительного восприятия, слуховой кратковременной памяти, зрительного и слухового внимания, мыслительных операций,  конструктивных способностей, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, воображения

Воспитательные.

·     Воспитывать интерес к познанию, любознательность, активность, организованность. 

·    Способствовать развитию коммуникативных навыков через работу в парах

·    Проявлять своё отношение к прошедшей деятельности.

    Оздоровительные.

·    Развивать умение регулировать силу вдоха и выдоха, мелкие мышцы рук

Предпосылки УУД:

1.      Регулятивные:

·         Умение планировать своё действие в соответствии с конкретной задачей.

·         Умение работать по инструкции взрослого.

2.      Познавательные:

·       Стимулировать познавательную активность через виды деятельности

3.      Личностные:

·      Создавать условия для продуктивного взаимодействия в парах 

·         Умение формулировать собственное мнение и позицию.

4.      Коммуникативные:

·         Развивать навыки сотрудничества 

Словарь.

Предметы: космос, планеты, галактика, астроном, созвездия, двигатель, названия планет, астероид, дыра, звездочет, гиганты, карлики, кратеры, пыль, тайны, открытия

Действия: раскрыть, зажать, надуть, отпускать, проделать, запустить, вращаются, познать, пофантазируем

Признаки: умный, сообразительные, находчивые, солнечная, лунная, утренняя, вечерняя, космические, горячие, холодные, огромные, раскаленные, реактивный

 

Предварительная работа.

  До проведения этого занятия дети ознакомлены со следующими темами: «Солнце. Солнечная система», «Созвездия», «Космическое путешествие на Луну»

Оборудование.

1.      Для педагога

Демонстрационный материал: презентация «Космос», музыкальная композиция группы «Space», карта Вселенной, карточка с хитрыми вопросами, два листа ватмана с нарисованными на них кругами Луны и Земли, 2 песочницы, песок, карточки планет, книга «Космическое пространство»  

2.      Для детей.

Раздаточный материал: буквы для выкладывания слова Космос, маршрутные листы и символы, шарики – ракеты, листы для графического диктанта, подзорные трубы, фонарики, деревянные палочки, карточки – созвездия, листы черного цвета, клей, пяльцы, белая ткань, краски батика (или гуашь), кисточки, стаканчики для воды, звезды настроений

 

 

Ход.

I.            Вводная часть:

Организационно-мотивационный момент.

 Воспитатель предлагает встать детям в круг:

Психологический настрой

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребенку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребенку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнемся и скажем: «Привет!»

Солнцу: «Привет!»

Гостям всем: «Привет!»

Форма работы – коллективная, подгрупповая.

Педагог: Послушайте музыкальный фрагмент. Возможно, вы догадаетесь, о чём мы будем сегодня говорить. (звучит фрагмент из музыкальной композиции группы «Space»)

Педагог: Что вы представили, слушая эту музыку? (выслушивает все предположения детей) 

Упражнение «Космос».

Педагог: А теперь проверим правильность ваших ответов. Даю задание собрать слово по буквам, поставив их в порядке увеличения (КОСМОС) (дети все вместе собирают из букв слово)

Вопрос: Что такое космос? (ответы детей).

Педагог: КОСМОС – это пространство, которое существует за чертой земли. Наша планета Земля – лишь маленькая часть огромной Вселенной, которая хранит много тайн и загадок, и я хочу вам предложить раскрыть некоторые тайны вселенной. 

  II.       Основная часть.

Активизация усвоенных знаний:

Форма работы: подгрупповая. (Дети сидят на стульчиках)

Педагог: Как вы думаете, люди каких профессий помогли бы нам раскрыть космические тайны?  

А вот я пригласила к нам на занятие человека, который изучает звезды и планеты, название его профессии спряталось в ответе ребуса (дети стараются отгадать слово АСТРОНОМ)

1.Беседа

Астроном: Здравствуйте, ребята!  Я узнал, что в этом детском саду есть группа детей, которые любят наблюдать в утренние часы за солнцем, а в вечерние за звездами и луной. Вы такие любознательные, а я очень люблю умных и любознательных детей.

 

Астроном: С помощью большой подзорной трубы я постоянно изучаю космическое пространство. Нас окружает Вселенная – это необъятный мир за пределами Земли в которой образовались планеты, звезды, галактики, кометы, черные дыры, астероиды и др. космические тела.

 Люди смотрели на небо и мечтали полететь в космос. Научились строить ракеты и полетели туда. Мы не можем полететь в космос на настоящей ракете, но я предлагаю вам попробовать запустить свою ракету, открыть неизведанное, и создать свою карту вселенной с её тайнами.  (показываю карту на доске)

В космос добраться может не каждый. Какой человек может полететь в космос? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый)

Давайте проведем космическую разминку для ума. (дети садятся за столы)

Игра на слуховое внимание и логику «Хитрые вопросы»

 Форма работы: групповая, индивидуальная

-  Почему говорят: «Светит, а не греет»? Про что можно так сказать и когда? (солнце, зимой)

- Сколько звёзд в ковше Большой Медведицы? (7)

 - Куда лететь дальше – с Земли на Луну или с Луны на Землю? (одинаковое расстояние) 

·          - Как называется момент, когда звезды «падают» - (звездопад) 

·          - Чего больше космических кораблей или кораблей? (кораблей) 

·          - Какую планету называют "Голубой планетой"? (земля) 

·          - Как называется место старта космических кораблей? (космодром) 

Я вижу, что вы много знаете и готовы к открытиям.

А чтобы не затеряться в космическом пространстве, вам помогут маршрутные листы.  Сейчас и начнем. Вы готовы?

2.      Дидактическое упражнение «Ракета» 

Форма работы – подгрупповая, индивидуальная.

Астроном: Ни автомобиль, ни самолет не могут так быстро передвигаться. И только у ракеты такой мощный реактивный двигатель.

Педагог: Я предлагаю вам запустить космическую ракету

Дидактическая игра «Подбери ключ к ракете»

Форма работы – подгрупповая, индивидуальная.  

(дети подходят к педагогу)

Педагог: Для этого нам нужно разгадать ключ к запуску ракеты он зашифрован в словах.

 Найдите общий звук в словах – это будет ключом к ракете.

-Сатурн, Венера, Уран – Н (надувать)

 - Звезда, воздух, Земля – З (зажать)

 - Космос, Солнце, метеорит– О (отпускать)

Действие по алгоритму (слайд)

Педагог: (надуйте воздушные шарики и крепко сожмите горлышко и отпустите).

Педагог: Почему наш шарик полетел? Что заставило его лететь?(с помощью воздушной струи шарик полетел)
Педагог: Как шарик летел?(быстро, стремительно) 

Вывод: Вот и ракета летит быстро и стремительно, потому что летит стрелою вверх и считается самый быстрый вид транспорта на Земле.

Педагог: Давайте в маршрутных листах найдем, и обозначим символом, как и куда летит ракета. (дети садятся за столы и  подбирают символ к ракете –стрелочка)

Астроном: А хотите узнать, куда долетит ракета?

3.      Графический диктант «На Луну»

Дети садят за столами

Форма работы – групповая

Астроном: Возьмите листочки в клетку, и мы проследим путь ракеты.

Дети: Наша ракета прилетела на Луну.

Астроном: Луна - это планета? Обитают ли на Луне живые существа?

Дети: (нет – это спутник Земли, здесь нет живых существ)

  5.Экспериментальная деятельность: «Лунная пыль»

Астроном: Ребята, вы обратили внимание, что вся поверхность Луны покрыта мельчайшей лунной пылью? (слайд)

Вместо лунной пыли у нас на Земле– песок.

Астроном демонстрирует два листа ватмана с нарисованными на них кругами Луны и Земли и предлагает детям насыпать на оба круга «лунную пыль». Давайте оставим свои следы на Земле и Луне. (Астроном вместе с детьми пальцами делает в песке углубления)

Астроном: На Земле дует ветер. А вы ведь знаете, что ветер – это движение воздуха. Как можно создать ветер? (надо сильно подуть).  Давайте посмотрим, что произойдет со следами (дети дуют на «следы» – и те исчезают).

Дети делают вывод: Если дует ветер, то эти следы на Земле исчезнут.

Астроном: Я хочу вам сообщить, что на Луне следы никогда не исчезают. А как вы думаете почему? В чем секрет?

Дети: на Луне нет ветра, следы космонавтов останутся на ней навсегда.

Вывод: Астроном - правильно ветер-состоит из воздушного потока, значит на Луне совсем нет? (воздуха).

Поставьте символ напротив Луны. (дети садятся и кладут символ к луне- перечеркнутое облачко)

Астроном: Я вам принес картину Художника, который изобразил Землю и Луну.

6.Игра на развитие мышления «Все в мире перепуталось».

Форма работы – групповая

Астроном: посмотрите на маршрутные листы, куда мы сейчас отправимся? (к звездам)

Днем, когда светло, мы с вами видим на небе Солнце, нашу звезду. А ночью, когда темно, на небе загораются множество звездочек.

Астроном: Что вы знаете о звездах? (это огромные раскаленные шары, которые состоят из газа)

Астроном: Сколько звезд на небе? (Очень много…)

Астроном: Одинаковые ли звезды? (Они все разные, есть звезды белого и голубого цвета – они самые горячие; а еще есть очень большие звезды – гиганты, и есть маленькие – карлики; если звезды менее горячие, то они желтого или оранжевого цвета, а наименее горячие звезды – красного цвета; из звезд образуются созвездия)

Астроном: Предлагаю рассмотреть созвездия на карточках. (дети подходят к «столам с темным небом»)

7.Экспериментальная деятельность «Дневные звёзды».

Форма работы – подгрупповая

Дифференцированные задания:

1 подгруппа – подбирает карточку к своему созвездию, изображенному на подзорной трубе.

2 подгруппа – переносит схематично созвездие на карточку трубы.

Астроном: Назовите созвездия, которые изображены на подзорной трубе (ответы детей)

(предлагаю  детям  свои созвездия - карточки  и приклеить на карту Вселенной.) 

Астроном:  Как вы думаете, светят звезды днем? (ответы детей)

Предлагаю вам взять подзорные трубы и проделать отверстия, где изображены звезды. Возьмите в одну руку подзорную трубу, а в другую – фонарик. Включите фонарик и посветите в трубу –сейчас мы светим днем.

Наши звезды светят сейчас днем? (светят) А мы их видим? (нет).

Астроном: А теперь посмотрим на темное небо (на столах листы черного цвета, на которые дети направляет подзорную трубу) Что сейчас видно? (звезды)

Астроном: Так светят звезды днем?

Вывод: Днем звезды светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи.

Астроном: Поставьте символ напротив нашего задания (дети ставят карточку звезды светят днем).

Педагог: А какая из звезд находится всех ближе к Земле? (Солнце)

8. Игра «Парад планет» 

Форма работы: подгрупповая.

Педагог: Самая близкая к Земле звезда – это Солнце.  У звезды под названием Солнце есть большая дружная семейка. Девять детишек разного размера. Что же это за детишки? (планеты)

Педагог: Какие вы знаете планеты?

Педагог: Какая планета расположена ближе всех к Солнцу? (Меркурий)

Педагог: А какая дальше всех? (Плутон)

Педагог: На каких планетах есть жизнь? (только на Земле)

Педагог: Какую планету называют «Утренней…» или «Вечерней Звездой»? (Венеру, потому что ее бывает хорошо видно на небе в утренние и в вечерние часы)

Педагог: Какие планеты украшены кольцами? (Сатурн, Уран)

Педагог: Выберите себе планету и определите ей соответствующее место на орбите в Солнечной системе. Поместить их на нашу карту Вселенной. (дети помещают планеты на карте Вселенной)

Дети совместно обсуждают результат работы.

Астроном: Давайте проверим нашу карту с помощью стихотворения-помощника:
На Луне жил звездочет, 
Он планетам вел учет.
Меркурий – раз, 
Венера – два, 
Три – Земля, 
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер, 
Шесть – Сатурн, 
Семь – Уран, 
Восьмой – Нептун

Он восьмой идет по счету

А за ним уже потом и 9 планета

Под названием Плутон.

Педагог: Все планеты вращаются вокруг солнца, каждая по своей орбите. Посмотрите наши планеты выстроились на одну линию. Как называется это явление? (парад планет) В этом параде сколько планет участвует? (9) 

Педагог: Значит на маршрутном листе нам необходимо, что положить? (цифру 9 – это количество планет в Солнечной системе) (дети садятся за столы и помещают символ к планетам – цифру 9)

Педагог: А теперь давайте пофантазируем. Может ли существовать десятая планета?

Давайте мы ее придумаем.

7. Продуктивная деятельность «Рисование планеты приемом батик»

·         Задание для желающих гостей (2-3 места + материал)

(Дети рисуют планету по алгоритму и придумывают ей название)

Педагог: Давайте заполним маршрутный лист. Почему вы выбрали слово ЭВРИКА? (потому что сделали открытие новой планеты)

   III.  Заключительная часть. 

Рефлексия.

Педагог: - Все пункты маршрутного листа мы прошли.

 -Какие тайны и секреты вы сегодня сделали на занятии? (дети называют, опираясь при ответе на свой маршрутный лист)

В ходе наших открытий мы создали свою карту Вселенной с ее загадками и неразгаданными тайнами. Давайте возьмем ее в группу, и дальше будем заполнять. 

Вопросы: - Что было интересного, сложного, необычного, чему удивились?

Астроном: Я хочу вам подарить книгу о космическом пространстве с увлекательными путешествиями по планетам, и звезды настроения. Выберите себе любую звезду (дети выбирают звезды)